«Технология коллекционирования, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ягодкина Юлия Николаевна

Коллекционирование имеет огромные возможности для речевого развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Выступление на РМО воспитателей с докладом:

«Технология коллекционирования, как средство

развития речевой активности у детей дошкольного возраста».

                                                                         Подготовил: учитель-логопед

                                                                                                     Ягодкина Ю.Н.

21 марта 2018г.

Актуальность.

         Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения  речевой активности дошкольников.

         В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

А что такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего-либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. (Википедия). В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. 

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но призывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, “мерседесы”. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками… Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных нам людей.

В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (н-р: филателия, нумизматика), так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно с выгодой продать за границу.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

- Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов, иностранные монеты. Когда у меня появились дети, то началась эпоха киндер-сюрпризов, которые мы покупали сами, а некоторые приносили друзья в качестве подарка для моих детей. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла на работу коробку с открытками и календариками, фантиками и киндер-сюрпризами. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько игрушек из киндер-сюрпризов. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

- Группа наша непростая, есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

                Цель: развитие речевой активности детей дошкольного возраста через коллекционирование.

                Задачи:

* изучить научно-методическую литературу по данной теме;

*создать развивающую предметную среду для коммуникативно-личностного развития детей;

* развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка в процессе коллекционирования;

*разработать  содержание детских коллекций;                

* последовательно конструировать процесс взаимодействия с семьей каждого воспитанника  и другими специалистами ДОУ для объединения усилий по созданию коллекций для детей дошкольного возраста.

В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?

Для детей:

  • формирование коммуникативных навыков;
  •  приобретение опыта публичных выступлений;
  •  формирование ответственности;
  •  развитие инициативности;
  •  возможность почувствовать  себя успешным, значимым, лидером;
  •  овладение новыми способами действий;
  •  приобретение опыта коллективной деятельности;
  •  развитие вопросительности;
  •  стимул самостоятельного поиска нового.

Для педагога:

  • способ поддержки детских инициатив;
  • создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
  • способствование активизации детской речи;
  • способ сплочения группы;
  • возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
  •  возможность посмотреть  на своих воспитанников  со стороны;
  •  возможность  выстроить сотрудничество  с родителями.

  Для родителей:

  • возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
  • увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
  • способ участия в реализации образовательной программы.

          Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .

Процесс коллекционирования происходит поэтапно:

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;

- собирается материал для коллекции;

- принимаются  правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;

- предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, музеи, презентации, творческие работы; разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

Коллекций в группе нескольких видов:

- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.

Инициатором групповых коллекций выступает на первичном этапе педагог, взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно - тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.

- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.

- Домашние - это коллекции собранные дома  с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Требования к сбору коллекций:

- собирать коллекции целесообразнее совместно с взрослыми, которые могут оказать помощь при оформлении, дать совет по содержанию, и развивающей направленности экспонатов;

- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;

- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.;

-  каждый образец пронумеровать, приложить список экспонатов.

Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и взрослых это: 
    ▪ киндерфилия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных          

        яиц;

  • легофилия - все что связанно с Лего, игрушками собранными из него;
    ▪ нумизматика - коллекционирование монет;
    ▪ филокартистика - коллекция открыток;
    ▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток;
    ▪ фалеристика – коллекция значков;
    ▪ бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.  

 Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый  должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.

Хотела остановиться подробнее, например, на киндерфилии.

Киндер-сюрпризы – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный интерес.

    Рассказала о своем детском увлечении и увлечении своих детей (дети выросли, а их коллекция киндеров осталась.) Обратила внимание детей, что киндеры могут быть собраны определенными сериями. В кабинете появилась коллекция киндер-сюрпризов (киндерфилия).

Известно, что ребёнок развивается в игре. Разработала игры  с предметами коллекций, в которые дети с удовольствием играют,  они  направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи:

«Какой?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Черепашка какая? – большая, маленькая, резиновая, пластмассовая, деревянная,  красная.

«Что могут делать?»  Цель: обогащение речи глаголами. Что может делать кошка? – царапаться, прыгать, ходить, бегать, кусаться, лакать, кушать, рычать….Что может делать слон? и т. д.

«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. Слон  большой, а кошка? Эта черепашка мягкая, а эта?

«Слова-товарищи» Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребёнку: эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет) .

 «Один – много»  (можно играть с мячом). Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: кошка — кошки, магнит-магниты.

«Назови  ласково»  (также можно играть с мячом). Например: дерево-деревце, орех-орешек и т.д.   

«Потому что…». Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Мне нравятся кошки, потому что…

Игра «Чудесный мешочек». Развиваем у детей творческие способности, создавая сказки с героями-игрушками. Достаю игрушку из мешочка.  Теперь по очереди показываю игрушку  и придумываем ей историю. Сначала я  достаю волка и говорю одно предложение про него. Потом ребенок  достает белочку  и продолжает рассказ, упоминая и волка, и белочку. Таким образом, у детей развивается речь и фантазия, рассуждение, эмоциональный настрой.

 «Различи предметы на ощупь», «Кто стоит первым», «Угадай в какой руке».

Игра «Я описываю, вы угадываете и наоборот». Учим малыша описывать предметы, выделять их особенности. Так, например, берем  две игрушки и начните объяснять ребенку, чем они схожи, а чем различаются между собой. Описываем  подробно цвет каждой игрушки, ее форму и все имеющиеся мелкие детали игрушки. «Чем похожи и чем различаются?»

Таким образом, ребенок будет потихоньку учиться воспринимать предмет целиком, учитывая его цвет, форму и функции. Он будет с легкостью выделять основные особенности предметов, как схожие, так и различные с остальными.

Мелкие игрушки просто созданы для того чтобы развивать детскую память и мышление. У нас популярны такие игры: «Отгадай какой игрушки не стало?» (убираем любую игрушку). Задача ребенка - сказать, какую именно игрушку мы убрали из  ряда.

«Классификация игрушек - животные (домашние, дикие), люди, цветы и д.р.,

 «Что лишнее?» (дети закрывают глаза, добавляю из другой серии игрушку), учим сортировать игрушки по их основным признакам. 

Быстрее приучит ребенка выделять главное в описании игрушки такая игра-загадка «Отгадай загадку». Ставим несколько игрушек в ряд перед малышом и начинаем описывать одну из них. Задача малыша – угадать, какую именно игрушку мы имеем в виду. Постепенно меняйтесь с ребенком местами, теперь он сам будет описывать игрушку, а вы – угадывать.

Составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый киндер»;

С помощью фигурок легко можно организовать игрушечный театр. Выбираем те фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то персонажа нам не хватает – не беда, мы можем заменить его новым героем, придумав его историю. Вспоминаем  все сказки, в которых упоминается тот или иной персонаж.

 Драматизация сказок «Репка», «Лубяная избушка». Не забываем правильно передать интонацию голоса для каждого персонажа, происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Таким образом, обогащается  словарь ребёнка, помогая ребёнку научиться логично и связно излагать свои мысли.

В нашей группе есть дети, которые уже самостоятельно занимаются коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций, для детей МДОУ.  

              Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.  

В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:

- Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.

- Социальная: взаимодействовать друг с другом.

- Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.

- Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали и т.д.)

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование имеет огромные возможности для речевого развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

          Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование действительно является доступным,  интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»

Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось  зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Кубик Блума» и «Круг Луллия» - педагогические инновационные технологии развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенны...