Развитие речевой активности через формирование у детей интереса к чтению художественной литературы: просвещение родителей детей с ТНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: Формирование представлений родителей о способах формирования интереса к чтению у дошкольников.
Задачи:
- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;
- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей;
- Организация совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности родителей и детей, направленной на формирование интереса к чтению;
- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.63 КБ | |
| 784.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Тема: Развитие речевой активности через формирование у детей интереса к чтению художественной литературы: просвещение родителей детей с ТНР
(представление опыта работы по организации просвещения родителей детей с ОНР)
Разработали: Яхонтова Галина Алексеевна,
воспитатель
Леонтьева Нина Владимировна,
воспитатель
МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»
г. Рубцовск, 2025 год
Актуальность.
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.
Задача воспитателей – показать значимость и пользу чтения для развития ребёнка. В связи с особой важностью чтения художественной литературы, особо актуальна проблема приобщения детей к чтению в домашних условиях. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Цель: Формирование представлений родителей о способах формирования интереса к чтению у дошкольников.
Задачи:
- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;
- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей;
- Организация совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности родителей и детей, направленной на формирование интереса к чтению;
- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
Формы работы с родителями:
- Познавательные (консультации, памятки, буклеты, беседы, родительские собрания)
- Наглядно – информационные (стенгазеты, коллажи, выставки)
- Досуговые (развлечения, викторины, инсценировки)
Приобщение детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) к чтению художественной литературы требует комплексного подхода, учитывающего особенности их речевого развития. Основная цель – формирование мотивации у детей к взаимодействию с книгой и восприятию художественной литературы, способствующей обогащению речевого опыта и развитию когнитивных функций.
Совместно с логопедом группы были подобраны детские произведения, наиболее подходящие для знакомства с художественной литературой детей с ТНР.
В работе по привлечению внимания родителей к вопросу развития читательского интереса у детей применяем информационные материалы: консультации, буклеты и памятки, способствующие популяризации чтения и семейного чтения.
В январе в нашей группе прошла неделя «Родительского чтения», педагоги попросили родителей принять участие в этом необычном мероприятии, родители читали детям произведения Пушкина, Чуковского, Носова. В родительском уголке были подготовлены информационные стенгазеты, коллажи с интересными сведениями об авторах.
В феврале в нашей группе проходил мини-проект, посвященный памяти Александра Сергеевича Пушкина, в течении двух недель дети совместно с родителями заучивали стихи А.С., знакомились с его жизнью. Для родителей педагогами была подготовлена стенгазета с интересными фактами его биографии, разработаны индивидуальные информационные буклеты «В мире Пушкинских сказок». Семьи приняли активное участие в создании выставки рисунков по сказкам Пушкина, а также в выставке книг. Они приносили из дома сказки Пушкина своего детства, рассказывали о своих любимых произведениях поэта. Завершающим этапом мини-проекта стало совместное развлечение детей и родителей «Там по неведомым дорожкам», разработанное педагогами группы.
Так же были использованы нетрадиционные формы работы с родителями по формированию интереса детей к ЧХЛ, например, семейная акция «Мобильная библиотека». В течение месяца дети приносили в группу любимые книги, которые много раз читали вместе с родителями дома, для взаимного обмена и чтения. Данная форма работы стала своего рода диагностикой читательского интереса детей и родителей. Когда семейная акция завершилась, некоторые книги дети захотели подарить детскому саду. Большинство подаренных книг было предназначено для детей более младшего возраста, поэтому вместе мы решили провести «День Книгодарения». Для привлечения родителей педагогами группы была создана стенгазета с интересными фактами об этом дне, семьи с удовольствием согласились поучаствовать с детьми в «Дне книгодарения». Мамы вместе со своими детьми ходили в младшую группу «Лучики», где подарили ребятам книги, соответствующие младшему возрасту. Дети нашей группы читали наизусть стихи, рассказывали о своих любимых произведениях, которые они любили слушать, когда были малышами.
Чтение по ролям — один из вариантов сотворчества при чтении с ребёнком, когда взрослый и ребёнок участвуют на равных. Педагогами группы был запущен челлендж «Наступи на пятку»: парное чтение, в котором родители читали по ролям со своим ребенком, представляем вашему вниманию одно из таких видео.
В процессе такого чтения ребёнок начинает следить за текстом, смыслом прочитанного, учится читать с выражением, тренирует внимание, память. Чтение по ролям можно использовать, если произведение уже знакомо ребёнку.
Такой вид чтения помогает привить ребёнку желание читать самостоятельно, развивает речь и творческое мышление. В помощь родителям мы подготовили консультацию «Как работать с текстом», где говорится, что после прочтения произведения нужно его проанализировать, найти и объяснить непонятные слова, предложить ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.
Для устойчивого интереса детей к поэзии, мы решили рассказать родителям о современной технике запоминания текстов – это мнемотаблицы.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ТНР практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи таких детей вполне обосновано использование мнемотехники.
Цель таких бесед — рассказать родителям о том, как с помощью простых картинок развивать речь и память детей, обучать составлению рассказов, пересказу текстов, отгадыванию и загадыванию загадок, заучиванию стихов.
Были проведены индивидуальные беседы с родителями о том, как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой. Для родителей была создана подборка мнемотаблиц для заучивания стихотворений, дома родители вместе с детьми из данного списка выбирали понравившиеся стихи и заучивали их наизусть. Также мы подготовили памятку для родителей «Что читать летом» со списком произведений, рекомендованных к летнему прочтению.
Предлагаю вам на практике опробовать метод работы с мнемотаблицами: перед вами мнемотаблица — попробуйте восстановить по ней стихотворение. Так мы сможем на собственном опыте оценить, насколько этот метод интуитивно понятен и увлекателен.
Художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей с ТНР, развитию восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовки их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа.
О положительных результатах проведенной просветительской деятельности мы можем судить по количеству выпускников, которые стали постоянными читателями библиотеки. Продолжением нашей работы по формированию у детей интереса к чтению стало создание в этом учебном году читательского клуба «Читаем всей семьей». Клуб призван продолжать объединять родителей и детей вокруг книги, развивать устойчивую традицию совместного чтения и повышать интерес к художественной литературе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме : Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений.
Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, перечень литературы для детей....

Консультация для родителей "Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений"
Материал сообщает как формировать у детей интерес к чтению художественных произведений....

Консультация для родителей "Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений"
Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений ...

Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у воспитанников интереса к чтению художественной литературы»
Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
материал полезен родителям и начинающим педагогам доу...

Преемственность в работе детского сада и школы по воспитанию у детей интереса к чтению художественной литературы.
Развивать у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста интерес к художественной литературе....

Тема: Развитие речевой активности через формирование у детей интереса к чтению художественной литературы: просвещение родителей детей с ТНР (представление опыта работы по организации просвещения родителей детей с ОНР)
Цель: Формирование представлений родителей о способах формирования интереса к чтению у дошкольников.Задачи:Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой...
