НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОО
статья по коррекционной педагогике

Лепетуха Дина Викторовна

В статье рассмотрены нетрадиционные методы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в ДОО. Описаны особенности и перспективы нетрадиционные методы работы учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_defektolog_lepetuha.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Лепетуха Дина Викторовна,

учитель-дефектолог

МБДОУ д/с № 67 г. Белгорода

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОО

Аннотация: В статье рассматриваются особенности и перспективы нетрадиционных методов работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в детских образовательных учреждениях (ДОО).

Ключевые слова: нетрадиционные методы, учитель-дефектолог, дети с ОВЗ, ДОО, игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия, сенсорная интеграция, развитие детей, социализация, мотивация, творческие способности, коммуникативные навыки.

Современная система дошкольного образования ориентирована на инклюзивный подход, предполагающий создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этой связи возрастает роль учителя-дефектолога, который не только корректирует нарушения, но и способствует социализации и адаптации детей.

Традиционные методы коррекционной работы, основанные на классических педагогических приёмах, не всегда обеспечивают достаточную эффективность, особенно при работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития. Это обуславливает необходимость внедрения нетрадиционных методов, которые позволяют повысить мотивацию, активизировать познавательные процессы и улучшить эмоциональное состояние ребёнка.

В данной статье рассматриваются современные нетрадиционные подходы в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). Особое внимание уделяется практико-ориентированным технологиям, их преимуществам и ограничениям, а также рекомендациям по внедрению в коррекционный процесс.

Нетрадиционные методы коррекционной работы – это инновационные педагогические и психологические приёмы, выходящие за рамки стандартных обучающих программ. Их ключевая особенность – опора        на мультисенсорное восприятие, игровые формы взаимодействия и творческую активность ребёнка [4].

В зависимости от направленности воздействия нетрадиционные методы можно разделить на следующие группы:

 - Сенсорно-интегративные (стимуляция различных анализаторов);

 - Арт-терапевтические (использование искусства в коррекции);

 - Кинезиологические        (двигательные        практики        для        развития межполушарного взаимодействия);

- Технологии        виртуальной        и        дополненной        реальности (интерактивные обучающие среды).

Эффективность нетрадиционных методов определяется учётом специфики развития детей с ОВЗ. К основным характеристикам этой группы относятся:

  1. Неравномерность развития познавательных процессов (внимание, память, мышление);
  2. Трудности в коммуникации (вербальные и невербальные нарушения);
  3. Эмоционально-волевая        нестабильность        (повышенная тревожность, агрессия или апатия).

Эти особенности требуют индивидуального подхода и использования методов, способствующих не только коррекции, но и эмоциональной разгрузке[2].

Метод сенсорной интеграции, разработанный Дж. Айрес, направлен на упорядочивание поступающей сенсорной информации. В условиях ДОО применяются: тактильные панели (развитие мелкой моторики); световые и звуковые        модули (стимуляция зрительного и слухового восприятия); балансировочные платформы (коррекция вестибулярного аппарата) [1]. Данный метод снижает тревожность за счёт расслабляющего эффекта; улучшает концентрацию внимания. Но имеются ограничения: необходимость специального оборудования; риск перегрузки при неправильном дозировании стимулов.

Арт-терапевтические технологии: рисование (песком, пальчиковыми красками); музыкотерапия        (ритмические упражнения, игра на простых инструментах); сказкотерапию        (моделирование        социальных ситуаций через метафоры). Данные технологии являются эффективным инструментом для развития детей с ОВЗ, их эмоционального и социального благополучия.         Кинезиологические методики направлены на синхронизацию работы полушарий мозга через двигательные упражнения: пальчиковую гимнастику; дыхательные практики; упражнения на координацию (например, «перекрёстные шаги»). Эффективны для улучшения межполушарного взаимодействия и развития произвольного внимания.

Цифровые технологии в коррекционной работе Использование интерактивных средств обучения включает: обучающие приложения (развитие речи, логики); VR-тренажёры (социальные симуляции для детей с РАС); Биоуправляемые игры (нейрофидбек-тренинги). Эти технологии имеют ряд преимуществ: высокая мотивация детей; возможность адаптации уровня сложности. Но цифровые технологии включают и риски: чрезмерное увлечение гаджетами        может снижать живое взаимодействие.

Методические        рекомендации        по        внедрению нетрадиционных методов

Принципы отбора методов:

  1. Индивидуализация – учёт диагноза и уровня развития ребёнка.
  2. Комплексность – сочетание нескольких методик для усиления эффекта.
  3. Дозированность – постепенное увеличение нагрузки.

Критерии эффективности:

  1. Динамика когнитивного развития (улучшение памяти, внимания);
  2. Эмоциональные изменения (снижение тревожности, повышение коммуникативной активности);
  3. Социализация – включённость в групповые занятия [3].

Нетрадиционные методы работы учителя-дефектолога в ДОО расширяют возможности коррекционного воздействия, делая процесс обучения более гибким и адаптивным. Их применение требует тщательного отбора и методической грамотности, однако при правильном использовании они способствуют значительному прогрессу у детей с ОВЗ.

Внедрение инновационных технологий должно сочетаться с традиционными подходами, обеспечивая комплексное развитие ребёнка. Важнейшим условием успеха является непрерывное профессиональное развитие дефектолога и активное взаимодействие с семьёй для закрепления достигнутых результатов.

Список использованной литературы:

  1. Азова, Ю.А. Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОО / Ю.А. Азова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 128с.
  2. Баряева, Л.Б. Интегративная модель образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.А. Казанская. – СПб.: КАРО, 2014. – 240 с.  
  3. Дмитриева, Е.Е. Нетрадиционные техники рисования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ / Е.Е. Дмитриева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
  4. Екжанова, Е.А. Развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта: методическое пособие / Е.А. Екжанова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"

Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Нетрадиционные методы работы с музыкально-одарёнными детьми в ДОУ.

Доклад на матедическом обьединении музыкальных руководителей города....

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Методическая неделя. Инновационные приемы и методы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихологические игры-эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ....

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...

Методы работы учителя-дефектолога для формирования пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ

Рекомендации по проведению различных игр по развитию пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ....