Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении
консультация на тему

Бодрова Марина Анатольевна

Консультация для учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда

в дошкольном образовательном учреждении

Консультация для учителя-логопеда

Разработала Бодрова М.А.Старший воспитатель

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»

Построение в детском саду системы коррекционно-развивающей работы, позволяющей компенсировать речевые нарушения детей .Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется в следующих направлениях:

  • Диагностико-аналитическое
  • Прогностическое
  • Коррекционно-развивающее
  • Координация взаимодействия субъектов в едином коррекционно-образовательном пространстве
  • Профилактическое и преемственное саморазвитие и развитие ДОУ
  • Изучения и внедрения эффективных технологий в работу ДОУ

Методы и технологии диагностико-аналитического направления:

  • Изучение и анализ медико-педагогической документации (характеристики, анкеты, анамнестические данные, результаты клинического исследования ребёнка педиатром, отоларингологом, неврологом и др.)
  • Наблюдение особенностей поведения и общения ребёнка в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности
  • Беседы с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные), педагогами, родителями
  • Промежуточные, итоговый срезы
  • Диагностические пробы:

-педагогические (дидактические, словесные, наглядные, практические методы и приёмы в исследовании всех сторон речевой деятельности) по методикам О.Е.Грибовой, Г.В.Чиркиной

-специальные функциональные пробы (изучение строения артикуляционного аппарата, функций моторики и дыхания) по методикам Н.Ю.Григоренко, С.А.Цыбульского.

  • Интерпретация данных обследования

Инструментарий:

Диагностические задания на базе созданного дидактического материала Одним из направлений деятельности является формирование слоговой структуры слова у дошкольников: проблемы, технологические приёмы.  Целью данной работы является отбор, последовательность эффективных приёмов в развитии навыков употребления детьми слов сложной слоговой структуры.

Способ: Освоение, интеграция методик (С.Е.Большакова, Н.В.Курдвановская, Г.В.Бабина, Н.Ю.Сафонкина)

Инструментарий:

  • Диагностический, дидактический материал, картотека игр по формированию пространственно-временных представлений и серийно-последовательной организации движений.
  • Схема применения приёмов (из разных методик) по развитию неречевых процессов соответственно возраста детей
  • Последовательность, взаимосвязанность и дифференцированность педагогического участия в процессе (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, учитель-логопед)
  • Практические рекомендации для педагогов и родителей (основные направления, игры, игровые приёмы)

В результате учителем-логопедом и педагогами:

1. Осуществляется дифференциальная клинико-педагогическая диагностика детей с учётом аспектов: оценка физического и неврологического состояния детей; оценка физического и неврологического состояния детей; изучение строения органов артикуляции, исследование состояния артикуляционной, мимической моторики, моторики кистей и пальцев рук; изучение строения органов артикуляции, исследование состояния артикуляционной, мимической моторики, моторики кистей и пальцев рук; комплексное обследование всех сторон речевой деятельности и сопряжённых с ней психических процессов.

2. Выявляются индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка.

3. Анализируются данные обследования (анамнестические, клинические, педагогические).

4. Планируется коррекционно-педагогическая работа (индивидуально, с подгруппами, фронтально).

Разделы планирования:

  • Стороны речевой деятельности
  • Моторные функции
  • Психические процессы, связанные с речью

Планирование индивидуальной работы

  • Становление (коррекция) речевых навыков
  • Поэтапная автоматизация (дифференциация) речевых навыков

Планирование работы с группой детей

  • Закрепление комплекса речевых навыков
  • Активизация речевых навыков в коллективной деятельности
  • Стимулирование речевой активности
  • Формирование коммуникативной культуры

Действуют пакеты документации для обследования детей, планирования коррекционно-развивающей работы

Отслеживается развитие каждого ребёнка с нарушением речи по индивидуальному образовательному маршруту

Результаты работы учителя-логопеда и педагогического коллектива:

1. Решение основных задач коррекционного обучения посредством логопедических занятий:

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия)

Развитие навыков связной речи

Овладение элементами грамоты

2. Качественная активизация речевой деятельности и личностного развития детей посредством преобразования предметно-развивающей среды в группе

3. Контроль уровня овладения детьми знаний, умений и навыков

4. Карты развития ребенка

5. Логопедизация предметно-развивающего пространства

Каждый участник воспитательно-образовательного пространства выполняет следующие функции:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Решение коррекционных задач - формирование речевых навыков и умений Логопедизация режимных моментов и занятий

СЕМЬЯ Закрепление речевых навыков в свободной деятельности

Контроль речи ребенка

Оптимизация, стимулирование процесса коррекции

ВОСПИТАТЕЛИ Закрепление навыков

Реализация образовательной программы ДОУ

Интеграция содержания логопедической работы в деятельность детей ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Диагностика Психологическая коррекция высших психических функций Социальная адаптация

АДМИНИСТРАЦИЯ ДОУ Методическая помощь, решение нормативно-правовых вопросов, обеспечение МТБ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Формирование ритмики, пластики, просодики Логоритмика Корригирующая гимнастика (дыхательная, речевая) ИНСТРУКТОР ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ Формирование моторных навыков и умений Лечебная физкультура

РЕБЕНОК Участие Активность Сознательность Самоконтроль Мотивация

Данная система работы позволяет создать целостную систему взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса в детском саду, обеспечить интегрированные связи между специалистами, комплексный подход к деятельности (диагностика, профилактика, коррекционно-развивающий аспект; общее планирование)

Коррекционную работ учитель-логопед планирует в соответствии с задачами профилактического и преемственного направления детского сада:

1. Проводить плановую работу во всех группах физиологической направленности детского сада:

Обследование речи детей

Направление на ПМПК, к узким специалистам

Консультирование педагогов

Оказание ранней коррекционной помощи детям (с 5-х лет)

2. Способствовать преемственности между педагогами, логопедами детского сада и школы

3. Пропагандировать логопедические знания через консультации родителей

4. Способствовать предупреждению речевых нарушений у детей

5. Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей

6. Выступления на родительских собраниях

7. Методические, практические рекомендации для педагогов и родителей.

Учитель-логопед принимает активное участие в функционировании и развитии ДОУ: Методический совет ПМПк, целевые, творческие группы, педагогические советы.

Рекомендуемые современные, эффективные технологии для работы учителя-логопеда:

Проектная деятельность: Собственные проекты. Проекты коллег (участие) Логопедические технологии: Дыхательная гимнастика, миогимнастика, логопедический массаж

Непрерывность логопедического воздействия (детский сад - семья) позволяют сократить сроки коррекционной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

 Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....

Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №156 «Сказка» в рамках реализации части образовательной программы дошкольного образов

Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельностиМуниципального казенного Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов...