исследовательско-игровой проект «Тайны песчаных дюн»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Турубарова Виктория Олеговна

Проект «Тайны песчаных дюн» сосредоточен на применении песочной терапии для развития дошкольников в логопедической группе, возрастной категории 6-7 лет. Основной целью является улучшение коммуникационных и языковых навыков детей, а также развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx549.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства  

«Высший класс - 2025»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: исследовательско-игровой

«Тайны песчаных дюн»

Номинация:

«Высший класс педагога дошкольного образования»

                          Музыкальный руководитель: Завалко Н.Г.

                                                                                               Воспитатель: Турубарова В.О.

    Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                                                   «Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»

                             Адрес: 692031, Приморский край, г. Лесозаводск, ул. 9 Января 65А

Лесозаводск 2024 г.   

Паспорт проекта

«В душе у каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

 они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

1. Название проекта: «Тайны песчаных Дюн»

2. ФИО: Турубарова Виктория Олеговна, воспитатель.

                Завалко Наталия Геннадьевна, музыкальный руководитель.

3. Название: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа» 

4. Актуальность.

В современном обществе особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, особенно тех, кто страдает от трудностей в коммуникации и обучении, таких как дети с ТНР (трудностями в речевом развитии). Пескотерапия, как один из методов арт-терапии, зарекомендовала себя как эффективный инструмент в работе с детьми. Она способствует не только развитию моторики и творческого мышления, но и помогает улучшить эмоциональное состояние. Совмещение пескотерапии с музыкальной активностью добавляет новый измерение в процесс, призванный улучшить коммуникационные навыки детей и развить их эмоции через интонацию и ритм.

Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются сложности в общении, агрессивное реагирование        при        взаимодействии.    

К.Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!». Песок - удивительно приятный для взаимодействия материал. Погрузив руки в песок, у нас возникают разные образы и идеи. В игре с песком нельзя ошибиться, для этого не требуются специальные навыки. Создавая свои песочные миры, дети чувствуют себя волшебниками: они не боятся что-то разрушить или построить заново. Если в вашей «песочной стране» всё спокойно, значит и у ребёнка всё в порядке внутри.  

 Переживая через песочные фигурки свои волнения, создавая песочные миры, ребенок освобождается от стресса. Самое важное - он обретает опыт символического решения проблем, ведь в сказках всегда счастливый финал! Этот опыт оседает в подсознании ребенка, даже если не все осознается. Со временем это новое знание вплетается в его видение мира, что в результате проявляется в изменениях его поведения. Это удивительно: ребёнок начинает применять свой песочный опыт в реальной жизни!

Таким образом, игры с песком имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

5. Проблема проекта и вопросы

Основная проблема: Дети с ТНР часто испытывают трудности в самовыражении, что может быть следствием их ограниченных коммуникационных навыков. Это приводит к низкой самооценке и может препятствовать их социализации.

Основополагающий вопрос: Как песочная терапия может способствовать эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей с ТНР.

Проблемные вопросы:  

- Для чего нам нужно изучать свойства песка?

- Может ли песок двигаться?

- Чем отличается сухой песок от мокрого?

6. Направление воспитательной деятельности

Речевое направление в интеграции с познавательным, оздоровительным и социально-коммуникативным направлениями.

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети логопедической группы, родители

Состав проектной группы: музыкальный руководитель – Завалко Наталия Геннадьевна, воспитатель – Турубарова Виктория Олеговна

Дети:

Ф.И.О

возраст

Байгулова Аня

6

Бессонов Даниил

6

Борисова Мирослава

6

Виткалова Ангелина

6

     Володина Еактерина

6

Маерович Валерия

6

Ребитва Михаил

6

Цыгальнюк Ульяна

6

Овчинников Алексей

6

Галушко Гордей

6

    Тип проекта: Исследовательско-творческий

7. Краткое описание ситуации проекта

Проект «Тайны песчаных дюн» сосредоточен на применении песочной терапии для развития дошкольников в логопедической группе, возрастной категории 6-7 лет. Основной целью является улучшение коммуникационных и языковых навыков детей, а также развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Дети в логопедической группе часто сталкиваются с трудностями в общении и социальной адаптации, что требует особого подхода, который бы интегрировал арт-терапевтические методы с игровыми и музыкальными активностями, создавая безопасное и поддерживающее пространство для самовыражения и развития.

Песочная терапия в этом проекте используется как средство создания комфортной и стимулирующей среды, где дети могут взаимодействовать с материалами, свободно выражать свои мысли и эмоции.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

Песочная терапия представлена в виде игр, что позволяет детям с интересом и удовольствием включаться в занятия, не ощущая давления.

Каждое занятие адаптируется к потребностям и уровню развития каждого ребенка, что обеспечивает эффективную поддержку индивидуальных речевых и коммуникативных навыков.

Использование различных текстур и материалов для работы с песком способствует сенсорному развитию, что в свою очередь положительно влияет на когнитивные и речевые способности детей.

Постоянное сотрудничество с профессионалами в области логопедии поможет корректировать подходы и методики в зависимости от прогресса и особых потребностей группы.

Занятия проводятся регулярно, по заранее составленному плану, что позволяет детям привыкнуть к системе и ожидать каждый новый опыт с интересом.

8. Потребители проекта

  Основной потребитель - дети; участвуют также педагоги и родители. Инициаторы – дети в руководстве со взрослыми.

 9. Цели проекта

  Педагогическая цель: развитие речевых  и коммуникативных навыков у детей с ТНР  через интеграцию пескотерапии и музыкальной активности.

 Практическая цель: интеграция песочной терапии в образовательный процесс.  Создание картотеки игр «Волшебный песок», создание индивидуальных коробок-песочниц «Маленькая пустыня».

Задачи проекта

Для детей:

1.   Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

2.   Активизировать словарный запас детей;

3.   Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);

4.   Развивать тактильные ощущения,  мелкую моторику;

5.   Развивать речевую активность  в процессе познавательной деятельности и игре.

 6.   Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;

Для педагогов:

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через игры с песком.

2.    Выявить основные факторы, осложняющие становлению правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.

        3.   Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей:

        1.  Повысить уровень компетентности родителей  по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.

       2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально-технической базы центра «Песочная страна» для детей старшего дошкольного возраста.

10. Продукты. Результаты проекта.

- Создание кейса схем «Знакомство с песком»

            - Картотека игр с песком «Волшебный песок».

            - Картотека консультаций для родителей и педагогов.

            - Планшеты - песочницы «Маленькая пустыня».

            -Фотовыставка «Волшебный песок».

     Ожидаемый результат.

- Улучшение речевых навыков у детей с ТНР;

- Повышение уровня самовыражения и уверенности в себе через участие в групповых активностях;

- Повышение уровня коммуникации и взаимодействия между детьми;

- Повышение квалификации педагогов и родителей по данной теме.

         Таким образом, проект нацелен на комплексное решение проблем детей с ТНР, используя инновационные методы терапии и арт-подходы.

11. Временные рамки.

Сентябрь – февраль

            Срок реализации проекта

1 этап подготовительный (: 01.09.- 30.09.2024)

2 этап продуктивный: (: 01.10.- 30.01.2025)

3 этап аналитико-рефлексивный: (31.01.2025 - 05. 02. 2025)

12. Показатели эффективности.

Количественные: число детей, улучшивших речевые навыки – 7 человек.

Качественные:

- изменение  в уровне эмоционального состояния детей (по итогам наблюдений и опросов),

-отзывы педагогов и родителей (приложение);  

13. Материально-техническое обеспечение.

Необходимое оборудование: песочницы, музыкальные инструменты, игрушки для игр с песком, песок.

14. Способ и технологии.

Используемые технологии: игровые, проектные.

Виды деятельности: самостоятельная и групповая работа с песком, совместная деятельность со взрослыми.

15. Формы взаимодействия.

Беседы, игры, эксперименты, выставки, занятия, консультации.

16. Возможные трудности и риски.

Трудности: недостаток материалов, сопротивление родителей новому методу.

Способы преодоления: дополнительное финансирование, разъяснительная работа с родителями.

  17. Жизненный цикл проекта.

Этапы работы над проектом

   Подготовительный

Срок реализации: 01.09.- 30.09.2024

Цель: изучение возможностей и потребностей родителей и детей в участии в данном проекте

Продуктивный

Срок реализации: 01.10.- 30.01.2025

Цель: расширить знания детей о песке,  о его свойствах. Познакомить ребят со световым столом-планшетом для рисования песком. Создать собственные коробки -планшеты для работы с песком и  непосредственная презентация  готового продукта.

Аналитико-рефлексивный

Срок реализации: 31.01.2025 - 05. 02. 2025

Цель: закрепление знаний, полученных в ходе проекта, групповая рефлексия.

Содержание работы

1. Обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями

2. Создание необходимых условий по реализации проекта

3. Составление перспективного плана проекта (подбор дидактического материала, книг, публикаций по теме) 4. Опрос родителей

5. Вводная беседа «Что такое песок?»

Беседы:

- «Физические свойства песка»

- «Сравним глину и песок»

Дидактические игры:

- «Что нового?»                                                                            

- «Ассоциация»

- «Повтори»

- «С песком по ритму»

- «Созвездие»

- «Музыкальные эмоции»

- «Лабиринт»

- «Дорисуй»

- «Звуковое мемори»

-«Волшебные отпечатки на песке »

- « Превращение кляксы»

- «Отгадай, кто я? »

- «Музыкальные следы»

- «Волшебные коробочки»

Образовательная деятельность

-«Песочная лаборатория»

 -«Песочный вернисаж»

- Аппликация  с использованием песка «Верблюд в пустыне»;

- Рисование «Верблюд»

- Чтение познавательной сказки «Корабль пустыни»

Сюжетно-ролевые игры

- «Клад»  

- «Строительство»

- «Пираты»

- «Путешествие»

- «Цирк»

- Консультации «Песочная терапия - что это»,  «Играем с песком: дома и на улице»;

- Консультация для родителей «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»;

- Консультация «Игры и игровые упражнения с песком для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Создание фотовыставки «Волшебный песок».

Продукт подготовительного этапа:

Создание кейса схем  «Знакомство с песком»;

Картотека игр с песком «Волшебный песок»;

Картотека консультаций для родителей и педагогов.

Продукты основного этапа:

Планшеты-песочницы «Маленькая пустыня»

Продукт аналитико-рефлексивного этапа:

Фотовыставка «Волшебный песок»

18. Перспективы развития проекта.

Данный проект может быть использован педагогами в других возрастных группах. А также, проект может сосредоточиться на создании методических рекомендаций для педагогов - психологов.

20. Распространение информации.

- Публикация на сайте учреждения.

- Семинары для педагогов

- Информационные собрания для родителей

21. Список используемых информационных ресурсов.

1. Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.

Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)

2. О. Ю. Епанчинцева «Роль песочьной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 2009.

3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006.

4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.

5. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.

6. Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь», 2006.

7. Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.

8. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников» 2014.

22.  Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»...

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы» в средней группе

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»в средней группе...

Исследовательско-игровой проект в ДОУ по теме: «Зачем люди экспериментируют?»

Эксперимент – это научно постановочный опыт наблюдение исследуемого объекта в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, ...

Исследовательско-игровой проект «Капелька». Проект по окружающему миру

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием з...