консультация для педагогов "Развивающие технологии для дошколят"
консультация по коррекционной педагогике

В консультации  говорится о наиболее эффективных технологиях развития детей дошкольного возраста: игровых, здоровьесберегающих и других. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulatsiya_po_tehnologiyam_po_bazarnomu.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

групп комбинированной направленности

НА ТЕМУ: «Развивающие технологии для дошколят»

Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.

Сегодня каждый педагог должен знать и применять в своей практике различные технологии, что позволит усовершенствовать и повысить эффективность педагогической деятельности. Особенную значимость разнообразие технологий приобретает в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Какие же коррекционные технологии  используются в педагогическом процессе в современном образовательном процессе?

1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде.

2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельности, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:

  1. облачение занятия сказочным сюжетом,
  2. использование отрывков из сказок,  
  3. введение в занятие сказочного героя,  
  4. сочинение сказок.

      Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в образовательный процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

 4.   Песочная терапия 

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Игры в песочнице учат  детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у дошкольников значительно возрастает интерес к занятиям; дети чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

5. Цветотерапия

Включение в практику методики выбора цвета позволяет  быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть имеющиеся  нарушения.

6. Музыкотерапия

Музыкальное сопровождение в ходе занятия способствует снятию напряжения, тревожности; оно  стимулирует двигательные функции дошкольников; активно влияет на развитие и коррекцию сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

7. Здоровье сберегающие технологии

Базарный Владимир Филиппович офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Специалистами его лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания и обучения.

Теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровье развивающих педагогических технологий, которые одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 

    Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять

позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

В первом варианте - используются столы с регулируемыми по высоте ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра.

     Данный режим оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической, умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно - ручная, телесно - координаторная, психоэмоциональная);

- снижается степень низкой склоняемости головы.
  А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия.

 Следующая технология – построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов.

 Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки с прорезями, а в них задания или отгадки; то птицы перелётные прилетели весной и т.д.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки  поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также происходит  гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей  используются подвижные " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные  кресты"), которые развешиваются  под потолком в группе.

На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности (птицы: зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т.д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов  могут быть размещены в любой точке группы.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используются сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаем образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
    Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
     Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными.

      С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств    используются  зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий. 

       На  потолке нарисован  офтальмологический тренажер: схема универсальных символов, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый,

восьмерка - ярко-голубым  цветом.

    Спираль В.Ф.Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.
   В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная координация.

    "Диаграмма" для разгрузки зрения изображается. Данная  диаграмма используется для закрепления пространственных представлений: вверх - вниз, вправо – влево,  дети зрительно прослеживают путь.    

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз.

   Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

    Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

   Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

   Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

   Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

   Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используем экологическое панно 2 * 2 . Использование " экологического панно"  вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Экологическая стена меняется с приходом нового времени года. На нем изображены пейзажи.

Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж. Образовательная деятельность проходит в игровой форме.

              Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Его задействуют в различных видах деятельности детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т.д.

      Панно используется для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»

В ходе консультации  родители познакомятся с упражнениями и играми, направленными на развитие фонематического слуха....

Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "

Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

Консультация для родителей " Математика для дошколят"

В этой консультации представлен полезный материал для родителей по  обучению дошкольников математике....

Консультация для родителей - "Патологические привычки дошколят"

Наиболее распространенными патологическими привычками у дошкольников являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, ...

Консультация для родителей «Шахматы для дошколят»

Консультация для родителей  «Шахматы для дошколят»...

Консультация для воспитателей " Валеологическое воспитание дошколят"

Консультация по валеологии для воспитателей,будет полезна инструкторам по физической культуре...

Консультация для родителей "Спорт для дошколят"

С какого возраста, и каким видом спорта можно обучать дошкольников?Этот вопрос родители нередко задают воспитателям и тренерам, инструкторам по физической культуре....