Метод "Трёхступенчатый урок" в работе с дошкольниками
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогической практики
Автор: Е. В. Еговкина
Тема: «Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок»
Актуальность:
В своей работе часто сталкиваюсь с тем, что дошкольники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в усвоении понятий величины (н-р: понятия «широкий», «толстый», «высокий» заменяют понятием «большой»). Еще труднее дети усваивают сравнительные понятия (выше, чем, ниже, чем и т.п). Это связано с тем, что дети с нарушениями в развитии воспринимают сходные качества предметов как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
Наш опыт показывает, что с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понятия разных величин усваиваются быстрее через трехступенчатый урок (индивидуальное занятие по введению новых понятий).
Поэтому целью деятельности стало: введение понятий величины через эффективное использование трехступенчатого урока в работе с детьми с различными нарушениями.
Трехступенчатый урок проводится на знакомом ребенку материале. На одном занятии обычно вводится три понятия. Структура занятия состоит из трех ступеней.
На первой ступени впечатление актуализируется – предмет ощупывается, осматривается. Называется соответствующее понятие. Устанавливается связь между уже сформированным в процессе работы представлением и словом.
На второй ступени понятие попадает в пассивный словарный запас (для этого ребенка постоянно прошу выбрать из нескольких предметов тот, который соответствует называемому понятию). Вторая ступень – основная в трехступенчатом занятии. Чтобы работа не утомляла ребенка, задания даю разнообразные: дай, выбери, возьми себе, унеси, спрячь, положи и т.п. За это время предметы несколько раз перемешиваются.
На третьей ступени понятие переводится из пассивного в активный словарь.
Если ребенок ошибается на второй или на третьей ступени, то необходимо вернуться на предыдущую.
Можно условно выделить несколько особенностей проведения данной формы работы с детьми:
- детям «группы особого внимания» (имеющих риск возникновения коммуникативных, социально – эмоциональных и познавательных нарушений) презентуется материал и вводятся понятия величины на фронтальных занятиях;
- с детьми, имеющими задержку психического развития, понятия о величине вводятся индивидуально через трехступенчатый урок. После того, как понятия усвоены на первой ступени (ребенок сличает изучаемые величины, начинает выделять их по названию), объединяю детей, и занятия проводятся с подгруппой;
- с детьми, имеющими умственную отсталость, понятия вводятся только индивидуально. Подгрупповая работа возможна по закреплению понятий в активном словаре (на 3-ей ступени);
- для детей с тяжелыми нарушениями речи понятия о величине вводятся и на индивидуальных, и на фронтальных занятиях, в зависимости от особенностей восприятия ребенка.
Практическая часть
Итак, сейчас я продемонстрирую Вам трехступенчатый урок по введению понятий: тонкий, толстый, тоньше, чем, толще, чем на Монтессори-материале «коричневая лестница».
После этого, я предоставлю возможность добровольцу провести трехступенчатый урок по введению понятий: длинный, короткий, длиннее чем - короче чем, на обычном материале.
По окончании этой работы мы с Вами сформулируем правила проведения трехступенчатого урока, поэтому подмечайте особенности!
Показ трехступенчатого урока + комментарии
Обратная связь:
Предлагаю сформулировать правила проведения трехступенчатого урока.
Примерные правила:
- выбор материала осуществляется по принципу «от простого к сложному», т.е., пока ребенок не усвоил понятия «большой-маленький», понятия «высокий-низкий» не вводятся;
- в материале должен изменяться только один параметр (если вводим величину, то ни цвет, ни вес, ни материал, из которого изготовлено пособие не меняется);
- трехступенчатый урок проводится на знакомом ребенку материале (до этого проведена презентация);
- материал должен максимально соответствовать особенностям вводимого параметра (если вводится понятие толщины, то материал, на котором вводится понятие «толстый» должен быть таким, чтобы занимал обхват кистей ребенка и, соответственно, для понятия «тонкий» материал по толщине должен умещаться в сжатой детской ладони);
- педагог находится справа от ребенка. Если ребенок левша-педагог слева и показывает левой рукой;
- речь педагога не должна быть многословной.
Результат деятельности
- время усвоения детьми понятий величины за счет 3-х ступенчатого урока сокращается в среднем на 2-3 занятия;
- дети меньше путают названия величин, лучше ориентируются в сравнительных понятиях.
Рефлексия (вопросы участников, заключительное слово).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.
Педагогическим коллективом разработана система блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется орга...

Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...

«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)
Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...

