Использование развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. (методические рекомендации)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методические рекомендации предназначены для педагогов и специалистов детских садов. В них представлен материал по использованию развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 481.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс
методических и дидактических разработок
для логопедов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специалистов
и педагогов образовательных организаций, студентов
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
Номинация
«Игромарафон: новые возможности для новых результатов»
Использование развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
(методические рекомендации)
Авторы:
Руфова Л.В., учитель – дефектолог
Гринева Н.А., воспитатель
Киткова В.О., учитель - логопед
г. о. г. Арзамас
2024
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для педагогов и специалистов детских садов. В них представлен материал по использованию развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Дети с РАС дошкольного возраста нуждаются в систематической, коррекционной работе, направленной на их общее развитие. Одной из главных особенностей психического развития детей с РАС многие зарубежные и отечественные исследователи выделяют нарушение сенсорного восприятия окружающего мира. Дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой входных сенсорных сигналов. Ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, становится очень требовательным, агрессивным, беспокойным. Все это влечет за собой расстройство в моторном, познавательном развитии, а также, в поведении и социализации ребенка.
Использование в работе развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков с детьми с РАС обеспечит возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. (ФОП ДО: 31.8.)
Созданное развивающее пространство детского сада отвечает указанным требованиям ФГОС ДО. Развивающая доска, гео - блоки, рабочие карточки
представляют собой развивающее пособие, которое отвечает принципам РППС:
- насыщенность – игровой материал обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей, их эмоциональное благополучие.
- вариативность – наличие в игровом пособии гео - блоков с деталями, различными по форме и цвету, несколько комплектов рабочих карт, которые можно менять в зависимости от круга детских интересов и возможностей.
- трансформируемость – возможность перемещения обучающей доски по группе в зависимости от образовательной ситуации, смены рабочих карт.
- доступность – возможность свободного доступа детей к оборудованию.
- безопасность – все элементы надежные, устойчивые, прочные и безопасные.
(ФОП ДО: 31.9.)
В методических рекомендациях представлен материал, который раскрывает особенности использования развивающей доски и гео - блоков с рабочими картами. Весь материал яркий, крупный, современный, полифункциональный, который позволяет вести коррекционно – развивающую работу, направленную на повышение эффективности сенсорного анализа информации, социального взаимодействия.
Цель: повышение эффективности сенсорного анализа информации у детей с РАС посредством использования развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео – блоков.
Задачи:
- формировать у детей с расстройством аутистического спектра все виды восприятия;
- способствовать обогащению знаний о предметах окружающего мира;
- способствовать активизации словаря;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать навыки социального взаимодействия;
- развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук;
- воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты
В результате использования развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео – блоков у детей с расстройством аутистического спектра ожидается закрепление знаний, исходя из образовательных потребностей, сенсорных представлений (форма, цвет); улучшится двигательная координация, взаимодействие с другими детьми и взрослыми.
Использование развивающей доски Gigo, гео –блоков и рабочих карт в процессе образовательной деятельности дошкольников с РАС
Игровой материал состоит из развивающей доски, гео – блоков и рабочих карт.
Детская развивающая доска Gigo – основа для детского творчества. Доска включает два элемента: синее основание с отверстиями, в которые могут вставляться дополнительные элементы, накладываться карточки и прозрачную панель, которая крепится на синем основании с помощью двух стопоров желтого цвета и удерживает обучающие карточки и трафареты, имея при этом такие же отверстия, как и основание. Благодаря 4 колесикам доску можно перемещать. А при помощи рычагов на колесах конструкцию можно зафиксировать. На полке внизу удобно хранить гео - блоки и карты.
Гео –блоки – это элементы с длинными штырьками, которые легко вставляются в отверстия доски. Гео – блоки представлены в четырёх цветах: желтый, красный, голубой, зелёный и имеют разную форму (квадратные элементы, секторные элементы, треугольные элементы, круглые элементы). Каждых по 14 штук.
Рабочие карты состоят из 5 двухсторонних карт и 1 односторонней с яркими изображениями: фрукты, цветы и бабочки, вечерний город, комната, мальчик с девочкой, городской транспорт, праздничный торт, снеговик и елки, мельница на летней лужайке, африканские животные, динозавры.
На пустой карте ребёнок может проявить самостоятельность, фантазию и воображение. А педагог - использовать для решения коррекционных задач.
Игровые задания
Развивающие игры с рабочими картами и гео - блоками предназначены для детей от 3 лет. С их помощью ребёнок научится различать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), познакомится с геометрическим фигурами (круг, квадрат, треугольник), а также названием предметов окружающей действительности. Каждая последующая карта идёт с усложнением материала.
Задачи:
- Закреплять умения называть геометрические фигуры, классифицировать их по цвету и размеру;
- Формировать представления об окружающем мире
- Развивать моторику рук;
- Развивать фантазию и воображение;
- Развивать усидчивость, способность концентрировать внимание на изображении;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать пространственно - временные представления;
- Побуждать работать вместе с другими детьми или педагогом.
Вариант игры 1:
Предложите ребёнку выложить только фигуры красного цвета и назвать их.
Вариант 2:
Предложите ребёнку рассказать, из каких геометрических фигур составлены изображения на карточках, сколько их и какого цвета. Выложите все фигуры.
Вариант 3:
Соберите мозаику, специально поставьте несколько кружочков неправильно. А теперь попросите ребёнка найти неправильно поставленные кружки и поставить их на места.
Вариант 4:
Выложите часть детали, а вторую часть попросить выложить ребёнка.
Игровые задания на пустой карте
Задачи:
- Закреплять знания о геометрических фигурах
- Развивать пространственное мышление
- Формировать сенсорные эталоны
- Способствовать развитию логического мышления
- Развивать мелкую моторику
Игра: «Продолжи ряд»
Ребенку предложить продолжить ряд из геометрических фигур
Вариация игры: сначала предложить геометрические фигуры с одним цветом, далее с разными цветами.
Игра: «Сделай так»
Предложить ребёнку расположить геометрические фигуры в нужном месте. Взрослый говорит, расположи круг в центре, слева от него расположи треугольник, над кругом расположи квадрат.
Усложнение: Можно задействовать цвета.
Игра: «Выложи предмет»
Предложить ребенку выложить предмет из геометрических фигур по образцу
Игра «Выложи букву»
Предложить ребёнку выложить букву по образцу.
Список литературы
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).
- file:///D:/конкурс%20рппс/программа%20СИ.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра в ДОУ.
Требования к организации и содержанию работыПроведение индивидуальных занятий (дефектолога, логопеда, воспитателя и др.) с детьми, имеющими РАС, предполагает реализацию определенных требований к орган...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психичес...

















