Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
методическая разработка по логопедии

Егорова Надежда Михайловна

   Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используется технология проектирования, которая занимает особое место в дошкольном образовании и успешно применяется в процессе непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uchitelya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учителя-логопеда

в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

      Изменения в социально-экономических отношениях в современном обществе привели к значительным сдвигам, появляющимся в системе дошкольного образования, развитие которой за последние годы поднялось на более качественный уровень. Принятый новый «Закон об образовании» РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования  утверждают основные принципы, такие как, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с социумом, культурой и окружающим миром, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности и ряд других.

      В связи с этим, грамотный педагог должен быть хорошо ориентирован в зоне ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и потребности. Профессиональные компетенции предполагают  сбалансированную организацию видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости коррекционной, консультативной и иной помощи.

      Деятельность учителя-логопеда группы коррекционной направленности в дошкольном учреждении комбинированного вида имеет определенные трудности, связанные с рядом причин. В первую очередь, это увеличивающееся с каждым годом количество воспитанников с ОВЗ, сочетанные дефекты речи, различный уровень сформированности когнитивных процессов, индивидуальный темп усвоения материала, соматически ослабленные дети, воспитанники с аллергоанамнезом и др.  

      Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Наиболее перспективным для оптимизации коррекционно-образовательного процесса является использование инновационных технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями (законными представителями) с использованием нетрадиционных форм работы. Сегодняшние дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, в том числе используя интернет-ресурсы, учатся общению и взаимодействию со сверстниками и окружающими их взрослыми путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.

      Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, мной широко используется технология проектирования, которая занимает особое место в дошкольном образовании и успешно применяется в процессе непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и в работе с родителями. 

      Суть проектирования в образовании состоит в такой организации коррекционно-образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

      Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при непосредственном взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество, будучи умело направленным, способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Воспитанники с ОВЗ, с различными нарушениями речевого развития перестают быть объектами коррекционно-педагогического воздействия, а становятся активными участниками творческой деятельности, цель которой – активизация их собственных ресурсов в процессе коррекции, обучения и развития в целом.

      В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, а именно, не просто воспитание стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, а формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 
      Одной из важнейших педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. Кроме того, он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою индивидуальную и совместную работу. 
     Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.  В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

      Проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с дошкольниками подвела меня к разработке логопедических проектов, направленных на создание условий для полноценного речевого развития детей. Кроме того, это способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

      Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.

     Довольно просто, и это уже повсеместно практикуется, организовать проектную деятельность по темам, касающимся речевого развития в специализированных детских садах для детей с речевыми нарушениями. Вся система работы там организована на коррекцию и развитие речи детей, поэтому и логопед и воспитатели имеют все возможности организовать такую форму работы. Но условия и система работы временной речевой группы или логопункта общеобразовательных дошкольных учреждений или дошкольных учреждений комбинированного вида  не дает таких широких возможностей для реализации проектной деятельности. Однако, внедряя в коррекционно-образовательный процесс как краткосрочные, так и долгосрочные проекты мне удалось не только увеличить объем коррекционного воздействия и способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, но и объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

     Основной составляющей моей деятельности является работа над звуковой культурой речи: звукопроизношением, фонематическим слухом и восприятием, речевым слухом, формированием аналитико-синтетической активности. Но без помощи родителей сложно справится с этой задачей. Родителям было предложено совместное участие в  долгосрочном информационном проекте «Закрепляем, играя!», который вызвал значительный интерес, потому что родители заинтересованы в повышении результативности логопедических занятий, но при этом не обладают достаточными педагогическими знаниями и достаточным количеством свободного времени. В ходе реализации проекта у детей повысилась активность, самостоятельность, ответственность, интерес к познанию, сформировались начальные навыки самоконтроля, у родителей повысилось чувство ответственности, сформировался навык совместного сотрудничества, понимание необходимости и важности закрепления знаний, полученных ребенком во время совместной деятельности с логопедом.  

      Общение с родителями происходит как лично, так и по электронной почте или интернет-мессенджерам, что не ограничивает время общения и дает свободу выбора контакта. Родители знакомятся с разработанной индивидуальной коррекционно-развивающей программой своего ребенка, получают для закрепления речевых навыков, разработанные мной материалы и рекомендации по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи у детей, а также могут не только очно, но и дистанционно присутствовать на занятии, узнавая на наглядном практическом материале методы и приёмы развития артикуляционной моторики, формирования речевого дыхания, развития звукового анализа и синтеза.

      Использование проектного метода способствовало проявлению большего интереса родителей к коррекции речи у своих детей, активизировало их совместную деятельность, привело к более тесному сотрудничеству, что дало положительные результаты.

      Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе и увлекать этим родителей, способствуют такие проекты как «Трудные звуки», «Любимая буква», «Живые игрушки».

      Проект «Трудные звуки» направлен на самостоятельное выявление ребенком органов, участвующих в образовании звуков речи, исследование и осмысление им положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков, а также осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука, что обеспечивает качественное исправление дефекта произношения. Изучая комплекс артикуляционных упражнение для постановки звука, ребенок изготавливает собственную папку «Говори правильно»,  привлекая к этому родителей и повышая тем самым их заинтересованность.

     Проект «Любимая буква» помогает формировать представление о звуках и буквах родного языка, знакомить с буквами в интересной и доступной форме, кроме того формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ, что, бесспорно, повышает интерес детей к непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте. Совместное творчество родителей и детей при изготовлении букв из различных материалов и различными способами увлекает и тех и других, создавая дух соперничества.

      Проект «Живая игрушка»  направлен на углубление знаний детей об окружающей среде, расширению словарного запаса и построению правильных грамматических форм речи, на формирование у дошкольников умения оперировать обобщающими понятиями, развитие фонематического слуха и правильного речевого дыхания, плавной воздушной струи, формирование навыков чтения. Улучшению коммуникативных навыков детей и повышению интереса родителей к коррекционному процессу также способствует совместное изготовление дидактических игр.

      Тесное взаимодействие логопеда, ребенка и семьи создает такие условия, когда ребенок испытывает удовлетворение от общения, не избегает его, и это значительно обогащает его словарный запас, учит правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать, получать положительные эмоции.

      В результате проектной деятельности ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками, улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, повышается уровень речевого развития в целом.  Использование проектного метода способствует проявлению большего интереса родителей к коррекции речи у своих детей, активизирует их совместную деятельность, ведет к более тесному сотрудничеству с логопедом, что дает неизменно положительные результаты.

Литература:

1. М. А. Захарова, Е. В. Костина «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» Школьная пресса, 2010 г.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, 25 ноября, 2013

4. ФГОС ДО: комментарии и рекомендации //Дошкольное воспитание, №6 - М.: Воспитание дошкольника, 2017