«Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»
статья по музыке

Теремецкая Анастасия Андреевна

В данной статье раскрываются особенности структуры музыкальных занятий, их виды и типы. А также методы и способы проведения в ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»

Автор: Теремецкая Анастасия Андреевна,

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 7

Кировского района Санкт-Петербурга

Музыкальное занятие — это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Музыкальные занятия являются основной формой образовательной работы с детьми, в ходе которой воспитанники получают основные знания, умения и навыки, где происходит обучение детей различным видам музыкальной деятельности: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в д/саду, так как чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике и настроению.

На музыкальных занятиях воспитываются положительные качества личности:

— занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями;

— учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности;

-способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Музыкальное занятие влияет на другие формы организации детей:

— самостоятельная музыкальная деятельность проявляется активнее на основе полученных знаний и умений;

— праздники и развлечения проходят успешнее, т.к. на музыкальном занятии заранее ведётся предварительная подготовка.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников в процессе музыкальных занятий внесли известные отечественные учёные-педагоги: Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов и их ученики, которые продолжали вести активный поиск новых форм и методов обучения детей — Зимина А. Н., Радынова О. П. и др.

Содержание музыкальных занятий

Содержание занятия зависит от поставленных целей, задач, учебных заданий и возраста детей. В содержание музыкального занятия включаются различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика (музыкальные игры и танцы), обучение музыкальной грамоте, игра на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен в программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, где представлены задачи музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Дополнительно к типовой программе музыкальные руководители используют и другие приоритетные программы: «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Синтез» и «Гармония» К. В. Тарасовой и др.

На музыкальных занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные музыкальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Отличительным является то, что детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, движению, игре на детских музыкальных инструментах, т. д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике и др.

Это вызывает определённые трудности в проведении занятия:

– трудность построения занятия, так как педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая их эмоционального подъема.

– другая трудность — последовательность разучивания учебного материала:

первоначальное знакомство;

усвоение навыков в процессе обучения;

повторение, закрепление, исполнение выученного материала.

Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают её отдельные элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

При составлении музыкального занятия необходимо учитывать следующие требования:

1.Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия.

2.Перед пением, не рекомендуется выполнять сложные физические упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению.

К концу занятия необходимо снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности:

а) во вводной части занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают к выполнению более сложных заданий;

б) после упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен;

в) следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.

Структура занятия должна быть гибкой и варьироваться в зависимости от возраста дошкольников, содержания, особенностей материала.

Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Музыкальные занятия подразделяются на виды и типы:

Виды музыкальных занятий зависят от количества участия в них детей:

Фронтальные — одна возрастная группа.

Индивидуальные — проводятся после музыкального занятия с отстающими и талантливыми детьми 2-3 минуты.

Небольшими группами — 4-6 детей, с целью подготовки детей к празднику, обучения игре на детских музыкальных инструментах и т.д. не более 10-15 мин.

Объединённые занятия — перед праздником объединяются 2, 3 возрастные группы, с целью решения организационных задач.

В зависимости от содержания и структуры занятия подразделяются на:

—1 тип — традиционные или типовые занятия решают сразу несколько учебно-воспитательных задач, где присутствуют все или почти все виды музыкальной деятельности детей. Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в усвоении детьми определённых знаний, умений, навыков.

—2 тип — доминантные занятия. В структуре данного типа занятии доминирует, преобладает какой-либо один из видов музыкальной деятельности (слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Такие занятия используются для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности.

—3 тип — тематические занятия. Отличительной чертой структуры тематических занятий является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой, которая является сквозной во всех видах музыкальной деятельности и реализуется средствами музыкального искусства. Тематика занятий может быть различной, например: «Золотая осень», «Времена года», «Любимые игрушки», «Жанры музыки», «Средства музыкальной выразительности» и т.д. Это итоговые занятия, которые проводятся 1 раз в месяц.

—4 тип — комплексные занятия. Это занятия, в основе которых лежит одна тема. Она реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. Музыка является важной связующей частью занятия. Наиболее сложной является та часть комплексного занятия, в которой дети выполняют задания по изобразительной деятельности, поэтому воспитатели группы проводят с детьми предварительную работу, связанную с подготовкой необходимых материалов. Тематика комплексных занятий может быть разнообразной: образы природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц»), праздники («Самая любимая» «Проводы масленицы»), жизнь, быт людей («Весёлая ярмарка», «Умелые руки»,) и др. Комплексные занятия не просты по своей организации, поэтому проводятся один раз в квартал. В подготовке и проведении занятия принимают участие музыкальный руководитель и воспитатели группы. Оно длится примерно на 5-7 мин. дольше, чем обычное занятие.

Организация и построение музыкальных занятий

Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви — чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе.

Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 — средней, 25-30 — старшей, 35-45 — подготовительной к школе группах.

Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей.

Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.

На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Они ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется видами деятельности, методикой работы педагога.

Роль воспитателя в организации музыкальных занятий.

Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях: в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения

При обучении младших дошкольников музыкально-ритмическим движениям, воспитатель участвует во всех видах движений (упражнения, пляски, игры), активизируя тем самым малышей.

В средней, старшей и особенно подготовительной группах воспитатель действует по мере необходимости: показывает какое-либо движение, напоминает то или иное построение, даёт детям отдельные указания в пляске, музыкальной игре и т.д.

4.Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.

5.Воспитатель должен хорошо знать музыкальный репертуар своей возрастной группы в разных видах музыкальной деятельности.

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопустимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Недопустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкантам, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.

Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения — его активность при восприятии музыки — следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка — важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать.

Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных заданий. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком.

Список используемой литературы

  1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
  2. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль, 2005.
  3. Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.
  4. Ирванцова О.В. «Очарование движением», Мозырь, 2007.
  5. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду», Айрис-пресс, 2009.
  6. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, 2008.
  7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
  8. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва, 2006.
  9. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники. Вторая младшая группа, Москва, 2010.
  10. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники. Средняя группа, Москва, 2010.
  11. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники. Старшая группа, Москва, 2010.
  12. Гераскина Л. «Ожидание чуда». Музыкальные занятия и праздники. Подготовительная группа, Москва, 2010.
  13. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Ясли, Москва, 2009.
  14. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Вторая младшая группа, Москва, 2009.
  15. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа, Москва, 2009.
  16. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа, Москва, 2009.
  17. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа, Москва, 2009.
  18. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки»,Композитор, Санкт-Петербург, 2000.
  19. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей», Москва, 2009.
  20. Картушина М.Ю. Осенние, зимние, весенние детские праздники. Сфера 2012.
  21. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, М.. 2007
  22. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования \ под.ред.Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  23. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. Сфера: 2012.
  24. Радынова О.П. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. Сфера: 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

ВЫПОЛНЕННИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данная публикация призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребывания детей р...

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данная публикация призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребывания детей р...

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данная публикация призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребывания детей р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...