Задачи по речевому развитию в подготовительной логопедической группе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ломтева Татьяна Ивановна

Задачи по речевому развитию в подготовительной логопедической группе в соответствии с программой В.Н. Нищевой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_podg.gr_.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

задачи

содержание

Речевое развитие

Формирование словаря:

- обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные,

обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия

техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к

труду (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую

деятельность людей. Упражнять детей в умении подбирать слова со

сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями

(антонимы);

- активизация словаря: закреплять у детей умение правильно, точно

по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные,

глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с

обобщающим значением (строитель, хлебороб).

Звуковая культура речи:

-закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков

родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить

часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове.

Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать

интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи:

-совершенствовать умение детей согласовывать в предложении

существительные с числительными, существительные с

прилагательным, образовывать множественное число

существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать

умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро);

образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище),

образовывать существительные с увеличительными,

уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки

в значении слов;

- познакомить с разными способами образования слов. Продолжать

совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и

сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и

косвенной речью.

Связная речь:

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи:

закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать

вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей;

-объединять в распространенном ответе реплики других детей,

отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и

распространенно);

-закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться;

-поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг,

просмотренных фильмов. Продолжать формировать у детей умение

использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять

их без напоминания;

-формировать культуру общения: называть

взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга

ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть

в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых;

-развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и

выразительно пересказывать небольшие литературные произведения

(сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно

передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;

-формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу

небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок,

составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта,

передавая хорошо знакомые события;

-формировать умение

составлять небольшие рассказы творческого характера по теме,

предложенной педагогом.

Подготовка детей к обучению грамоте;

- формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины.

-познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Интерес к художественной литературе:

- обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки,

прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной

литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения);

- развивать интерес к произведениям познавательного характера;

формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с

продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным

персонажем);

- формировать избирательное отношение к известным произведениям

фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу

детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе

и повторное);

- формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка,

загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение;

- углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка

характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению);

- совершенствовать художественно-речевые и исполнительские

умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках, пересказ близко к тексту);

- развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).

- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);

- расширяет, уточняет и активирует словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

-обучается практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов;

-обогащает экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и, словами-синонимами;

- расширяет представления о переносном значении и многозначности слов;

- учится использовать слова в переносном значении, многозначные слова;

- обогащает экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей;

- обогащает экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий;

-закрепляет понятие слово и умение оперировать им;

- закрепляет представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;

- упражняется в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;

- закрепляет представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;

- упражняется в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования;

- знакомится с новыми звуками (j), (ц),(ч),(щ),(л),(ль),(р),(рь);

- формирует умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками;

- совершенствует навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков;

- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

- использует различные виды интонационных конструкций;

- выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;

-продолжает работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;

- соблюдает голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;

- учится произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом;

-развивает тембровую окраску голоса, совершенствует умение изменять высоту тона в играх;

-учится говорить в спокойном темпе;

-продолжает работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи;

- совершенствует умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами;

-совершенствует умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами;

-формирует умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности;

-закрепляет умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным;

- умеет образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных;

-закрепляет, образовывает и использует возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени;

- совершенствует навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине;

-совершенствует навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины;

-закрепляет навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов;

-сформировывает навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений;

-закрепляет знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе;

- правильно употребляет основные грамматические формы слова;

- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

- использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;

- пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке;

- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

- развивает стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

- развивает и формирует не только познавательный интерес, но и познавательное общение;

-совершенствует навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко;

- закрепляет умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану;

- совершенствует навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов;

- формирует навык пересказа небольших рассказов с изменением времени, действия или лица рассказчика;

- совершенствует навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или по следующих за изображенным событием;

-составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

- пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративном материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;

- составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

- в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;

- сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического работника и самостоятельно);

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими, используя речевые и неречевые средства общения;

- может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- знакомится с буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ;

- формирует умение правильно называть буквы русского алфавита;

- развивает навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаик, «печатания»; лепки их из пластилина;

- закрепляет умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы;

- совершенствует навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов;

- закрепляет знание уже известных детям правил правописания;

- знакомится с некоторыми правилами правописания (написания ча-ща, чу-щу).

- учится разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы;

-осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

- владеет предпосылками овладения грамотой;

- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"...

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Кто в лесу живёт"

Конспект НОД по "Речевому развитиею в подготовительной группе "Кто в лесу живет"...

Психолого-педагогическое сопровождение на ребенка с Системным недоразвитием речевой деятельности (ОНР 3 уровень речевого развития) в подготовительной логопедической группе.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА коррекционной работы на сентябрь – ноябрь на воспитанника логопедической подготовительной группы Заключение: Системное недоразвитие речевой деятельности (ОНР, 3 уровень речев...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».Данное занятие составлено с учетом требований ФГОС, использованием интерактивных технологий....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной логопедической группе

интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с использованием изобразиельного творчества и презентации....

Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно – речевому развитию в подготовительной логопедической группе

расширять представления детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;развивать речь детей, обогащать детский словарный запас; развивать мышление, память, внимание; вызывать у детей по...