Консультация для педагогов ДОУ на тему "Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников".
консультация (средняя группа)

Трушникова Елена Александровна

Консультация для воспитателей детских садов о роли театрализации для развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx760.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Консультация для педагогов ДОУ

«Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников».

                                                                                         

                                                                                                                                            Составила: воспитатель

                                                                                                                        Трушникова Е. А.

C:\Users\Home\Desktop\emblema_2 — копия.png

                                                   Кемерово, 2020 г.

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе потому, что связана с игрой.

Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. 

С помощью театрализованной деятельности

активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи т.е. театрализованная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

совершенствуется артикуляционный аппарат;

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

развиваются элементы речевого общения: мимика, жесты, пантомимика, интонации, модуляции голоса;

развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формирует опыт нравственного поведения;

стимулируется активная речь.

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Театрально-игровая деятельность является самым лучшим средством для развития речевой и двигательной активности, а также наилучшим средством для обучения детей общению.

Ознакомившись с литературой, можно определить задачи в работе с детьми:

развивать интерес к театрально-игровой деятельности;

обучать общению через театрализованные игры;

развивать речевые навыки: выразительность речи и движений, владению языком жестов и мимики;

учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам (сказки, диалоги, стихи), используя различные виды театров;

способствовать развитию желания и интереса к изготовлению несложных атрибутов, декораций, персонажей к играм-драматизациям.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя:

игры - драматизации;

игры - представления (спектакли);

игры в различные виды театров.

Игра – драматизация оказывает большое влияние на развитие речевой и двигательной активности. Работа с детьми над инсценировками не преследует цель обучения детей актерскому мастерству. Важно создать на занятиях непринужденную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи, умению общаться.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы, и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Игре-драматизации предшествует подготовительная работа: знакомство с текстом,

выявление свойств характера, присущих каждому персонажу (манера речи, мимика, жесты, походка).

Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.

Дети очень любят настольно-плоскостной театр. Он доступен детям разного возраста. Хорошо, когда в группе есть такие театры. В нашей группе есть некоторые из них, но особенно дети любят играть в фигурки сказочных персонажей, которые они изготовили совместно с родителями или воспитателями. Дети с большим интересом используют их.

Для пальчикового театра применяются наборы персонажей, которая выпускает промышленность и также изготовленные совместно с родителями.

Через театрально-игровую деятельность ребенок усваивает богатство русского языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, мимику, движения, отражающие характер и поступки героев.

Также мы в группе приступили к обогащению развивающей среды по театрально-игровой деятельности: составила планы по театрализованной деятельности и сказкотерапии; отобрали методический материал; собрали и оформили картотеку по данной работе; вместе с напарницей изготовили атрибуты для данной деятельности; привлекли родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Подготовку к театрализованным играм проводим индивидуально или небольшими подгруппами. Для того чтобы дети наиболее точно могли передать образ персонажей сказки, используем игры-упражнения для развития мимики и жестов.

Работу начинаем со знакомства с произведением: читаем вместе с детьми, даем характеристику персонажу, показываем сказку с помощью фланелеграфа или настольно-плоскостного театра, проводим игры по обучению выразительным движениям, этюды по изучению поз, походки и др. выразительных движений.

Организация игр-драматизаций связана с работой над выразительностью речи.  Знакомим детей с разнообразной окраской силы голоса, тембром, соответствующим персонажу и эмоциональному состоянию героя. Затем работаем над движениями, которые передают характер героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).

Содержание работы по развитию речи через театрализованную деятельность.

  • Артикуляционная гимнастика
  • Игры-упражнения для развития интонационной выразительности речи и выразительности движений

  • Игры-упражнения на развитие мимики и жестов
  • Этюды с использованием языка жестов, движений и эмоций
  • Игры с пальчиками
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры с героями
  • Инсценировка сказок
  • Показ театрализованных представлений

Подводя итог, хочется отметить, что наши дети приобретают опыт театрализованной игры. Дети перестали бояться аудитории, чувствуют уверенность в себе, у многих повысилась эмоциональность, интонационная выразительность речи. Работая над театрализованными играми с детьми, у детей развивается память, способность импровизировать и умение общаться. Теперь наши дети самостоятельно могут организовать театрализованные игры, используя при этом плоскостной театр, театр бибабо, настольный театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Консультация для педагогов. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».

Консультация для педагогов на тему:«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»....

Консультация для педагогов «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников»​

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии«РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо). Использование технологии...