Использование развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. (методические рекомендации)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Руфова Людмила Вячеславовна

     Методические рекомендации предназначены для педагогов и специалистов детских садов. В них представлен материал по использованию развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rufova_l.v.docx481.71 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс
методических и дидактических разработок

для логопедов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специалистов
и педагогов образовательных организаций, студентов

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Номинация

«Игромарафон: новые возможности для новых результатов»

Использование развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.  

(методические рекомендации)

Авторы:

Руфова Л.В., учитель – дефектолог

Гринева Н.А., воспитатель

Киткова В.О., учитель - логопед

г. о. г. Арзамас

2024

Пояснительная записка

     Методические рекомендации предназначены для педагогов и специалистов детских садов. В них представлен материал по использованию развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.  

     Дети с РАС дошкольного возраста нуждаются в систематической, коррекционной работе, направленной на их общее развитие. Одной из главных особенностей психического развития детей с РАС многие зарубежные и отечественные исследователи выделяют нарушение сенсорного восприятия окружающего мира. Дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой входных сенсорных сигналов. Ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, становится очень требовательным, агрессивным, беспокойным. Все это влечет за собой расстройство в моторном, познавательном развитии, а также, в поведении и социализации ребенка.

     Использование в работе развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео - блоков с детьми с РАС обеспечит возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. (ФОП ДО: 31.8.)

     Созданное развивающее пространство детского сада отвечает указанным требованиям ФГОС ДО. Развивающая  доска, гео - блоки, рабочие карточки

 представляют собой развивающее пособие, которое отвечает принципам   РППС:

  • насыщенность – игровой материал обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей, их эмоциональное благополучие. 
  • вариативность – наличие в игровом пособии гео - блоков с деталями, различными по форме и цвету, несколько комплектов рабочих карт, которые можно менять в зависимости от круга детских интересов и возможностей.
  •  трансформируемость – возможность перемещения обучающей доски по группе в зависимости от образовательной ситуации, смены рабочих карт.
  • доступность – возможность свободного доступа детей к оборудованию.
  • безопасность – все элементы надежные, устойчивые, прочные и безопасные.

       (ФОП ДО: 31.9.)

В методических рекомендациях представлен материал, который раскрывает особенности использования развивающей доски и  гео - блоков с рабочими картами. Весь материал яркий, крупный, современный, полифункциональный, который позволяет вести коррекционно – развивающую работу, направленную на повышение эффективности сенсорного анализа информации, социального взаимодействия.

Цель: повышение эффективности сенсорного анализа информации у детей с РАС посредством использования развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео – блоков.

Задачи:

  • формировать у детей с расстройством аутистического спектра все виды восприятия;
  • способствовать обогащению знаний о предметах окружающего мира;
  • способствовать активизации словаря;
  • формировать умение ориентироваться в пространстве;
  • формировать навыки социального взаимодействия;
  • развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук;
  • воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты

В результате использования развивающей доски Gigo, рабочих карт и гео – блоков у детей с расстройством аутистического спектра ожидается закрепление знаний, исходя из образовательных потребностей, сенсорных представлений (форма, цвет); улучшится двигательная координация, взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Использование развивающей доски Gigo, гео –блоков и рабочих карт в процессе образовательной деятельности дошкольников с РАС

     Игровой материал состоит из развивающей доски, гео – блоков и рабочих карт. 

     Детская развивающая доска Gigo – основа для детского творчества. Доска включает два элемента: синее основание с отверстиями, в которые могут вставляться дополнительные элементы, накладываться карточки и прозрачную панель, которая крепится на синем основании с помощью двух стопоров желтого цвета и удерживает обучающие карточки и трафареты, имея при этом такие же отверстия, как и основание. Благодаря 4 колесикам доску можно перемещать. А при помощи рычагов на колесах конструкцию можно зафиксировать. На полке внизу удобно хранить гео - блоки и  карты.Детская развивающая доска (полный комплект)

Гео –блоки – это элементы с длинными штырьками, которые легко вставляются в отверстия доски.  Гео – блоки представлены в четырёх цветах: желтый, красный, голубой, зелёный и имеют разную форму (квадратные элементы, секторные элементы, треугольные элементы, круглые элементы). Каждых по 14 штук.Набор Гео-блоки для детской развивающей доски

     

Рабочие карточки для набора Гео-блоки

Рабочие карты состоят из 5 двухсторонних карт и 1 односторонней с яркими изображениями: фрукты, цветы и бабочки, вечерний город, комната, мальчик с девочкой, городской транспорт, праздничный торт, снеговик и елки, мельница на летней лужайке, африканские животные, динозавры.

На пустой карте ребёнок может проявить самостоятельность, фантазию и воображение. А педагог - использовать для решения коррекционных задач.

Игровые задания

  Развивающие игры с рабочими картами и гео - блоками предназначены для детей от 3 лет. С их помощью ребёнок научится различать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), познакомится с геометрическим фигурами (круг, квадрат, треугольник), а также названием предметов окружающей действительности. Каждая последующая карта идёт с усложнением материала.

Задачи:

  • Закреплять умения называть геометрические фигуры, классифицировать их по цвету и размеру;
  • Формировать представления об окружающем мире
  • Развивать моторику рук;
  • Развивать фантазию и воображение;
  • Развивать усидчивость, способность концентрировать внимание на изображении;
  • Обогащать словарный запас;
  • Развивать пространственно - временные представления;
  • Побуждать работать вместе с другими детьми или педагогом.

Вариант игры 1:

Предложите ребёнку выложить только фигуры красного цвета и назвать их.

Вариант 2:

Предложите ребёнку рассказать, из каких геометрических фигур составлены изображения на карточках, сколько их и какого цвета. Выложите все фигуры.

Вариант 3:

Соберите мозаику, специально поставьте несколько кружочков неправильно. А теперь попросите ребёнка найти неправильно поставленные кружки и поставить их на места.

Вариант 4:

Выложите часть детали, а вторую часть попросить выложить ребёнка.

Игровые задания на пустой карте

Задачи:

  • Закреплять знания о геометрических фигурах
  • Развивать пространственное мышление
  • Формировать сенсорные эталоны
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Развивать мелкую моторику

Игра: «Продолжи ряд»

Ребенку предложить продолжить ряд из геометрических фигур

Вариация игры: сначала предложить геометрические фигуры с одним цветом, далее с разными цветами.

Игра: «Сделай так»

Предложить ребёнку расположить геометрические фигуры в нужном месте. Взрослый говорит, расположи круг в центре, слева от него расположи треугольник, над кругом расположи квадрат.

Усложнение: Можно задействовать цвета.

Игра: «Выложи предмет»

Предложить ребенку выложить предмет из геометрических фигур по образцу

        

Игра «Выложи букву»

Предложить ребёнку выложить букву по образцу.

Список литературы

  1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
  2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).
  3. file:///D:/конкурс%20рппс/программа%20СИ.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра в ДОУ.

Требования к организации и содержанию работыПроведение индивидуальных занятий (дефектолога, логопеда, воспитателя и др.) с детьми, имеющими РАС, предполагает реализацию определенных требований к орган...

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психичес...