Нетрадиционные методы работы с музыкально-одарёнными детьми в ДОУ.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Милютина Елена Ивановна

Доклад на матедическом обьединении музыкальных руководителей города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_milyutina_e.i.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные методы работы с  музыкально-одарёнными  

                                         детьми в ДОУ.                                                          

                                                                                           Милютина Е.И.,

                                                                         музыкальный руководитель

                                                                       МАДОУ д/с № 7 г. Ставрополя

1.Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Одарённые дети – это? 

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности: ладовое чувство, слуховые представления и музыкально – ритмические чувство, проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

2.Выявление одарённых детей осуществляется следующими методами:

1.Педагогическое наблюдения за детьми.

2.Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. с проведением диагностических срезов развития.

3.планирование и учёт работы по музыкальному воспитанию.

3.Одарённых детей отличает важная черта: у них постоянное стремление к музыкальной деятельности:

 1. Проявляется интерес к музыке и всему, что с ней связано.

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене.

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

4. Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творчество

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики, может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.

5. В нашем дошкольном учреждении проводится работа с одарёнными детьми в форме организации работы кружков «Звездочки» и «Перезвон».

Цель:

Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.

Задачи:

1. Развивать у детей музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.

2.  Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь детям научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.

3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.

4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

6. Программа кружка «Звёздочки»   и «Перезвон» реализуется  в течение одного года, включает   36 занятий. Основная форма работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю.  Оптимальное количество детей - 10 человек.

Программа включает следующие разделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка;    певческие навыки, а также игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

7.Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  три  взаимосвязанных направления:

1.Игра на детских музыкальных инструментах.

2. Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит: пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д); тембровыми подгруппами; при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.

3. Изучение новых хореографических элементов.

8.Какие методы в работе  мы используем?

1.Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

2. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.

3. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. 4.Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

9. Внедряем в образовательную деятельность и методы нетрадиционные:

1.Кружковые занятия проводятся как лекция – концерт  (видеослайды  о композиторе, музыкальные ролики)

2. Видеопросмотр (сказки, концерта, фильма)

3. Танцевальная импровизация (вовлечение детей в активное действие)

4. Музыкотерапия – создание благоприятного настроения

5.Занятия -  репетиция (с приглашением другой группы детей)

6. Конкурс (песни, танца, игры на инструментах)

7. Отчётный концерт

8. Различные здоровье сберегающие приёмы: дыхание, распевки, физминутки, музыкальные игры.

Также в работе с детьми мы используем средства и приемы обучения:

- наглядно - слуховой (аудиозаписи)

- наглядно - зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)

- методические музыкальные игры

- методы стимулирования

 - методы организации деятельности

- методы формирования познания.

10. Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому дети одарённые или с высоким уровнем музыкальности постоянно принимают:

участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на городских, муниципальном  ровнях;

подготовке сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

11. Планируемый результат:

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);

-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                      

-уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                              

-умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

12. Анализируя опыт своей работы в рамках муниципальной инновационной площадки, мы пришли к выводу, что для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью в ДОУ необходимо:

  • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
  • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
  • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»

Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики  рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»...

«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».

Непосредственно образовательная деятельность, включающая 10 образовательных областей....

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи

Игры направлены на развитие и коррекцию речевой и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи посредством малых мячей....