«Духовно-нравственное воспитание в коррекционно - образовательной деятельности учителя логопеда ДОУ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание в коррекционно - образовательной деятельности учителя логопеда ДОУ»

Скарга Л.И., учитель-логопед

МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»,

Скомаровская И.А., учитель-логопед

 МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения, например: закат на берегу реки, куда ребёнок приехал с родителями на отдых, большие пузыри на луже во время дождя, которые он увидел по дороге в детский сад, или торжественные звуки марша во время парада в День Победы. У каждого общества свои нравственные ценности.

Наша задача, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

В начале года мы составляем план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включаю ряд социокультурных категорий представлений о малой родине и Отечестве. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем.

Благодатную почву дают занятия на тему “Моя семья”.

• Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные  представления  о  родственных отношениях  в  семье  (сын,  дочь,  мама,  папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и  возраста;  имен  родителей. Чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

• “Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

• “Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у мамы, у папы и т.д.

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.

•        Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными»  профессиями. Воспитывать любовь к Родине.  Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

•        В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия – артиллерист.

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.

•        Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней. Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с «городскими» профессиями (полицейский, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни и пр. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры). Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

«Букет красивых слов» - Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному краю.

Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город»

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

При изучении темы «Знакомство с народной культурой и традициями».

Задачи: Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.  Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Учить рассматривать и составлять рассказы про народные  игрушки.

Посещение музея «История народной игрушки».

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.

•        Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистами, глубокой благодарности к ветеранам войны.

•  “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

• “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./

Но главное, помнить!

ДЕТИ НАС НЕ СЛУШАЮТ, ДЕТИ НАС СМОТРЯТ!

Можно бесконечно долго играть, беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но если ребенок не видит отражения этих слов в действия взрослых, которые его окружают, все это напрасно.

Литература:

1 Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8.

2 М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005№1.

3 З.А.Ершова, Н.АКраскина «Никто не забыт, ничто не забыто».

4 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.А.Алешина. – М.: ЦГЛ,

2005 – 205 с.

5 Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений /

В.Г.Нечаева, Т.А.Макарова – М.: Просвещение, 1984 -272с.

6 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса,

А.Н.Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008 – 112 с.

7 И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4.

8 Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007 – 200с.

9 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005 – 247с.

10 Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред.

Виноградовой А.М.

11 Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-

Петербург, детство – пресс, 2011 – 190с.

12 Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982 – 151 с.

13 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991

14 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя

группа). – М.: 2010, 101с.

15 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая

группа). – М.: 2010, 109 с.

16 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

(подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

17 Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001

18 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

19 Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки в подготовительной к школе логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Вся работа учителя-логопеда регламентируется циклограммой, в которой поминутно расписаны все проводимые виды работ логопеда с детьми. Меняется циклограмма по периодам в зависимости от чередования той ...

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе

Данный материал предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Для активизации коррекционно-образовательной деятельности  детей с ОВЗ на логопедических занятиях  по развитию фонематического (речевого) восприятия и подготовки к обучению грамоте...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ регулирует работу специалиста в старшей-подготовительной логопедической группе для детей с ОНР и ФФНР. Программа включает в себя пояснительную записку, характери...

Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...

Учебно-тематическое планирование индивидуальной организационной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Этот материал подробно раскрываеи всё этапы логопедической работы, напрвления работы и расчет времени на каждого ребенка отдельно и всех (25) детей в целом, что помогает детально планировать свою лого...