Играем в сказки
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
обучение родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Мастер-класс для родителей младших групп
«Играем в сказки всей семьей»
г.Тихвин 2025 г.
Цель: обучение родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Познакомить с правилами чтения книг.
2. Показать возможность развития детей через использование совместных игр по сказкам в семье.
3. Актуализировать знания родителей о значении игр в развитии детей.
4. Стимулировать интерес родителей к дальнейшему использованию полученных знаний на практике в домашних условиях.
5. Познакомить родителей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми.
Оборудование: мяч, массажный мяч, клубок ниток, сказка «Репка» на фланелеграфе, пирамидка по сказке «Теремок», библиотеки книг для 2ой младшей и средней групп, выставка игр и пособий по сказкам, буклеты для родителей; видеоролик «Какие сказки читают детям дома»
Ход мастер-класса:
Просмотр видеоролика «Какие сказки (книги) читают родители детям дома»
Педагог- психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на мастер-классе «Играем в сказки всей семьей». «Сказка – это золото, что блестит огоньком в детских глазках» Г. Х. Андерсен.
Учитель-логопед: Сегодня мы поговорим о том, как правильно знакомить детей со сказками дома и как при помощи сказок можно развивать речь и ВПФ детей (мышление, внимание, память и тд). Мир сказки чудесен. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Разнообразные сказки способствуют всестороннему развитию детей: эмоциональному, психическому, познавательному. Поэтому просто необходимо много читать детям различной литературы – это важнейшее условие для всестороннего полноценного развития ребенка.
Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, на что вы обращаете внимание при выборе детской литературы? (на красочность, содержание, оформление, иллюстрации).
- Как же нужно работать со сказками?
Правила:
1. Да, книга должна быть хорошего качества. Это яркие крупные иллюстрации, содержание доступное для восприятия ребенком.
2. Сказка должна быть с простым сюжетом и вызывать только позитивное настроение у ребенка.
3. Желательно чтобы чтение книги занимало около 10- 15 минут, так как в этом возрасте ребенок не может долго концентрироваться на одной деятельности. Длительное чтение и обсуждение произведения вызывает у него утомление.
4. Если необходимо прервать чтение, то это нужно сделать перед интересным моментом в содержании, чтобы заинтересовать ребенка: Что будет дальше?
5. Читать сказку нужно эмоционально, в процессе чтения подражать голосам героев, менять интонацию голоса. Необходимо помнить, что от того как вы прочтете сказку, зависит как ребенок воспримет ее, полюбит ли он ее, интересно ли будет ему в следующий раз ее прочесть.
6.Обсуждение прочитанного.
- Прочитав сказку, что вы обычно делаете? (задаем вопросы)
Да, прием задавания вопросов детям достаточно часто используется педагогами и родителями. Задавать их желательно сразу после прочтения сказки, и по истечении некоторого времени, например, на следующий день. Здесь мы обсуждаем героев, их характеры, внешний вид, с малышами разбираем детали (части тела, одежду и т. д). Это поможет детям более точно запомнить содержание сказки и после самим рассказывать их.
7. Пересказ (рассказывание) сказки совместно и самостоятельно детьми, театрализация.
Далее для закрепления сказки и лучшего запоминания, мы можем использовать игры. Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника.
Какие же это могут быть игры?
1. Игры для «запуска речи» у неговорящих детей – вызываем звуки, звукоподражания и первые слова у малышей.
2. Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, конструирование, выкладывание из подручных материалов, лепка, рисование, раскраски.
3. Голосовые игры для развития силы, тембра, темпа голоса, выразительности речи – «Кто как говорит», «Узнай по голосу», «Спой песенку» и тд
4. Лексико-грамматические игры, которые помогают развивать словарь и грамматически правильное использование слов у дошкольников.
5.Игры для развития познавательных способностей - представление о цвете, форме, величине, количестве и т.д.
6. Игры – театрализации.
Педагог- психолог: Мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать с детьми в домашних условиях:
1. Игра «Угадайте сказку по трем словам»
Называем три слова, связанные с определенной сказкой, необходимо ее отгадать.
• Коза, козлятки, волк - “Волк и семеро козлят”
• Петух, ледяная избушка, заяц - «Заюшкина избушка»
• Аленушка, яблонька, баба-яга - «Гуси-лебеди»
• Сестрица Аленушка, козленочек, баба-яга - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
• Стрела, Иван Царевич, кощей - бессмертный - «Царевна - лягушка»
• Иванушка - дурачок, щука, печка - «По-щучьему велению»,
• Ласточка, девочка с дюйм, крот - «Дюймовочка»,
• Мышка - норушка, лягушка - квакушка, медведь косолапый - «Теремок»,
• Избушка, лиса, заяц - «Заюшкина избушка».
С помощью этой игры мы определили название сказки, учитывая героев и предметы, с которыми они взаимодействовали.
Учитель-логопед: 2. Игра «Кто как голос подает?» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Бросаем мяч, называя сказочных животных. Я называю сказочного героя, а вы передаете друг другу массажный мяч, должны правильно ответить, как то, или иное животное подает голос:
• Мышка – пищит,
• Собака – лает,
• Волк – воет,
• Медведь – рычит,
• Петух – кукарекает,
• Лягушка – квакает.
Эта игра позволяет нам понять, насколько правильно ребенок употребляет в речи глаголы, можно называть и другие действия.
Педагог- психолог: 3. Дидактическое упражнение «Какая? Какой? Какое?» (по сказке «Красная Шапочка») -родители передают друг другу клубок, разматывая и сматывая его.
- Красная Шапочка (какая?) добрая, маленькая, красивая, доверчивая...
- Волк (какой?) злой, серый, сердитый, голодный, хитрый.
- Дровосеки (какие?) смелые, храбрые, веселые, добрые, трудолюбивые, отзывчивые…
Учитель-логопед: 4. Игра «Скажи ласково» - мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Бросаем мяч, называем первое слово, например, изба, а вы, возвращая мяч, называете второе слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (избушка).
• Мышь – мышонок,
• Заяц – зайчонок,
• Лиса – лисичка,
• Волк – волчонок,
• Двор – дворик,
• Крыльцо – крылечко.
Эта игра помогает нам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Педагог- психолог: 5. «Назови правильно детеныша и детёнышей».
Я называю животное, а вы называете его детеныша и детенышей:
У лисы – лисёнок, лисята,
У волка – волчонок, волчата,
У коровы – теленок, телята,
У зайца – зайчонок, зайчата,
У собаки – щенок, щенята.
Эта игра способствует правильному употреблению слов единственного и множественного числа. Можно называть все семейство животных.
Учитель-логопед: 6. Дидактическая игра «Кто сначала, кто потом» или «Кто за кем?»
В этой игре нужно разместить героев сказок в определённой последовательности, рассказать, кто за кем пришел, кого встретил.
По сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка» попросите ответить на вопросы: «Кто стоит впереди всех?», «Кто стоит перед бабкой?», «Кто стоит перед мышкой?», «Кто стоит последним?», «Посчитай сколько всего героев?», «Кто первый, второй?..» и тд.
По ходу игры ребенок может самостоятельно выставлять фигурки в соответствии с сюжетом сказки.
В процессе этой игры мы формируем у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, сочетать числительные и существительные.
Педагог-психолог: Сказка учит нас важным жизненным качествам - дружбе, взаимопомощи, трудолюбию, находчивости. А еще сказка может лечить. Есть такое понятие как сказкотерапия.
Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приемы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.
Сказками можно лечить огромное количество капризов ребѐнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой. Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи. В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта.
Сказка – язык ребенка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребенок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребенок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы еще очень размыты, и, слушая сказку, ребенок по-настоящему переживает ее события вместе с героями.
Терапевтические сказки о ребёнке, который похож на вашего малыша.
В таких сказках главным героем вы делаете ребенка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша, но должна быть похожей. Ребенок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребенка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определенному сценарию:
1. Знакомство с героями (Жил-был мальчик Вася, который…). Если ребенок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребенок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
2. Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребенку.
3. Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
4. Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
5. Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
6. Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать ее с ребенком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.
Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.
Например, ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребенком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии : цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.
Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить: 1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать ее не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребенок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него. 2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность.
3. Не стоит растолковывать ребенку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребенком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с учетом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.
Учитель-логопед: 7. «Сказка на ладошке» - развитие моторики рук.
Можно рассказать сказку «Колобок» и др. сказки при помощи пальцев рук. Ведь давно известно, что речь и ум живут на кончиках пальцев.
Педагог-психолог: Как можно применить для сказкотерапии известную народную сказку «Колобок»
В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их с тобой разгадаем. Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. -Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка? Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Итак, первый сказочный урок — чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним. -Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Поэтому второй сказочной урок — не ешь слишком горячую пищу, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать. -А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять Колобка без присмотра? Кто так же может себя вести? Конечно, ребенок! Наверное, третий сказочный урок нужно усвоить всем родителям. Сказка учит их не оставлять детей без присмотра. –Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поет им свою песенку: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…» Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. Какой же способ для преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, Волка, и подавно уйду…» -Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает. Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью (четвертый урок). - Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая Лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации. Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку, так как не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя съем»). Это очень важный жизненный урок.
Давайте встанем в круг, я передам вам волшебную палочку, а вы ее будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком.
Спасибо вам за участие. Помните, что очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Давайте будем играть, читать и развивать наших детей!
Список литературы:
1. М. С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.
2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.
3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О. С Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. ; Под ред О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 2008.
4.О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаева «Лабиринт души» терапевтические сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Играем со сказкой» (по мотивам р.н. сказки «Гуси- лебеди»)
Программные задачи 1.Образовательные задачи: Поддержание интереса к сказке и театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения. Закреп...
Дидактическая игра по сказке «Теремок»и другие варианты игр по сказке.
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение группировать животных (травоядные, хищники).Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.Педагог п...

Презентация содержания сказки «Волшебные слова» по педагогической технологии О.А. Шороховой «Играем в сказку».Выполнена воспитателем Карсаковой М.Г.
Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословицы,4. развивать умение связно выражать сво...

Презентация содержания сказки « Непослушный Ваня» по педагогической технологии О.А.Шороховой « Играем в сказку». Выполнена воспитателем Карсаковой М.Г.
Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословицы,4. развивать умение связно выражать сво...

Презентация содержания сказки «Кривляки» по педагогической технологии О.А.Шороховой « Играем в сказку».
Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословиц,4. развивать умение связно выражать своё...

Презентация содержания сказки «Доброе превращение» по педагогической технологии О.А. Шороховой «Играем в сказку».
Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословиц,4. развивать умение связно выражать своё...

Презентация содержания сказки «Малыш - трусиш» по педагогической технологии О.А.Шороховой « Играем в сказку».
Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословиц,4. развивать умение связно выражать своё...
