Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике

Кода Ирина Георгиевна

Дидактические игры в развитии речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр является эффективным методом развития речевой активности у детей дошкольного возраста.

1. Значение дидактических игр для развития речи:

Активизация словаря: Игры побуждают детей использовать имеющиеся слова и узнавать новые, расширяя словарный запас.

Развитие грамматического строя речи: Дети учатся правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Формирование связной речи: Игры стимулируют детей рассказывать, описывать, рассуждать, что способствует развитию навыков связной речи.

Развитие фонематического слуха: Некоторые игры направлены на различение звуков, что важно для правильного произношения.

Создание положительной мотивации: Игра – это естественный и привлекательный вид деятельности для дошкольников, что повышает их интерес к речевым упражнениям.

2. Примеры дидактических игр для развития речевой активности:

-Игры на расширение словарного запаса:

"Назови одним словом": (например, яблоко, груша, банан – это фрукты).

"Что лишнее?": (назвать группу предметов и указать лишний предмет, объяснив почему).

"Скажи наоборот (антонимы)": (большой - маленький, веселый - грустный).

-Игры на развитие грамматического строя речи:

"Один – много": (один мяч – много мячей).

"Чей? Чья?": (это мамин хвост – это лисий хвост).

"Составь предложение": (дать набор слов и попросить составить предложение).

-Игры на развитие связной речи:

"Расскажи по картинке": (предложить картинку и попросить составить рассказ).

"Что сначала, что потом?": (разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ).

"Придумай сказку": (дать начало сказки и попросить продолжить).

-Игры на развитие фонематического слуха:

"Поймай звук": (хлопнуть в ладоши, когда услышишь заданный звук).

"Найди картинку на заданный звук": (выложить несколько картинок и попросить найти картинку, название которой начинается на определенный звук).

"Эхо": (повторять за взрослым слог, слово, фразу).

3. Принципы организации дидактических игр:

Учет возрастных особенностей: Игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Постепенное усложнение: Начинать с простых игр, постепенно переходя к более сложным.

Наглядность: Использование картинок, предметов, игрушек делает игру более интересной и понятной.

Эмоциональность: Поддерживать положительную атмосферу в игре.

Активное участие взрослого: Взрослый должен быть организатором и участником игры, направляя и помогая детям.

Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Систематичность: Игры должны проводиться регулярно.

4. Роль педагога и родителей:

Педагог: Подбирает игры, организует игровую деятельность, направляет детей, создает благоприятную атмосферу.

Родители: Играют с детьми дома, поддерживают интерес к речи, создают речевую среду.

5. Критерии оценки эффективности использования дидактических игр:

Расширение словарного запаса детей.

Улучшение грамматического строя речи.

Развитие связной речи (умение рассказывать, описывать, рассуждать).

Развитие фонематического слуха.

Повышение интереса к речевой деятельности.

Снижение речевых нарушений (если они есть).

Таким образом, систематическое использование дидактических игр является важным компонентом развития речевой активности у детей дошкольного возраста, способствующим формированию полноценной и грамотной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология коллекционирования, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».

Коллекционирование имеет огромные возможности для речевого развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процес...

Программа «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста в разнообразной деятельности»

Эту программу я разработала и апробировала сама для детей младшего, среднего и старшего возраста....

Консультация для родителей: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста" (папка - передвижка )

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...

Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста...

Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)...