Статья "Музыкотерапия"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Островская Нина Валерьевна

Статья о музыкотерапии, методах и приемах коррекции и развитии с детьми ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья о музыкотерапии15.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья:

«Музыкотерапия»

                                                                                              Островская Нина Валерьевна

                                                                                               

                                                                           ГБДОУ детский сад № 12

                                                                            Красногвардейский район

                                                               Санкт –Петербург 2025г

«Музыка даёт душу вселенной, крылья разуму,

                полет воображению и жизнь всему.»

Музыкотерапия – это эффективный метод коррекции и развития, который использует музыку в

качестве средства психологической, педагогической и реабилитационной работы с детьми, в том

числе с ограниченными возможностями здоровья. Эта практика имеет древние исторические

 корни и продолжает активно развиваться сегодня.

Что такое музыкотерапия и как она работает.

Музыкотерапия определяется как контролируемое использование музыки в лечении,

реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых страдающих от соматических и психических заболеваний. Она рассматривается как одно из направлений арт-терапии.

Ключевые механизмы воздействия музыкотерапии включают:                                        

- Регуляцию психоэмоционального состояния: музыка может успокаивать, расслаблять, активизировать, облегчать печаль или вселять веселье.

- Развитие коммуникативных навыков: она способствует формированию общения и межличностного взаимодействия, что особенно важно для детей с аутизмом или нарушениями поведения.

-  Коррекцию двигательных и речевых расстройств: занятия с использованием музыкальных инструментов или ритмических упражнений развивают моторику и могут стимулировать речевую активность.

- Познавательное развитие: музыка активирует работу мозга, улучшает память, внимание и помогает в обработке информации.

 Основные формы и методы:

 - Активная форма – ребенок участвует в музицировании, становится творцом музыки. Игра на музыкальных инструментах (барабан, бубен, колокольчик) вокальные импровизации, двигательные и танцевальные упражнения.

- Рецептивная форма(пассивная) – ребенок слушает специально подобранные музыкальные произведения. Целенаправленное прослушивание классической музыки для релаксации или активации, рисование под музыку. Интегративная музыка сочетается с другими видами художественной деятельности. Рисование, лепка, сочинение сказок на основе музыкальных впечатлений, что позволяет глубже выразить переживания.

Музыкотерапия полезна всем детям, но особенно эффективна для тех, кто имеет особые потребности. Для детей с расстройством аутистического спектра: музыка становится универсальным языком, который помогает установить контакт с внешним миром. Импровизационные занятия способствуют улучшению коммуникативного поведения и снижению проявлений аутистических черт.

Для детей с речевыми нарушениями: ритмическая структура музыки помогает в коррекции заикания и стимуляции речевой деятельности.

Для детей с нарушениями моторики: игра на инструментах и музыкально-ритмические упражнения способствуют развитию двигательной сфере.

Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: занятия помогают структурировать поведение, развивать навыки концентрации и умения следовать правилам.

 Примеры упражнений и рекомендации по использованию  

- «Рисуем музыку»: предложите ребенку прослушать классическое произведение («Танец Феи Драже» Чайковского или «В пещере горного короля» Грига) и нарисовать ассоциации. Это развивает образное восприятие и позволяет выразить чувства.

- Игра на простых инструментах: использование инструментов, не требующих специальной подготовки (ложки, маракасы, барабан) позволяет ребенку пережить мгновенный успех и почувствовать себя творцом.                     

- Музыкально-ритмические игры: хлопки, притопы, в такт музыки, повторение ритмических рисунков развивают чувство ритма и координацию.

- Релаксация под музыку: для успокоения и снятия напряжений используйте спокойные композиции с мягким приглушенным звучанием, для снятия тревожности эффективны вальсы Штрауса, а для успокоения «Аве Мария «Шуберта.

- Индивидуальный подход: должен основываться на проблемах и эмоциональном состоянии ребенка. Сначала проводится диагностика, а затем подбирается инструмент или мелодия. Важно установить доверительный контакт с ребенком, создать обстановку комфорта, используя ласковую речь и доброжелательную улыбку.

- Регулярность: для достижения устойчивого эффекта необходим цикл занятий не менее 8 сеансов. Наиболее результативная интегративная терапия, где музыка сочетается с другими видами творчества.

Музыкотерапия – это мощное и универсальное средство, которое способствует гармоничному развитию, коррекции различных нарушений и улучшению качества жизни детей.