Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике
Дидактические игры в развитии речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр является эффективным методом развития речевой активности у детей дошкольного возраста.
1. Значение дидактических игр для развития речи:
Активизация словаря: Игры побуждают детей использовать имеющиеся слова и узнавать новые, расширяя словарный запас.
Развитие грамматического строя речи: Дети учатся правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Формирование связной речи: Игры стимулируют детей рассказывать, описывать, рассуждать, что способствует развитию навыков связной речи.
Развитие фонематического слуха: Некоторые игры направлены на различение звуков, что важно для правильного произношения.
Создание положительной мотивации: Игра – это естественный и привлекательный вид деятельности для дошкольников, что повышает их интерес к речевым упражнениям.
2. Примеры дидактических игр для развития речевой активности:
-Игры на расширение словарного запаса:
"Назови одним словом": (например, яблоко, груша, банан – это фрукты).
"Что лишнее?": (назвать группу предметов и указать лишний предмет, объяснив почему).
"Скажи наоборот (антонимы)": (большой - маленький, веселый - грустный).
-Игры на развитие грамматического строя речи:
"Один – много": (один мяч – много мячей).
"Чей? Чья?": (это мамин хвост – это лисий хвост).
"Составь предложение": (дать набор слов и попросить составить предложение).
-Игры на развитие связной речи:
"Расскажи по картинке": (предложить картинку и попросить составить рассказ).
"Что сначала, что потом?": (разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ).
"Придумай сказку": (дать начало сказки и попросить продолжить).
-Игры на развитие фонематического слуха:
"Поймай звук": (хлопнуть в ладоши, когда услышишь заданный звук).
"Найди картинку на заданный звук": (выложить несколько картинок и попросить найти картинку, название которой начинается на определенный звук).
"Эхо": (повторять за взрослым слог, слово, фразу).
3. Принципы организации дидактических игр:
Учет возрастных особенностей: Игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.
Постепенное усложнение: Начинать с простых игр, постепенно переходя к более сложным.
Наглядность: Использование картинок, предметов, игрушек делает игру более интересной и понятной.
Эмоциональность: Поддерживать положительную атмосферу в игре.
Активное участие взрослого: Взрослый должен быть организатором и участником игры, направляя и помогая детям.
Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.
Систематичность: Игры должны проводиться регулярно.
4. Роль педагога и родителей:
Педагог: Подбирает игры, организует игровую деятельность, направляет детей, создает благоприятную атмосферу.
Родители: Играют с детьми дома, поддерживают интерес к речи, создают речевую среду.
5. Критерии оценки эффективности использования дидактических игр:
Расширение словарного запаса детей.
Улучшение грамматического строя речи.
Развитие связной речи (умение рассказывать, описывать, рассуждать).
Развитие фонематического слуха.
Повышение интереса к речевой деятельности.
Снижение речевых нарушений (если они есть).
Таким образом, систематическое использование дидактических игр является важным компонентом развития речевой активности у детей дошкольного возраста, способствующим формированию полноценной и грамотной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология коллекционирования, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».
Коллекционирование имеет огромные возможности для речевого развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процес...
Программа «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста в разнообразной деятельности»
Эту программу я разработала и апробировала сама для детей младшего, среднего и старшего возраста....
Консультация для родителей: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста" (папка - передвижка )
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...
Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста
Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста...

«Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста»
Статья ...

Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)...
