Комитет по образованию Администрации г.Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 6 « Ласточка» КОНСПЕКТ СООБЩЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДОУ» ПО
консультация (старшая группа)

Корбут Оксана Вячеславовна

Концептуальной основой деятельности ДОУ «Ласточка» на основании положений программы "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
    • исследований состояния здоровья детей,
    • диагностика физической подготовленности дошкольников;
    • анализ профессиональной компетенции воспитателей,
    • тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,
    • исследование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье".
  2. Анализ созданных условий в детском саду.
  3. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.
  4. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
  5. Выработка алгоритма деятельности
  6. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения

         Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (особенно, ослабление зрения детей), что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач закреплённый участковой больницей, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

Данные контроля и мониторинга показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов..

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажёрами, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания- дуги, а в младших группах изготовлены мини физкультурные атрибуты.. В подготовительной и старшей группах имеются физкультурные уголки, на которых дети могут выполнять самые разнообразные движения. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки с фитобаром, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Помимо этого, с целью коррекции имеющихся отклонений у детей(ДЦП), обеспечения их психологического комфорта психолог детского сада сотрудничает с образовательным учреждением "Центр помощи детям".

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения функционирует комната "Дорожное движение".

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевая лампа,  тепловлажный ингалятор, в релаксационной комнате есть ионизатор воздуха люстра «Чижевского».

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Однако, в нашем детском саду работает большое количество кружков и платных услуг. А интенсификация учебно-воспитательного процесса, как известно, является "фактором риска". Поэтому нами продуманы пути снижения умственной нагрузки на детей через организацию динамических пауз и рациональное распределение всех видов деятельности в течение дня.

Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.

Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".

Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа здоровья ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов; договор со специалистами.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей,улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:

  • принцип научности - подкрепление всех мероприятий,направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса;
  • принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

  • утренняя гимнастика, аэробика;
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • занятия, прогулки, походы;
  • совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • кружок "Аэробика";
  • дневной сон с фитоподушками (хвоя, лекарственные травы).
  • «БОС-ЗДОРОВЬЕ» методика Сметанниковой.
  • Уроки Доброты по методике Ю.Д.Куклачева.

Реализация оздоровительной деятельной деятельности МОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

На основе концептуальных положений программы  «От рождения до школы» педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:

  • Глазырина Л.Д. "Физическая культура - дошкольникам",
  • Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста",
  • Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста",
  • методику Уманского по закаливанию детей. Рижский метод закаливания.
  • Биологически обратная связь (БОС-Здоровье).

В рамках концепции деятельности ДОУ инструктором по физкультуре разработана своя концептуальная модель деятельности.

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста". Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя".

         Педагоги проводят «Уроки доброты» по методике Ю.Д. Куклачева ,«Что такое жизнь», «Любовь –главная энергия мировоззрения», «Учитесь слушать тишину», Учитесь разговаривать со своим сердцем».  Для этого была проведена встреча с Ю.Д.Куклачевым,  он рассказал методику  проведения уроков доброты.

         Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

 

Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:

  • использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ;
  • психологическое сопровождение развития;
  • разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
  • система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
  • организация питания;
  • оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах - массаж стопы , обширное умывание по методу Уманского, сухое обтирание, восточная гимнастика на постели, уход за полостью рта.

А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья". Праздник «Масленицы» проводится  ежегодно , куда включены и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводит как инструктор по физкультуре, так и воспитатели. В зимний период проводятся катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для приобщения детей к различным  видам спорта,  в нашем дошкольном учреждении создан кружок «Аэробики», который посещают девочки подготовительной группы. А для всех детей проводятся занятия на спортивных тренажёрах.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Система методической работы

по повышению компетентности педагогов

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптированние, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.

Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Так, вопросы организации активного отдыха детей были рассмотрены на педсовете по модели телевизионной игры "Последний герой", где педагоги продемонстрировали умение составлять нетрадиционные комплексы утренней гимнастики, программу Дня здоровья. На педсовете "Физкультура- это сила и здоровье" был организован смотр-конкурс на лучшее физкультурное оборудование для похода, организации зимней прогулки.

Высокой активности педагогов на педагогических совещаниях способствуют консультации, семинары-практикумы, лектории, занятия "Школы программы "Детство", проводимые старшим воспитателем и инструктором по физкультуре, педагогами.

Овладевая основами исследовательской деятельности, инструктор по физкультуре разработал учебно-тематический план работы кружка "Дискотека".

Знакомясь с опытом работы педагогов городаПодольска, воспитатели посещают методические объединения. Но и наше дошкольное учреждение не остаётся в стороне от распространения передового педагогического опыта. На базе детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физкультуре "Организация взаимодействия педагогов", "Формирование двигательного статуса детей", проблемный семинар "Организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма".

Работа с родителями

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала "Машины на улицах города"), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия "Морское царство", на котором они смогли увидеть успехи своих детей.

Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", «Крепыш»,"Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

В нашем детском саду работают консультативные пункты:  психологическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

В дошкольном учреждении является традицией оставлять свои отзывы в книге-летописи детского сада. В ней много тёплых слов в адрес сотрудников ДОУ.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Питание воспитанников   осуществляется по примерному десятидневному меню, согласованному  руководителем отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН.

В основу разработки  меню вошли все необходимые пищевые продукты в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03. Оптимальное соотношение белков и углеводов в настоящем меню принято 1:1:4, допустимое 1:1:4.

Настоящее меню рассчитано на трехразовое питание (завтрак, обед, полдник). Предусмотрена следующая калорийность каждого приёма пищи: завтрак – 35%; обед – 45%; полдник – 20%;  В суточном рационе допускается отклонение калорийности на 1-5%. Реализация настоящего меню удовлетворяет суточную потребность детей с полутора до семи лет.

Каждый приём пищи осуществляется в соответствии с режимом дня учреждения. Родителей информируем об ассортименте питания ребёнка, вывешивая ежедневное меню во всех группах. Выдача готовой  пищи разрешается только после снятия пробы медицинского работника с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ,  имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным требованиям и сертификаты соответствия.

 

Наглядные формы работы с родителями

 

 

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада (75% детей учатся на "4" и "5") и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_meropriyatiya_vdou.docx498.68 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад  № 6 « Ласточка»

КОНСПЕКТ СООБЩЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

          «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

          МЕРОПРИЯТИЯ  В ДОУ»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ КОРБУТ О.В.


        

Концептуальной основой деятельности ДОУ «Ласточка» на основании положений программы "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  • исследований состояния здоровья детей,
  • диагностика физической подготовленности дошкольников;
  • анализ профессиональной компетенции воспитателей,
  • тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,
  • исследование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье".
  1. Анализ созданных условий в детском саду.
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.
  3. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
  4. Выработка алгоритма деятельности
  5. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения

        Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (особенно, ослабление зрения детей), что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач закреплённый участковой больницей, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

Данные контроля и мониторинга показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов..

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажёрами, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания- дуги, а в младших группах изготовлены мини физкультурные атрибуты.. В подготовительной и старшей группах имеются физкультурные уголки, на которых дети могут выполнять самые разнообразные движения. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки с фитобаром, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Помимо этого, с целью коррекции имеющихся отклонений у детей(ДЦП), обеспечения их психологического комфорта психолог детского сада сотрудничает с образовательным учреждением "Центр помощи детям".

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения функционирует комната "Дорожное движение".

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевая лампа,  тепловлажный ингалятор, в релаксационной комнате есть ионизатор воздуха люстра «Чижевского».

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Однако, в нашем детском саду работает большое количество кружков и платных услуг. А интенсификация учебно-воспитательного процесса, как известно, является "фактором риска". Поэтому нами продуманы пути снижения умственной нагрузки на детей через организацию динамических пауз и рациональное распределение всех видов деятельности в течение дня.

Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.

Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".

Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа здоровья ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов; договор со специалистами.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей,улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:

  • принцип научности - подкрепление всех мероприятий,направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса;
  • принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

  • утренняя гимнастика, аэробика;
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • занятия, прогулки, походы;
  • совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • кружок "Аэробика";
  • дневной сон с фитоподушками (хвоя, лекарственные травы).
  • «БОС-ЗДОРОВЬЕ» методика Сметанниковой.
  • Уроки Доброты по методике Ю.Д.Куклачева.

Реализация оздоровительной деятельной деятельности МОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

На основе концептуальных положений программы  «От рождения до школы» педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:

  • Глазырина Л.Д. "Физическая культура - дошкольникам",
  • Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста",
  • Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста",
  • методику Уманского по закаливанию детей. Рижский метод закаливания.
  • Биологически обратная связь (БОС-Здоровье).

В рамках концепции деятельности ДОУ инструктором по физкультуре разработана своя концептуальная модель деятельности.

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста". Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя".

        Педагоги проводят «Уроки доброты» по методике Ю.Д. Куклачева ,«Что такое жизнь», «Любовь –главная энергия мировоззрения», «Учитесь слушать тишину», Учитесь разговаривать со своим сердцем».  Для этого была проведена встреча с Ю.Д.Куклачевым,  он рассказал методику  проведения уроков доброты.

        Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

C:\Users\1\Desktop\ШАБАШКА\2 Младшая\27.06.2014\IMG_1035.JPG

Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:

  • использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ;
  • психологическое сопровождение развития;
  • разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
  • система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
  • организация питания;
  • оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах - массаж стопы , обширное умывание по методу Уманского, сухое обтирание, восточная гимнастика на постели, уход за полостью рта.

А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья". Праздник «Масленицы» проводится  ежегодно , куда включены и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводит как инструктор по физкультуре, так и воспитатели. В зимний период проводятся катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для приобщения детей к различным  видам спорта,  в нашем дошкольном учреждении создан кружок «Аэробики», который посещают девочки подготовительной группы. А для всех детей проводятся занятия на спортивных тренажёрах.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Система методической работы

по повышению компетентности педагогов

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптированние, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.

Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Так, вопросы организации активного отдыха детей были рассмотрены на педсовете по модели телевизионной игры "Последний герой", где педагоги продемонстрировали умение составлять нетрадиционные комплексы утренней гимнастики, программу Дня здоровья. На педсовете "Физкультура- это сила и здоровье" был организован смотр-конкурс на лучшее физкультурное оборудование для похода, организации зимней прогулки.

Высокой активности педагогов на педагогических совещаниях способствуют консультации, семинары-практикумы, лектории, занятия "Школы программы "Детство", проводимые старшим воспитателем и инструктором по физкультуре, педагогами.

Овладевая основами исследовательской деятельности, инструктор по физкультуре разработал учебно-тематический план работы кружка "Дискотека".

Знакомясь с опытом работы педагогов городаПодольска, воспитатели посещают методические объединения. Но и наше дошкольное учреждение не остаётся в стороне от распространения передового педагогического опыта. На базе детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физкультуре "Организация взаимодействия педагогов", "Формирование двигательного статуса детей", проблемный семинар "Организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма".

Работа с родителями

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала "Машины на улицах города"), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия "Морское царство", на котором они смогли увидеть успехи своих детей.

Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", «Крепыш»,"Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

В нашем детском саду работают консультативные пункты:  психологическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

В дошкольном учреждении является традицией оставлять свои отзывы в книге-летописи детского сада. В ней много тёплых слов в адрес сотрудников ДОУ.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Питание воспитанников   осуществляется по примерному десятидневному меню, согласованному  руководителем отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН.

В основу разработки  меню вошли все необходимые пищевые продукты в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03. Оптимальное соотношение белков и углеводов в настоящем меню принято 1:1:4, допустимое 1:1:4.

Настоящее меню рассчитано на трехразовое питание (завтрак, обед, полдник). Предусмотрена следующая калорийность каждого приёма пищи: завтрак – 35%; обед – 45%; полдник – 20%;  В суточном рационе допускается отклонение калорийности на 1-5%. Реализация настоящего меню удовлетворяет суточную потребность детей с полутора до семи лет.

Каждый приём пищи осуществляется в соответствии с режимом дня учреждения. Родителей информируем об ассортименте питания ребёнка, вывешивая ежедневное меню во всех группах. Выдача готовой  пищи разрешается только после снятия пробы медицинского работника с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ,  имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным требованиям и сертификаты соответствия.

Наглядные формы работы с родителями

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада (75% детей учатся на "4" и "5") и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....

Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны

Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период Исмагиловой Татьяны Ивановны воспитателя коррекционной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 40 «Кр

Индивидуальный план повышения профессионального уровняна межаттестационный период Исмагиловой Татьяны Ивановнывоспитателя коррекционной группымуниципального бюджетного дошкольного образовательног...

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

 Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Калининграда детский сад № 113 Мастер –класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования мыльными пузырями» Вып

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Калининграда детский сад № 113      Мастер –класс для педагогов«Нетрадиционные техники рисова...