Консультация логопеда для родителей воспитанников ДОУ: «Роль семейного окружения в становлении речи дошкольников».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
О важности родителей в развитии речи дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для родителей воспитанников ДОУ: «Роль семейного окружения в становлении речи дошкольников».
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии речи ребенка. Вспоминая слова Л.С. Выготского, можно сказать, что развитие речи – это не только расширение лексикона и освоение грамматических конструкций, но, прежде всего, развитие мышления. Почему же так значима роль родителей? Физическое, психологическое и познавательное развитие ребенка берет свое начало в раннем возрасте. Все основные умения и навыки, включая правильную речь, формируются в семье. Речь ребенка копирует речь его близких, его окружения. Поэтому крайне необходимо, чтобы с самых ранних лет ребенок слышал правильную и четкую речь, которая станет образцом для его собственной. Таким образом, семья играет незаменимую роль в формировании у ребенка грамотной речи. Этот навык, как и все положительные привычки, прививается в семье. Усилия родителей, направленные на развитие речи ребенка, формирование литературных и художественных предпочтений, оказывают огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Разговаривать с детьми следует обычным, правильным языком, не спеша, четко и достаточно громко. Особенно это важно для детей с речевыми нарушениями. Простые и понятные песенки, рассказы, сказки, рассказанные эмоционально и увлекательно, стихотворения или рассказы, прочитанные за семейным столом, раскрывают душу ребенка, наполняя ее впечатлениями добра и красоты, магией слова, оставляя неизгладимый след.
Ваш ребенок готовится к школе… Вы хотите, чтобы учеба приносила ему радость, интерес и удовлетворение. Но сделали ли вы все необходимое, чтобы подготовить его к этому важному этапу? Достаточно ли хорошо развита его речь? Ведь именно от этого зависит его успеваемость в школе.
Игра является эффективным инструментом для развития речи в семье. В игре ребенок познает мир, осваивает правила поведения, развивает интеллект и речь. Важную роль в языковом развитии играет участие взрослых (родителей или других членов семьи) в игре. Игры со сверстниками закрепляют уже приобретенные знания и навыки, а игры со взрослыми обогащают словарный запас ребенка и стимулируют его развитие. Необходимо поддерживать это естественное стремление ребенка к игре, делая игры интересными, веселыми и увлекательными. Именно благодаря словесным играм происходит становление речевой культуры и общения, формируется грамотность и создаются предпосылки для письма.
Несколько примеров словесных игр для развития речи дома:
1. "Четвертый лишний". Ребенку предлагается определить лишний предмет или понятие из предложенного ряда и объяснить свой выбор. Например: ваза, роза, нарцисс, гвоздика.
2. "Посчитай". Считайте любые предметы, например: одно яблоко, два яблока и т.д.
3. "Скажи наоборот". Взрослый произносит слово, а ребенок подбирает антоним.
4. "Подбери слово". Ребенку предлагается подобрать слова на определенный звук. Сначала любые слова, а затем слова, относящиеся к определенной тематической группе. Например: назови фрукт, начинающийся со звука "А" (апельсин, абрикос, ананас).
5. "Большой - маленький". Ребенку предлагается назвать предмет или животное ласково. Например: ложка – ложечка, стул – стульчик, лиса - лисонька.
6. "Отгадай загадку". Загадки развивают образное мышление. Предлагайте детям разгадывать загадки как можно чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Отгадка: репка.
7. "Назови, какой". Образование прилагательных. Например: сок из яблок – яблочный сок, варенье из яблок – яблочное варенье.
8. "Подумай и ответь". Предлагайте детям решать простые логические задачи. Например: Чего в лесу больше: елок или деревьев?
9. "Подбери слово". Например: Птица – перья, огурец – овощ, ромашка – цветок.
Важно обогащать чувственный опыт ребенка. Чем больше он видит, слышит, трогает, обоняет, тем богаче становится его словарный запас. Посещайте музеи, театры, выставки, гуляйте в парках и лесах, знакомьте ребенка с различными предметами, явлениями и событиями. Любое новое событие в жизни семьи, будь то поездка к бабушке в деревню, посещение театра или музея, переезд в новую квартиру или работа в саду, предоставляет ребенку новые возможности для развития умений, навыков и пополнения словарного запаса. Необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики, так как это напрямую влияет на формирование речи. Речевой центр в головном мозге находится в непосредственной близости от моторного центра, отвечающего за движения пальцев. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга и способствуем развитию речи.
Основные методы развития мелкой моторики:
- Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихами и потешками, например: «Мы делили апельсин…».
- Игры на координацию речи и движения, например: «Мы ногами – топ, топ. Мы руками – хлоп, хлоп…».
- Специальные упражнения с речевым сопровождением или без него (различные виды массажа и самомассажа, упражнения на расслабление), например: «Сказка про ежа».
- Игры и действия с предметами (палочками, крупой, бусинами, пуговицами, камешками, песком, водой, шнурками, конструкторами, мозаикой, кубиками).
- Изобразительная деятельность: рисование различными способами, в том числе с использованием нетрадиционных техник, рисование по трафаретам, лепка, ручной труд, работа в тетрадях, выполнение заданий на развитие графических навыков: штриховка, соединение по точкам, дорисовка картинки.
Рекомендации:
Для правильного развития речи ребенка родителям необходимо соблюдать следующие условия:
- Не стремитесь ускорить естественный процесс развития речи.
- Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, упражнения и речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- Следите за своей речью в общении с ребенком. Говорите не спеша, четко и ясно произносите звуки и слова, а при чтении не забывайте об выразительности. Объясняйте ребенку непонятные слова и обороты, встречающиеся в тексте.
- Не подражайте детской речи и не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами, так как это тормозит развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Будьте осторожны и не смейтесь над ошибками ребенка. Тактично поправляйте его и показывайте правильное произношение слов.
- Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему говорить внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.
В семье, где бережно относятся к родной литературе и поддерживают интерес ребенка к чтению, его речь будет развиваться правильно и гармонично. Овладение детьми дошкольного возраста правильной речью создаст надежную основу для их успешного обучения в школе. Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
консультация учителя-логопеда на тему "Роль фонематического слуха в развитие речи детей" В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".
Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...
Консультация логопеда для родителей на тему: « Роль игры для детей дошкольного возраста»
Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка....

Консультация для родителей "Роль семейного воспитания в становлении личности дошкольника"
Данный материал разработан в помощь родителям....

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников".
Консультация для воспитателей детских садов о роли театрализации для развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Роль семейных традиций в патриотическом воспитании дошкольников».
ТРАДИЦИЯ (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длит...

Онлайн консультация (презентация) для родителей «Формирование речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников»
Онлайн консультация (презентация) для родителей «Формирование речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников»...