Речевое развитие
Формирование словаря:
- обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы); - активизация словаря: закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб).
Звуковая культура речи:
-закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи:
-совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов; - познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь:
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; -объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно); -закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться; -поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов. Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; -формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых; -развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей; -формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события; -формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом.
Подготовка детей к обучению грамоте;
- формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. -познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
Интерес к художественной литературе:
- обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения); - развивать интерес к произведениям познавательного характера; формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем); - формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное); - формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение; - углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению); - совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках, пересказ близко к тексту); - развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке). |
- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; - умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; - понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; - использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; - различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы); - расширяет, уточняет и активирует словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем; -обучается практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов; -обогащает экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и, словами-синонимами; - расширяет представления о переносном значении и многозначности слов; - учится использовать слова в переносном значении, многозначные слова; - обогащает экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей; - обогащает экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий; -закрепляет понятие слово и умение оперировать им;
- закрепляет представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках; - упражняется в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки; - закрепляет представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков; - упражняется в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования; - знакомится с новыми звуками (j), (ц),(ч),(щ),(л),(ль),(р),(рь); - формирует умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками; - совершенствует навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков; - владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; - использует различные виды интонационных конструкций; - выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль; -продолжает работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи; - соблюдает голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика; - учится произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом; -развивает тембровую окраску голоса, совершенствует умение изменять высоту тона в играх; -учится говорить в спокойном темпе; -продолжает работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи;
- совершенствует умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами; -совершенствует умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами; -формирует умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности; -закрепляет умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным; - умеет образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных; -закрепляет, образовывает и использует возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени; - совершенствует навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; -совершенствует навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины; -закрепляет навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов; -сформировывает навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений; -закрепляет знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе; - правильно употребляет основные грамматические формы слова; - правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); - использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами; - пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке; - составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- развивает стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; - развивает и формирует не только познавательный интерес, но и познавательное общение; -совершенствует навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко; - закрепляет умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану; - совершенствует навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов; - формирует навык пересказа небольших рассказов с изменением времени, действия или лица рассказчика; - совершенствует навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или по следующих за изображенным событием; -составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; - пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративном материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся; - составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; - составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта; - в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество; - сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического работника и самостоятельно); - владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими, используя речевые и неречевые средства общения; - может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- знакомится с буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ; - формирует умение правильно называть буквы русского алфавита; - развивает навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаик, «печатания»; лепки их из пластилина; - закрепляет умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы; - совершенствует навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов; - закрепляет знание уже известных детям правил правописания; - знакомится с некоторыми правилами правописания (написания ча-ща, чу-щу). - учится разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы; -осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); - владеет предпосылками овладения грамотой;
- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
|