Методические рекомендации педагогам по организации занятий в дошкольных образовательных учреждениях с детьми с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике
Занятия в ДОУ с детьми с ЗПР строятся с учетом особенностей этих детей: недостаточной концентрации внимания, замедленных темпов мышления, сложностей с переключением между видами деятельности, слабой произвольной памяти, ограниченного словарного запаса. Коррекционная работа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, адаптацию его к учебной среде и повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам по организации занятий в дошкольных образовательных учреждениях с детьми
с задержкой психического развития
Основные принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
- Индивидуализация. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня развития, возможностей и потребностей.
- Комплексность подхода. Развитие всех сфер жизнедеятельности детей одновременно: познавательной, эмоционально-личностной, двигательной, коммуникативной.
- Создание развивающей среды: обеспечение богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей активное познание окружающего мира.
- Структурированность занятий. Четкое соблюдение структуры занятия, наличие обязательных этапов (мотивационный этап, основной этап, рефлексия).
- Использование игровых методов. Преобладание игровой формы подачи материала, обеспечение положительного эмоционального фона.
- Использование наглядных материалов. Дети с ЗПР лучше воспринимают визуально, поэтому активно используются игрушки, картинки, схемы, муляжи и интерактивные игры.
- Постепенность и последовательность. Развитие идет постепенно, от простого к сложному. Важно закреплять пройденный материал перед переходом к новому.
Этапы построения занятия.
Этап 1. Подготовительный этап
Цель этапа - привлечь внимание ребенка, подготовить его к восприятию нового материала. Используются приемы, направленные на активизацию органов чувств: яркие предметы, звуки, движения. Пример: показ яркой картонной книжки или игрушечного животного, сопровождаемый простым заданием («Покажи пальчиком собачку»).
Этап 2. Основная часть занятия. Формируются необходимые умения и навыки, развиваются когнитивные процессы. Применяются упражнения разного типа:
- упражнения на развитие речи (проговаривание простых предложений, повторение звуков и слогов);
- игры на моторику (рисование ладошками, лепка пластилином);
- логопедические задания (артикуляционная гимнастика, работа над звуковым образом слова);
- формирование понятий ( сортировка предметов по цвету, форме, величине);
Пример: упражнение на классификацию игрушек по признаку цвета ( «Дай мне все красные кубики»).
Этап 3. Заключительная часть
Закрепляется полученный опыт, создается позитивное настроение у ребенка, подводится итог занятия. Проводятся итоги проделанной работы в игровой форме. Пример, повторение изученных действий в игре «Что мы делали?».
Рекомендации по подбору методов и приемов.
- игровая форма подачи материала облегчает восприятие и повышает интерес детей.
- разнообразие сенсорных стимулов способствует лучшему запоминанию.
- совместная деятельность педагога и ребенка создает атмосферу доверия и взаимопонимания.
- активизация положительных эмоций помогает снизить тревожность и повысить мотивацию
Таким образом, правильное построение занятия, индивидуальный подход и использование специальных техник помогают эффективно развивать познавательные способности и личностные качества детей с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Фитбол-гимнастика на занятиях в дошкольно-образовательном учреждении.
Фитбол-зто особый мяч, изобретённый швейцарским врачом-физиотерапевтом,Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и стал очень популя...

программа занятий педагога - психолога для занятий с детьми группы кратковременного пребывания с задержкой психического развития
рабочая программа...

Организация и проведение прогулки в дошкольной организации: летний оздоровительный период (дети среднего возраста с задержкой психического развития)
организация прогулки в летний период в доу...
Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития
Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у н...

Методическая разработка Модель методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
В методической разработке представлена модель методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности. В данной методической разработке представлены направления работы, формы организации, м...

Методические подходы к организации занятий в дошкольном образовательном учреждении
В статье представлен теоретический обзор методологических подходов к организации занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты содержательные аспекты видов и ...

Методические рекомендации для педагогов по использованию кинезиологических упражнений с мячиками для детей с задержкой психического развития
Кинезиологические упражнения с мячиками представляют собой эффективный инструмент для работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Эти упражнения способствуют развитию моторики, коо...
