Перспективный план игровых упражнений с блоками Дьенеша. 2024-2025 учебный год.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Уставщикова Елена Валерьевна

Перспективный план игровых  упражнений с блоками Дьенеша в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_igrovyh_uprazhneniy_s_blokami_denesha.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план игровых  упражнений с блоками Дьенеша.

2024-2025 учебный год.

Месяц

№ занятия

Ход занятия.

Игры, игровые упражнения

Цели

Словарь

 сентябрь

Совместная и самостоятельная деятельность детей с блоками Дьенеща

Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками: рассматривать их, обследовать, использовать по своему усмотрению, конструировать различные постройки. ( В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину).

Выявить степень заинтересованности  детей.

Наборы блоков Дьенеша,

октябрь

1

1.Игр/упражнение «Найди  такую же фигуру» (по цвету, по форме, по размеру)

2. Игра «Выложи картинку», наложение блоков на картинки

Тема: «Машина»

 1. Классификация  форм по заданным признакам

Освоение свойств, слов «такой же».  Знакомство со свойствами предметов (цветом, формой, величиной).

 Формировать умение находить фигуры, используя один признак.

 Вырабатывать умение использовать в речи слова, обозначающие признаки предметов.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и накладывать их на изображение.

ФИГУРА

ТАКАЯ ЖЕ
НЕ ТАКАЯ

СКОЛЬКО?

Синий, красный, желтый, круг

Квадрат

Треугольник

Наборы блоков Дьенеша,

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

Таблички

2

Введение карточки-символа (цвет, форма, размер)

1..Игр/упражнение «Найди  такую же фигуру» (по цвету, по форме, по размеру)

2. Игра «Выложи картинку», (наложение блоков на картинки)

Тема: «Ежик»

1. Классификация  форм по заданным признакам.

Дать представление о замещении свойств знаками - символами. Формировать умение находить фигуры с помощью символа, используя один признак. Познакомить с прямоугольником.

Вырабатывать умение использовать в сопряженно- отраженной речи слова, обозначающие названия и признаки форм.

2.Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и накладывать их на изображение.

Найди такую же

(фигуру)

Большой

Маленький

Круг

Квадрат

Треугольник

ПРЯМОУГОЛЬНИК

ЕЖИК

Наборы блоков Дьенеша,

Карточки-символы

(цвет, форма, размер)

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

ноябрь

1

1.Игр/упр «Домики» (классификация по величине)

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Корова»

1.Классификация  форм по заданным признакам.

Введение карточки-символа «величина»                                          Освоение свойств, слов «такой же», закрепление количественного счёта. Формировать умение находить фигуры, используя один признак – величину.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

РАЗОЖИ
ПРАВИЛЬНО
ТАКОЙ ЖЕ

БОЛЬШОЙ
МАЛЕНЬКИЙ

ЧТО У ТЕБЯ?
КОРОВА

Наборы блоков Дьенеша,

Карточки-символы

(величина,)

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

2

1.Игр/упр «Найди домик»           ( классификация по цвету),

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Уточка»

1. Классификация  форм по заданным признакам.

Учить детей классифицировать геометрические формы по цвету, развивать зрительное восприятие; Продолжать закреплять представления о свойствах предметов с помощью символических обозначений признаков предметов. Формировать интерес к деятельности и её конечному результату.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО

ТАКОЙ ЖЕ

СИНИЙ
КРАСНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ

ЧТО У ТЕБЯ?
УТОЧКА

ЭТО ГОЛОВА
ЭТО ЛАПА

КАКОЙ ЦВЕТ?

И Т,Д,

Наборы блоков Дьенеша,

Карточки-символы

(цвет)

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

декабрь

1

1. Дидактическая игра «Третий – лишний»

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Лягушка»

1.Классификация и обобщение предметов по одному признаку

Формировать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать.

Ход игры: по карточкам-алгоритмам выкладываются 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Ребенок должен определить, какая фигура лишняя.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

ЭТА И ЭТА ОДИНАКОВЫЕ

 ЧТО НЕ ТАК?

ЧТО У ТЕБЯ?
ЛЯГУШКА

ГДЕ ГОЛОВА?
ЛАПА? Ит.д.

Наборы блоков Дьенеша,

Карточки-алгоритмы

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

2

1.Игр/упр «Печенье для кукол»

(классификация по форме)

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Бычок»

1. Классификация  форм по заданным признакам.

Учить детей классифицировать геометрические формы по форме, развивать зрительное восприятие; Продолжать закреплять представления о свойствах предметов с помощью символических обозначений признаков предметов. Формировать интерес к деятельности и её конечному результату.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

ТАКАЯ
НЕ ТАКАЯ

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО

ЧТО У ТЕБЯ?
БЫЧОК

ГДЕ ГОЛОВА?
ГДЕ ХВОСТ? КАКОЙ ЦВЕТ?
БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ
 ит.д.

Игрушки: куклы

Таблички

Карточки-символы

Наборы блоков Дьенеша,

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

январь

1

1. Дидактическая игра «Рыбалка»

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Лошадка»

1.Классификация фигур по толщине

Развивать умение различать  предметы по толщине

Ход игры: Дети определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую).  Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а  тонкую для кошки.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

ТОЛСТАЯ
ТОНКАЯ
ТАКАЯ
НЕ ТАКАЯ

ЧТО У ТЕБЯ?
ЛОШАДКА!

ГДЕ ГОЛОВА?
ГДЕ ХВОСТ? КАКОЙ ЦВЕТ?
БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ
 ит.д.

Игрушки: медведь, кошка

Таблички

Карточки-символы

Наборы блоков Дьенеша,

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

2

1.Игр/упр «Найди такую же»    (с использованием символов, по двум признакам одновременно)

2.Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Жираф»

1.Классификация  форм по заданным признакам.

Учить детей классифицировать геометрические формы по двум признакам одновременно;

развивать зрительное восприятие; Продолжать закреплять представления о свойствах предметов с помощью символических обозначений признаков предметов. Формировать интерес к деятельности и её конечному результату.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

НАЙДИ ТАКУЮ!
СМОТРИ!

ЧТО У ТЕБЯ?

(КТО У ТЕБЯ?)ГДЕ ГОЛОВА?
ДЛИННАЯ ШЕЯ И Т,Д,

Таблички

Карточки-символы

Наборы блоков Дьенеша,

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

февраль

1

1. Дидактическая игра «Мышки-норушки» («Чудесный мешочек»)

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Петушок и курочка»

1. Классификация фигур тактильно (на ощупь)

Развитие умения выявлять свойства блоков на ощупь с опорой  на наглядность.

Описание игры: Блоки убираются в коробку или мешочек. Мышки помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков – «запасов на зиму» в норку (коробку), выбирая по слову ведущего (по карточке-символу) фируры одинаковые по форме.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

НАЙДИ ТАКУЮ
ЧТО ЭТО?

(КВАДРАТ
КРУГ
ТРЕУГОЛЬНИК
ПРЯМОУГОЛЬНИК)

КТО У ТЕБЯ?
ПЕТУШОК
КУРОЧКА

Блоки Дьёнеша,

Игрушка Мышка

Карточки-символы

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

2

1.Дидактическая игра «Третий – лишний»

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Самолет»

1.Классификация и обобщение предметов по одному признаку

Формировать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать.

Ход игры: по карточкам-алгоритмам выкладываются 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Ребенок должен определить, какая фигура лишняя.

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

Игрушка Петрушка

Блоки Дьёнеша, таблички,

Карточки-алгоритмы

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

март

1

1. Дид/упр  «Бусы для мамы»

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Кошка»

1.Составление линейного алгоритма по цвету, по форме. 

Выделение свойств и обстрагирование от других признаков по образцу. Учить выкладывать формы по заданному признаку в определенной последовательности с опорой на схему;

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

ПОСМОТРИ, ЧТО ЭТО? (БУСЫ). СДЕЛАЙ ОДИНАКО ВО!

ЧТО (КТО) У ТЕБЯ?
КОШКА

Блоки Дьёнеша, таблички, алгоритмы.

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

2

1. Дид/упр  «Дорожки»

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание картинки на столе по образцу;

Тема: «Слон»

1.Составление линейного алгоритма по цвету, по величине. 

. Учить выкладывать формы по заданному признаку в определенной последовательности с опорой на схему;

2. Моделирование.

Формировать умение выбирать блоки такой же формы, размера и цвета, как на картинке, и выкладывать их на столе.

ЧТО ЭТО? (ДОРОЖКА). СДЕЛАЙ ОДИНАКОВО!

ЧТО (КТО) У ТЕБЯ?
СЛОН

ГДЕ ГОЛОВА?
КАКОГО ЦВЕТА? И Т,Д,

Блоки Дьёнеша, таблички, алгоритмы.

Игровые  альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

апрель

1

1.Дид/упр «Домик»

2. Игра «Выложи картинку», выкладывание предмета на столе по рисунку;

1.Горизонтальная и вертикальная классификация  форм по заданным признакам. 

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур.                   

 Ход игры: Ребёнок должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они совпадали с условиями (опорными рисунками) в строке и в столбце одновременно.

2. Моделирование.

Формировать умение моделировать по предлагаемому рисунку.

ПОСМОТРИ
ЧТО ВВЕРХУ?
 ЧТО ВНИЗУ
ПОСТАВЬ ОДИНАКОВО!
 ПРАВИЛЬНО!

КТО (ЧТО) У ТЕБЯ?

ПОКАЖИ,ГДЕ ГОЛОВА? КАКОГО ЦВЕТА? И Т,Д,

наборы блоков Дьенеша, схемы «Домик», таблички.

Рисунки (картинки) с изображением разных знакомых предметов(4-5 шт)

2

1. 1.Дид/упр «Какой фигуры не хватает?»

2. Игр/упр «Придумай картинку»

1.Горизонтальная и вертикальная классификация  форм по заданным признакам. 

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур.                   

Ход игры: Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами Три ряда по три фигуры. В одном ряду не хватает фигуры.  Ребенок должен понять, какой  фигуры  не хватает и положить ее  в пустую клетку.

2. Моделирование.

Формировать умения выкладывать картинку по собственному замыслу.

ПОСМОТРИ,      ЧТО ЗДЕСЬ?

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
ПОЛОЖИ СЮДА

МОЛОДЕЦ!

ВЫЛОЖИ, ЧТО ХОЧЕШЬ
ЧТО У ТЕБЯ?
МОЛОДЕЦ!

Таблицы из 9 клеток

наборы блоков Дьенеша,

таблички

май

Самостоятельная деятельность детей с блоками Дьенеща.

( развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, упражнения ).

Диагностическое обследование сенсорного развития детей с нарушениями слуха на конец учебного года. (3-4 год обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное план работы с родителями на 2024-2025 учебный год

Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 учебный год...

Перспективный план работы педагога-психолога на 2024-2025 учебный год.

Перспективный план работы педагога-психолога на 2024-2025 учебный год....

Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 учебный год Вторая младшая группа «Капитошки»

Цель: создание необходимых условий для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в облас...

Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 учебный год Вторая младшая группа «Капитошки»

Цель: создание необходимых условий для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в облас...

Перспективный план работы с родителями на 2024 – 2025 учебный год (вторая младшая группа)

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понима...

Перспективный план по сенсорному развитию на 2024 – 2025 учебный год для второй младшей группы (3–4 года)

Тема: «Мир на ладошке»Цель: Формирование первичных сенсорных эталонов через игровую деятельность....