исследовательско-игровой проект «Тайны песчаных дюн»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Проект «Тайны песчаных дюн» сосредоточен на применении песочной терапии для развития дошкольников в логопедической группе, возрастной категории 6-7 лет. Основной целью является улучшение коммуникационных и языковых навыков детей, а также развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 549.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Высший класс - 2025»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: исследовательско-игровой
«Тайны песчаных дюн»
Номинация:
«Высший класс педагога дошкольного образования»
Музыкальный руководитель: Завалко Н.Г.
Воспитатель: Турубарова В.О.
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
Адрес: 692031, Приморский край, г. Лесозаводск, ул. 9 Января 65А
Лесозаводск 2024 г.
Паспорт проекта
«В душе у каждого ребенка
есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
1. Название проекта: «Тайны песчаных Дюн»
2. ФИО: Турубарова Виктория Олеговна, воспитатель.
Завалко Наталия Геннадьевна, музыкальный руководитель.
3. Название: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
4. Актуальность.
В современном обществе особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, особенно тех, кто страдает от трудностей в коммуникации и обучении, таких как дети с ТНР (трудностями в речевом развитии). Пескотерапия, как один из методов арт-терапии, зарекомендовала себя как эффективный инструмент в работе с детьми. Она способствует не только развитию моторики и творческого мышления, но и помогает улучшить эмоциональное состояние. Совмещение пескотерапии с музыкальной активностью добавляет новый измерение в процесс, призванный улучшить коммуникационные навыки детей и развить их эмоции через интонацию и ритм.
Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются сложности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
К.Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!». Песок - удивительно приятный для взаимодействия материал. Погрузив руки в песок, у нас возникают разные образы и идеи. В игре с песком нельзя ошибиться, для этого не требуются специальные навыки. Создавая свои песочные миры, дети чувствуют себя волшебниками: они не боятся что-то разрушить или построить заново. Если в вашей «песочной стране» всё спокойно, значит и у ребёнка всё в порядке внутри.
Переживая через песочные фигурки свои волнения, создавая песочные миры, ребенок освобождается от стресса. Самое важное - он обретает опыт символического решения проблем, ведь в сказках всегда счастливый финал! Этот опыт оседает в подсознании ребенка, даже если не все осознается. Со временем это новое знание вплетается в его видение мира, что в результате проявляется в изменениях его поведения. Это удивительно: ребёнок начинает применять свой песочный опыт в реальной жизни!
Таким образом, игры с песком имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
5. Проблема проекта и вопросы
Основная проблема: Дети с ТНР часто испытывают трудности в самовыражении, что может быть следствием их ограниченных коммуникационных навыков. Это приводит к низкой самооценке и может препятствовать их социализации.
Основополагающий вопрос: Как песочная терапия может способствовать эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей с ТНР.
Проблемные вопросы:
- Для чего нам нужно изучать свойства песка?
- Может ли песок двигаться?
- Чем отличается сухой песок от мокрого?
6. Направление воспитательной деятельности
Речевое направление в интеграции с познавательным, оздоровительным и социально-коммуникативным направлениями.
Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети логопедической группы, родители
Состав проектной группы: музыкальный руководитель – Завалко Наталия Геннадьевна, воспитатель – Турубарова Виктория Олеговна
Дети:
Ф.И.О | возраст |
Байгулова Аня | 6 |
Бессонов Даниил | 6 |
Борисова Мирослава | 6 |
Виткалова Ангелина | 6 |
Володина Еактерина | 6 |
Маерович Валерия | 6 |
Ребитва Михаил | 6 |
Цыгальнюк Ульяна | 6 |
Овчинников Алексей | 6 |
Галушко Гордей | 6 |
Тип проекта: Исследовательско-творческий
7. Краткое описание ситуации проекта
Проект «Тайны песчаных дюн» сосредоточен на применении песочной терапии для развития дошкольников в логопедической группе, возрастной категории 6-7 лет. Основной целью является улучшение коммуникационных и языковых навыков детей, а также развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Дети в логопедической группе часто сталкиваются с трудностями в общении и социальной адаптации, что требует особого подхода, который бы интегрировал арт-терапевтические методы с игровыми и музыкальными активностями, создавая безопасное и поддерживающее пространство для самовыражения и развития.
Песочная терапия в этом проекте используется как средство создания комфортной и стимулирующей среды, где дети могут взаимодействовать с материалами, свободно выражать свои мысли и эмоции.
Основные принципы и подходы к реализации проекта:
Песочная терапия представлена в виде игр, что позволяет детям с интересом и удовольствием включаться в занятия, не ощущая давления.
Каждое занятие адаптируется к потребностям и уровню развития каждого ребенка, что обеспечивает эффективную поддержку индивидуальных речевых и коммуникативных навыков.
Использование различных текстур и материалов для работы с песком способствует сенсорному развитию, что в свою очередь положительно влияет на когнитивные и речевые способности детей.
Постоянное сотрудничество с профессионалами в области логопедии поможет корректировать подходы и методики в зависимости от прогресса и особых потребностей группы.
Занятия проводятся регулярно, по заранее составленному плану, что позволяет детям привыкнуть к системе и ожидать каждый новый опыт с интересом.
8. Потребители проекта
Основной потребитель - дети; участвуют также педагоги и родители. Инициаторы – дети в руководстве со взрослыми.
9. Цели проекта
Педагогическая цель: развитие речевых и коммуникативных навыков у детей с ТНР через интеграцию пескотерапии и музыкальной активности.
Практическая цель: интеграция песочной терапии в образовательный процесс. Создание картотеки игр «Волшебный песок», создание индивидуальных коробок-песочниц «Маленькая пустыня».
Задачи проекта
Для детей:
1. Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
2. Активизировать словарный запас детей;
3. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);
4. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
5. Развивать речевую активность в процессе познавательной деятельности и игре.
6. Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
Для педагогов:
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через игры с песком.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей:
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально-технической базы центра «Песочная страна» для детей старшего дошкольного возраста.
10. Продукты. Результаты проекта.
- Создание кейса схем «Знакомство с песком»
- Картотека игр с песком «Волшебный песок».
- Картотека консультаций для родителей и педагогов.
- Планшеты - песочницы «Маленькая пустыня».
-Фотовыставка «Волшебный песок».
Ожидаемый результат.
- Улучшение речевых навыков у детей с ТНР;
- Повышение уровня самовыражения и уверенности в себе через участие в групповых активностях;
- Повышение уровня коммуникации и взаимодействия между детьми;
- Повышение квалификации педагогов и родителей по данной теме.
Таким образом, проект нацелен на комплексное решение проблем детей с ТНР, используя инновационные методы терапии и арт-подходы.
11. Временные рамки.
Сентябрь – февраль
Срок реализации проекта
1 этап подготовительный (: 01.09.- 30.09.2024)
2 этап продуктивный: (: 01.10.- 30.01.2025)
3 этап аналитико-рефлексивный: (31.01.2025 - 05. 02. 2025)
12. Показатели эффективности.
Количественные: число детей, улучшивших речевые навыки – 7 человек.
Качественные:
- изменение в уровне эмоционального состояния детей (по итогам наблюдений и опросов),
-отзывы педагогов и родителей (приложение);
13. Материально-техническое обеспечение.
Необходимое оборудование: песочницы, музыкальные инструменты, игрушки для игр с песком, песок.
14. Способ и технологии.
Используемые технологии: игровые, проектные.
Виды деятельности: самостоятельная и групповая работа с песком, совместная деятельность со взрослыми.
15. Формы взаимодействия.
Беседы, игры, эксперименты, выставки, занятия, консультации.
16. Возможные трудности и риски.
Трудности: недостаток материалов, сопротивление родителей новому методу.
Способы преодоления: дополнительное финансирование, разъяснительная работа с родителями.
17. Жизненный цикл проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный Срок реализации: 01.09.- 30.09.2024 Цель: изучение возможностей и потребностей родителей и детей в участии в данном проекте | Продуктивный Срок реализации: 01.10.- 30.01.2025 Цель: расширить знания детей о песке, о его свойствах. Познакомить ребят со световым столом-планшетом для рисования песком. Создать собственные коробки -планшеты для работы с песком и непосредственная презентация готового продукта. | Аналитико-рефлексивный Срок реализации: 31.01.2025 - 05. 02. 2025 Цель: закрепление знаний, полученных в ходе проекта, групповая рефлексия. |
Содержание работы | ||
1. Обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями 2. Создание необходимых условий по реализации проекта 3. Составление перспективного плана проекта (подбор дидактического материала, книг, публикаций по теме) 4. Опрос родителей 5. Вводная беседа «Что такое песок?» | Беседы: - «Физические свойства песка» - «Сравним глину и песок» Дидактические игры: - «Что нового?» - «Ассоциация» - «Повтори» - «С песком по ритму» - «Созвездие» - «Музыкальные эмоции» - «Лабиринт» - «Дорисуй» - «Звуковое мемори» -«Волшебные отпечатки на песке » - « Превращение кляксы» - «Отгадай, кто я? » - «Музыкальные следы» - «Волшебные коробочки» Образовательная деятельность -«Песочная лаборатория» -«Песочный вернисаж» - Аппликация с использованием песка «Верблюд в пустыне»; - Рисование «Верблюд» - Чтение познавательной сказки «Корабль пустыни» Сюжетно-ролевые игры - «Клад» - «Строительство» - «Пираты» - «Путешествие» - «Цирк» - Консультации «Песочная терапия - что это», «Играем с песком: дома и на улице»; - Консультация для родителей «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»; - Консультация «Игры и игровые упражнения с песком для развития речи детей старшего дошкольного возраста» | Создание фотовыставки «Волшебный песок». |
Продукт подготовительного этапа: Создание кейса схем «Знакомство с песком»; Картотека игр с песком «Волшебный песок»; Картотека консультаций для родителей и педагогов. | Продукты основного этапа: Планшеты-песочницы «Маленькая пустыня» | Продукт аналитико-рефлексивного этапа: Фотовыставка «Волшебный песок» |
18. Перспективы развития проекта.
Данный проект может быть использован педагогами в других возрастных группах. А также, проект может сосредоточиться на создании методических рекомендаций для педагогов - психологов.
20. Распространение информации.
- Публикация на сайте учреждения.
- Семинары для педагогов
- Информационные собрания для родителей
21. Список используемых информационных ресурсов.
1. Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.
Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
2. О. Ю. Епанчинцева «Роль песочьной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 2009.
3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006.
4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.
5. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
6. Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь», 2006.
7. Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.
8. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников» 2014.
22. Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»
Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»...

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы» в средней группе
Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»в средней группе...

Исследовательско-игровой проект в ДОУ по теме: «Зачем люди экспериментируют?»
Эксперимент – это научно постановочный опыт наблюдение исследуемого объекта в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, ...

Исследовательско-игровой проект «Капелька». Проект по окружающему миру
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием з...

