Учебно-методическая разработка "Фитбол-гимнастика на занятиях в дошкольно-образовательном учреждении.
методическая разработка по физкультуре по теме

Тетянчук Оксана Георгиевна

Фитбол-зто особый мяч, изобретённый швейцарским  врачом-физиотерапевтом,Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и стал очень популярным тренажором в спортивных залах. Самая приятная особенность фитбола в том. что для занятий на нем несуществует никаких противопоказаний.

Дети могут заниматься на фитболе с двух-летнего возраста. Правильно организованные занятия с использованием  таких мячах приносят огромну. пользу. Занятия на фитболе-это профилактика нарушения осанки, тренировки вестибулярного аппарата и всех групп мышц малыша. Не случайно, в некоторых скандинавских странах фитболы используются в начальных классах вместо стульев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_fitbolu_dlya_konkursa_ped._masterstva.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное длшкольное образовательное учреждение                    детский сад №8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга

Руководитель 

физического воспитания

Тетянчук Оксана Георгиевна

Фитбол  это радость движения!

Фитбол  доступен для всех.

Фитбол  средство оздоровления,

Фитбол  развитие и успех!

г. Пушкин

2012 год.


Использование фитбол-гимнастики                                              на физкультурных занятиях в ДОУ

        Я, Тетянчук Оксана Георгиевна, работаю руководителем физического воспитания в ГБДОУ №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Пушкинского района Санкт – Петербурга. Педагогический стаж  более 18  лет, имею высшую квалификационную категорию. В 1992 году окончила  институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В этом детском саду работаю четвёртый  год, с момента его открытия.                                                                                                          Наше дошкольное учреждение принимало участие в смотре –конкурсе образовательных учреждений по состоянию учебно-материальной базы по физической культуре и спорту в Санкт - Петербурге в 2008 году. По итогам конкурса наш детский сад занял 1 место. Помимо приобретённого современного спортивного оборудования, мною было сделано много нетрадиционного инвентаря своими руками, что вносит в занятия разнообразие и повышает интерес детей к занятиям физической культуры.                                                                                                                                                В нашем детском саду созданы все условия для внедрения в учебный процесс современных  образовательных технологий физического воспитания дошкольников, такие как, степ-аэробика и фитбол – гимнастика.                                                                                         В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки.                                                                       Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания.  Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.  Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками.                                                                             Окончив курсы повышения квалификации по фитбол-гимнастике , изучив большое количество литературы, мониторинг развития детей, посещающих наш детский сад, я решила остановить свой выбор на методике «Двигательный игротренинг для дошкольников» авторов: Т. С. Овчинникова, канд. пед. наук, доцент, и А. А. Потапчук, канд. мед. наук, доцент. Методика обучения апробирована авторами в течение пяти лет работы в детских садах Санкт-Петербурга. Кроме традиционных подходов, в программе используются новые нестандартные методики занятий на фитболах — больших гимнастических мячах.                                                                    Фитбол – это особый мяч, изобретенный швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и быстро стал очень популярным тренажером в спортивных залах. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий на нем не существует никаких противопоказаний.                                                                                                         Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
        Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
        Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.
        Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.                                                                          Дети могут заниматься на фитболе с двухнедельного возраста. Правильно организованные занятия с использованием этого мяча приносят огромную пользу. Занятия на фитболе – это профилактика нарушений осанки, тренировка вестибулярного аппарата и всех групп мышц малыша. Не случайно в некоторых скандинавских странах фитболы используются в начальной школе вместо стульев.                                                                                                                      
        Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
           Занятие можно проводить, как  занятие - сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием.
        Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.


        Работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике строится на                                 основных принципах:

Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

Постепенность- от простого к сложному.

Повторяемость и систематичность занятий- два раза в неделю.

 По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:
1.вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.
2.основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений направленных :

  1. для укрепления мышц плечевого пояса и рук;

для укрепления мышц брюшного пресса;

для укрепления мышц спины;

для укрепления мышц тазового дна;

для увеличения подвижности позвоночника и суставов;

игры с фитболом ( "пятнашки сидя", "гонки с выбыванием", "перекати поле").


3.заключительная часть – подвижная игра и релаксация, расслоабление.

Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации.
        Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
         Дети шестого года имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и дисциплинировано
           В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.
        На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной.  В этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Изменяется качество игр. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта.

«Золотые правила» фитбол – гимнастики:

1.
Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным. 
5.
Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

        Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.  

         На основе коррекционных методик Потапчук А.А., я разработала новые формы физкультурные занятия с использованием фитбол - гимнастики для дошкольников.                                                                                                                     Прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий, нашим детским садом было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов).  Организуя занятия по фитбол- гимнастике прежде всего я предоставила детям возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол является не только уникальным оздоровительным " тренажёром", но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.

Подготовительный этап.                                                                                                  Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча.

Упражнения:

  1. прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;

поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы;

передача мяча друг другу, броски мяча;

 игры с мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч».

  1. Варианты: толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.

Эти упражнения проводились на общих физкультурных занятиях со всеми детьми, в качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях, самостоятельной двигательной деятельности детей.

        Следующий этап - научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап я провожу отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращаю на то, чтобы посадка на мяче была правильной.

Первый этап.                                                                                                                 Цель: научить правильной посадке на мяче.

При посадке на мяч угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.
Для обучения детей правильной посадке на мяче использую наглядные методы, приём объяснения и показа, словесные инструкции, осуществляла помощь и страховку.
        Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.                                                                                                                                     Занятия провожу с подгруппой 8-10 детей. Продолжительность занятий постепенно увеличиваю от15-20 до 25-30 минут- в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Упражнения дети выполняют в медленном и среднем темпе.

Второй этап.

  1. Цель: научить детей основным исходным  положениям фитбол – гимнастики.

            
    Положение стоя с мячом:
  2. мяч в опущенных руках;
  3. мяч перед грудью в согнутых руках;
  4. мяч перед грудью в вытянутых руках;
  5. мяч над головой в вытянутых руках;
  6. мяч за головой;
  7. мяч за головой в согнутых руках.


  1. Положение приседа с мячом:
  2. присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
  3. присед с опорой руками на мяч, колени вместе;

    Положение сидя на мяче:

 сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;

  1. ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.

    Положение сидя на полу:
  2. руки в упоре сзади, мяч между ног;
  3. руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
  4. сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
  5. сидя на полу, мяч за спиной;
  6. сидя на полу, мяч поднят над головой;
  1. сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.

    Положение стоя на коленях:
  2.  с опорой руками на мяч;
  3. с упором руками на мяч;
  4. положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
  1. положение сед на пятки, мяч сбоку.

    Лёжа на полу:
  2. лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
  3. лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
  4. лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
  5. лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
  6. лёжа на животе, мяч удерживается стопами;
  7. лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;
  8. лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;
  9. лёжа на боку, ноги на мяче;
  10.  лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;
  1. лёжа на боку, мяч удерживается стопами.

    Лёжа на мяче:
  2. на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
  3. на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;
  4. на груди с упором ладонями и стопами с пол;
  5.  на спине в упоре на стопах, руки за головой;
  6. на боку в упоре на стопах, руки на мяче.



Третий этап.

Цель: научить основным динамическим движениям с мячом, которые соответствуют возможностям детей:

  1. ходьба с мячом в руках:
  2. бег с мячом в руках;
  3. прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
  4. прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
  5. прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.

Четвёртый этап.

Цель: научить детей образным движениям с фитболами, выполнять эти движения в комплексе.
На этом этапе дети разучивают  различные образные, имитационные движения на мяче. Для этого детям предлагается  картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словесная инструкция, описание этого упражнения. Имитации разучиваются
  на физкультурных занятиях, закрепляются в играх детей, прогулке. По мере разучивания детям предлагается серия картинок – дети выполняют комплекс подобных упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.
        

        На сегодняшний день фитболы широко используются как за рубежом, так и в отечественной практике детских дошкольных учреждений. В работе необходимо помнить, что у нынешних детей имеет место задержка развития двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно – мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний – всё это снижает физическое развитие и соматическое здоровье ребёнка. Фитболы имеют ярко выраженный оздоровительный  эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника. Фитбол – гимнастика применяется также для лечения заболеваний органов дыхания. Возникающие при колебаниях мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функции головного мозга.
        Упражнения с этим мячом улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизируют обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные свойства и сопротивляемость организма в целом.         Лечебные качества фитбола специалисты объясняют воздействием колебаний мяча.                                                                                                                                Сторонники занятий фитбол-аэробикой уверены, что вибрация, ощущаемая при сидении на мяче, по своему физическому воздействию сходна с верховой ездой.

        Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.
        Практика  доказала, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.

 
Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно  - образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.

        Список литературы:

  1. Потапчук А.А. , Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей.            Программы диагностики и коррекции нарушений. РЕЧЬ С.-П. 2001
  2. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». РЕЧЬ, С.-П. 2002.
  3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007.
  4. Потапчук А.А. «Лечебные игры и упражнения для детей».РЕЧЬ.С.- П. 2007.
  5. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С.-П. 2009.
  6. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах» изд. РГПУ им. Герцена С-П.2008.
  7. Потапчук А.А. , Лукина Г.Г. «Фитбол – гимнастик в дошкольном возрасте» изд. СПГАФК им. Лесгафта, С-П. 1999.
  8. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма». Изд. СПГМУ им. И.П. Павлова, С.-П. 2000.
  9. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду» ЛГОУ им. А.С. Пушкина, С.-П. 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении".

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении"....

«Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка» на 2016 -2017 учебный год

Деловые отношения с социальными учреждениями социума микрорайона строятся на основе договоров, соглашений, годовых планов и направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о б...

Нестандартное занятие в дошкольном образовательном учреждении "Праздник платка" - в рамках проекта «Дети в русском музее» 2015 г.

Тема: «Праздник платка» Образовательная область: - художественно-эстетическое развитие, речевое развитие Возраст детей: -3-4 года Тип занятия: - интегрированный, аппликация с элементами фо...

«Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»

В данной статье раскрываются особенности структуры музыкальных занятий, их виды и типы. А также методы и способы проведения в ДОУ....