Формирование временных представлений у дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

Задачи: 

1) развивать представления у детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени;

2) учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событиях и процессов;

3) развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту;

4) вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты;

5) на основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять;

6) обеспечить успешное обучение в школе.

3 пункта при диагностировании сформированности временных представлений у дошкольников:

* знают ли дети времена года (показывают ли по картинкам, называют, умеют ли словесно описать, знают ли последовательность времён года);

* умеют ли дети определять и называть части суток (знают ли их последовательность);

* как называют дни недели (называют ли их последовательность).

Требования к организации процесса формирования временных представлений:

- проводить процесс в наблюдении и практическом опыте;

- знакомить детей (до изучения единиц измерения времени) с помощью бесед, игр с отношениями сутки больше, чем день или ночь; сутки меньше недели; год больше месяца; час больше минуты;

- показать продолжительность единиц времени;

- формировать как можно раньше правильные представления о событиях или явлениях, которые обучающиеся наблюдают или принимают участие;

- проводить работу по формированию временных представлений и понятий и на музыкальных занятиях, прогулки, совместной деятельности, изобразительной деятельности;

- проводить работу систематически независимо от темы, затрачивая на это 5-10 минут.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о констрастных частях суток: утро-вечер, день-ночь.

В среднем дошкольном возрасте необходимо расширять знания о частях суток и формировать представления о последовательности дней недели. Игры-путешествия во времени "Живая неделя".

В старшем дошколньом возрасте необходимо закреплять представление о сутках и продолжать знакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом.

Параллельно у детей необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3 минуты, 5 минут, 10 минут, полчаса и час.

Логическая схема построения занятий:

1. Ритуал занятия:

* приветствие, Время-счётчика;

* определение местонахождения на модели "Год".

2. Основное содержание занятия:

* беседа;

* дидактические игры;

* предметно-практическая деятельность;

* игры малой подвижности;

* работа в тетради.

3. Ритуал окончания занятия:

* подведение итогов;

* прощание с Время-счётчиком. 

Ожидаемые результаты:

1) дети свободно ориентируются в таких временных интервалах, как: минута, час, сутки, неделя, месяц, год, время года; знают об их основных признаках и последовательности;

2) умеют определять временные признаки словом (быстро, медленно, поздно, вчера, сегодня, завтра и т.п.);

3) адекватно используют в речи временные понятия.

Критерии эффективности:

- наличие динамики в развитии восприятия времени;

- наличие у детей интереса к содержанию занятий;

- сформированность умения пользоваться приобретёнными знаниями и умениями в повседневной жизни.

Формы работы с родителями:

* родительские собрания;

* консультации;

* советы и рекомендации;

* открытые занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Формирование временных представлений старших дошкольников

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...

Формирование временных представлений у дошкольников

Программа по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Формирование временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлени...