Главные вкладки

    Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении
    консультация на тему

    Бодрова Марина Анатольевна

    Консультация для учителя-логопеда

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда

    в дошкольном образовательном учреждении

    Консультация для учителя-логопеда

    Разработала Бодрова М.А.Старший воспитатель

    ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»

    Построение в детском саду системы коррекционно-развивающей работы, позволяющей компенсировать речевые нарушения детей .Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется в следующих направлениях:

    • Диагностико-аналитическое
    • Прогностическое
    • Коррекционно-развивающее
    • Координация взаимодействия субъектов в едином коррекционно-образовательном пространстве
    • Профилактическое и преемственное саморазвитие и развитие ДОУ
    • Изучения и внедрения эффективных технологий в работу ДОУ

    Методы и технологии диагностико-аналитического направления:

    • Изучение и анализ медико-педагогической документации (характеристики, анкеты, анамнестические данные, результаты клинического исследования ребёнка педиатром, отоларингологом, неврологом и др.)
    • Наблюдение особенностей поведения и общения ребёнка в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности
    • Беседы с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные), педагогами, родителями
    • Промежуточные, итоговый срезы
    • Диагностические пробы:

    -педагогические (дидактические, словесные, наглядные, практические методы и приёмы в исследовании всех сторон речевой деятельности) по методикам О.Е.Грибовой, Г.В.Чиркиной

    -специальные функциональные пробы (изучение строения артикуляционного аппарата, функций моторики и дыхания) по методикам Н.Ю.Григоренко, С.А.Цыбульского.

    • Интерпретация данных обследования

    Инструментарий:

    Диагностические задания на базе созданного дидактического материала Одним из направлений деятельности является формирование слоговой структуры слова у дошкольников: проблемы, технологические приёмы.  Целью данной работы является отбор, последовательность эффективных приёмов в развитии навыков употребления детьми слов сложной слоговой структуры.

    Способ: Освоение, интеграция методик (С.Е.Большакова, Н.В.Курдвановская, Г.В.Бабина, Н.Ю.Сафонкина)

    Инструментарий:

    • Диагностический, дидактический материал, картотека игр по формированию пространственно-временных представлений и серийно-последовательной организации движений.
    • Схема применения приёмов (из разных методик) по развитию неречевых процессов соответственно возраста детей
    • Последовательность, взаимосвязанность и дифференцированность педагогического участия в процессе (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, учитель-логопед)
    • Практические рекомендации для педагогов и родителей (основные направления, игры, игровые приёмы)

    В результате учителем-логопедом и педагогами:

    1. Осуществляется дифференциальная клинико-педагогическая диагностика детей с учётом аспектов: оценка физического и неврологического состояния детей; оценка физического и неврологического состояния детей; изучение строения органов артикуляции, исследование состояния артикуляционной, мимической моторики, моторики кистей и пальцев рук; изучение строения органов артикуляции, исследование состояния артикуляционной, мимической моторики, моторики кистей и пальцев рук; комплексное обследование всех сторон речевой деятельности и сопряжённых с ней психических процессов.

    2. Выявляются индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка.

    3. Анализируются данные обследования (анамнестические, клинические, педагогические).

    4. Планируется коррекционно-педагогическая работа (индивидуально, с подгруппами, фронтально).

    Разделы планирования:

    • Стороны речевой деятельности
    • Моторные функции
    • Психические процессы, связанные с речью

    Планирование индивидуальной работы

    • Становление (коррекция) речевых навыков
    • Поэтапная автоматизация (дифференциация) речевых навыков

    Планирование работы с группой детей

    • Закрепление комплекса речевых навыков
    • Активизация речевых навыков в коллективной деятельности
    • Стимулирование речевой активности
    • Формирование коммуникативной культуры

    Действуют пакеты документации для обследования детей, планирования коррекционно-развивающей работы

    Отслеживается развитие каждого ребёнка с нарушением речи по индивидуальному образовательному маршруту

    Результаты работы учителя-логопеда и педагогического коллектива:

    1. Решение основных задач коррекционного обучения посредством логопедических занятий:

    Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия)

    Развитие навыков связной речи

    Овладение элементами грамоты

    2. Качественная активизация речевой деятельности и личностного развития детей посредством преобразования предметно-развивающей среды в группе

    3. Контроль уровня овладения детьми знаний, умений и навыков

    4. Карты развития ребенка

    5. Логопедизация предметно-развивающего пространства

    Каждый участник воспитательно-образовательного пространства выполняет следующие функции:

    УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

    Решение коррекционных задач - формирование речевых навыков и умений Логопедизация режимных моментов и занятий

    СЕМЬЯ Закрепление речевых навыков в свободной деятельности

    Контроль речи ребенка

    Оптимизация, стимулирование процесса коррекции

    ВОСПИТАТЕЛИ Закрепление навыков

    Реализация образовательной программы ДОУ

    Интеграция содержания логопедической работы в деятельность детей ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Диагностика Психологическая коррекция высших психических функций Социальная адаптация

    АДМИНИСТРАЦИЯ ДОУ Методическая помощь, решение нормативно-правовых вопросов, обеспечение МТБ

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Формирование ритмики, пластики, просодики Логоритмика Корригирующая гимнастика (дыхательная, речевая) ИНСТРУКТОР ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ Формирование моторных навыков и умений Лечебная физкультура

    РЕБЕНОК Участие Активность Сознательность Самоконтроль Мотивация

    Данная система работы позволяет создать целостную систему взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса в детском саду, обеспечить интегрированные связи между специалистами, комплексный подход к деятельности (диагностика, профилактика, коррекционно-развивающий аспект; общее планирование)

    Коррекционную работ учитель-логопед планирует в соответствии с задачами профилактического и преемственного направления детского сада:

    1. Проводить плановую работу во всех группах физиологической направленности детского сада:

    Обследование речи детей

    Направление на ПМПК, к узким специалистам

    Консультирование педагогов

    Оказание ранней коррекционной помощи детям (с 5-х лет)

    2. Способствовать преемственности между педагогами, логопедами детского сада и школы

    3. Пропагандировать логопедические знания через консультации родителей

    4. Способствовать предупреждению речевых нарушений у детей

    5. Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей

    6. Выступления на родительских собраниях

    7. Методические, практические рекомендации для педагогов и родителей.

    Учитель-логопед принимает активное участие в функционировании и развитии ДОУ: Методический совет ПМПк, целевые, творческие группы, педагогические советы.

    Рекомендуемые современные, эффективные технологии для работы учителя-логопеда:

    Проектная деятельность: Собственные проекты. Проекты коллег (участие) Логопедические технологии: Дыхательная гимнастика, миогимнастика, логопедический массаж

    Непрерывность логопедического воздействия (детский сад - семья) позволяют сократить сроки коррекционной работы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

    В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

    План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

    Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

    «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

    Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовл...

    АНАЛИЗ образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» за 2017 – 2018 учебный год

    АНАЛИЗ образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Улыбка» за 2017 – 2018 учебный год...

    Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

    Любая образовательная деятельность, несвязанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомля...

    Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

     Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...