Методические рекомендации педагогам по организации занятий в дошкольных образовательных учреждениях с детьми с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Кудашкина Наталья Александровна

Занятия в ДОУ с детьми с ЗПР строятся с учетом особенностей этих детей: недостаточной концентрации внимания, замедленных темпов мышления, сложностей с переключением между видами деятельности, слабой произвольной памяти, ограниченного словарного запаса. Коррекционная работа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, адаптацию его к учебной среде и повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend.pedagogam_po_postroeniyu_zanyatiya_s_zpr.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам по организации занятий в дошкольных образовательных учреждениях с детьми

с задержкой психического развития

Основные принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  1. Индивидуализация. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня развития, возможностей и потребностей.
  2. Комплексность подхода. Развитие всех сфер жизнедеятельности детей одновременно: познавательной, эмоционально-личностной, двигательной, коммуникативной.
  3. Создание развивающей среды: обеспечение богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей активное познание окружающего мира.
  4. Структурированность занятий. Четкое соблюдение структуры занятия, наличие обязательных этапов (мотивационный этап, основной этап, рефлексия).
  5. Использование игровых методов. Преобладание игровой формы подачи материала, обеспечение положительного эмоционального фона.
  6. Использование наглядных материалов. Дети с ЗПР лучше воспринимают визуально, поэтому активно используются игрушки, картинки, схемы, муляжи и интерактивные игры.
  7. Постепенность и последовательность. Развитие идет постепенно, от простого к сложному. Важно закреплять пройденный материал перед переходом к новому.

Этапы построения занятия.

Этап 1. Подготовительный этап

Цель этапа  - привлечь внимание ребенка, подготовить его к восприятию нового материала. Используются приемы, направленные на активизацию органов чувств: яркие предметы, звуки, движения. Пример: показ яркой картонной книжки или игрушечного животного, сопровождаемый простым заданием  («Покажи пальчиком собачку»).

 Этап 2. Основная часть занятия. Формируются необходимые умения и навыки, развиваются когнитивные процессы. Применяются упражнения разного типа:

- упражнения на развитие речи (проговаривание простых предложений, повторение звуков и слогов);

- игры на моторику (рисование ладошками, лепка пластилином);

- логопедические задания (артикуляционная гимнастика, работа над звуковым образом слова);

- формирование понятий ( сортировка предметов по цвету, форме, величине);

Пример: упражнение на классификацию игрушек по признаку цвета ( «Дай мне все красные кубики»).

Этап 3. Заключительная часть

Закрепляется полученный опыт, создается позитивное настроение у ребенка, подводится итог занятия.  Проводятся итоги проделанной работы в игровой форме. Пример, повторение изученных действий в игре «Что мы делали?».

Рекомендации по подбору методов и приемов.

- игровая форма подачи материала облегчает восприятие и повышает интерес детей.

- разнообразие сенсорных стимулов способствует лучшему запоминанию.

- совместная деятельность педагога и ребенка создает атмосферу доверия и взаимопонимания.

- активизация положительных эмоций помогает снизить тревожность и повысить мотивацию

Таким образом, правильное построение занятия, индивидуальный подход и использование специальных техник помогают эффективно развивать познавательные способности и личностные качества детей с ЗПР.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Фитбол-гимнастика на занятиях в дошкольно-образовательном учреждении.

Фитбол-зто особый мяч, изобретённый швейцарским  врачом-физиотерапевтом,Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и стал очень популя...

Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у н...

Методическая разработка Модель методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В методической разработке представлена модель методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности. В данной методической разработке представлены направления работы, формы организации, м...

Методические подходы к организации занятий в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлен теоретический обзор методологических подходов к организации занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты содержательные аспекты видов и ...

Методические рекомендации для педагогов по использованию кинезиологических упражнений с мячиками для детей с задержкой психического развития

Кинезиологические упражнения с мячиками представляют собой эффективный инструмент для работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Эти упражнения способствуют развитию моторики, коо...