Дидактическое пособие «Наша сенсорная коробочка»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шауро С.А.

Дидактическое пособие

  «Наша сенсорная коробочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»

Дидактическое пособие

  «Наша сенсорная коробочка»

группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (дети имеющие сочетание 2х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

«Аленький цветочек»

Подготовила:

Шауро Светлана Александровна

Цель: развитие познавательной сферы у детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков физического и (или) психического развития через сенсомоторную деятельность.

Задачи:

1. Развивать в детях:

  • любопытство, воображение, фантазию;
  • концентрацию внимания, усидчивость, память, мыслительную деятельность;
  • мелкую моторику, координацию движений,

2. Расширять кругозор детей посредством собственных ощущений (тактильных, зрительных и слуховых).

3. Стимулировать речевое развитие.

Игры «Наша сенсорная коробочка» эта игра успокаивают ребенка, стимулируют познавательные        процессы,        развивают        мелкую        моторику        и утончают чувственное        восприятие     окружающей     среды,     способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, позволяют успешно решать задачи развития речи, создают положительный эмоциональный фон. Цвета,        текстуры, звуки,     движения руками, возможность сыпать,        мять, шуршать дают ребёнку с ОВЗ новый материал для интеллектуального роста.

«Наша сенсорная коробочка» является отличной развивающей игрой для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Игра «Наборы сыпучих материалов»

Цель: создание положительного эмоционального фона, стимуляция познавательных процессов, развитие тактильного восприятия, памяти, слухового внимания

Оборудование: цветные макароны, простые макароны, камушки Марблс, песочный стол

Содержание:

Воспитатель предлагает ребенку:

  • рассмотреть и потрогать;
  • закопать ручки;
  • подставить ручки под струю;
  • брать предметы из коробки и сыпать их на разнос, руку, в чашку и др.

Педагог просыпает разные предметы на металлический разнос:

  • фиксация внимания ребенка на звуке.

Игра «Узнай фигуру»

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка» с различным наполнителем (ватные шарики, горох, обрезки ткани, фасоль, греча), два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Содержание:        в        «Нашей сенсорной коробочке»        лежит        набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

Игра «Чудесная коробочка»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь (развитие тактильных ощущений и мелкой моторики).

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка» с различным наполнителем (ватные шарики, горох, обрезки ткани, фасоль, греча) и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Содержание: педагог прячет на дне коробки просит детей (ребёнка) найти их. Педагог показывает предмет и коробке с наполнителем.

 

Игра «Отгадай, где спрятано»

Цель: развитие        тактильной        ориентировки        и        способности действовать по словесному указанию или схеме.

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка» с различным наполнителем (ватные шарики, горох, обрезки ткани, фасоль, греча) и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Содержание:

Вариант 1. Дефектолог дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части коробки и т. д.).

Вариант 2. Дефектолог предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.

Усложнение: предмет прячет сам ребенок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему.

Игра «Кто больше?»

Цель: развитие внимания и ловкости рук.

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка» с разноцветными шариками (крупными бусинами разных цветов).

Содержание: педагог дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков (бусин).

Усложнение: собирать только шарики (бусины) определенного цвета.

Игра: «Найди игрушку»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, учить на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка» с различным наполнителем (ватные шарики, горох, обрезки ткани, фасоль, греча) и мелкие игрушки из киндер сюрпризов.

Инструкция: нужно опустить руки в аквариум, там лежат мелкие игрушки.

• на ощупь найти (определённую игрушку) машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из коробки.

• на ощупь найти и вынуть только игрушки транспорта (животных, героев из мультфильмов и т.д.).

Усложнение: найти игрушки с закрытыми глазами на ощупь.

Самомассаж кистей и пальцев рук

У детей с НОДА, проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Самомассаж        кистей        и        пальцев        рук        в        «Наша сенсорная коробочка»        способствует: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема        и        амплитуды     движений     пальцев        рук,        формированию     произвольных, координированных движений пальцев рук.

Самомассаж можно проводить, используя дидактическое пособие «Сенсорная коробка». Для создания «сенсорной коробки» небольшую глубокую ёмкость ( диаметром 25 см , высотой 12 – 15 см ) заполняем промытым и высушенным горохом или фасолью, либо другим наполнителем на 8 см . Дети погружают руки как можно глубже в наполнитель, которые могут массироваться взрослым либо самостоятельно, при этом пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.

Самомассаж в «сенсорной коробке» можно сопровождать стихотворным текстом.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка» с горохом

Инструкция: опустить кисти рук в « сенсорную коробку», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук. Горох

В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Оборудование: «сенсорная коробка» с фасолью, игрушки из киндер-сюрпризов

Инструкция: на дне «Наша сенсорная коробочка» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать»

фасоль, затем найти и достать игрушки. Фасоль

В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Оборудование: «сенсорная коробка» с ватными шариками (обрезками ткани)

Инструкция: опустить кисти рук в «Наша сенсорная коробочка» и изображать, как месят тесто.

Тесто Месим, месим тесто,

Будет в печи место. Будут – будут из печи Булочки и калачи.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Оборудование: «сенсорная коробка» с наполнителем (манка, соль, песок)

Содержание: Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности « сенсорной коробки».

Сюжетные игры с игрушками

Темы для оформления наборов подсказывают праздники, смена времен года, семейные события и любимые детские развлечения.

Зима

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, воображение, усидчивость, речь, мелкую моторику. Оборудование: «сенсорная коробка», мешок соли, фигурка снеговика, чашечки, ёлка, ложки и прозрачные стекляшки для имитации льда.

Содержание: Детям предлагается используя сенсорную коробку, снеговика, ёлочку, прозрачные стекляшки составить зимний пейзаж, а затем составить рассказ о зиме или придумать небольшую историю, сказку.

Игры и игровые упражнения: «Найди и покажи»,

«Чего не стало?»,

«Опиши ёлочную игрушку», «Назови ласково»,

«Найди все белые предметы»

Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, цветовосприятие,

внимание, воображение, усидчивость, речь, мышление, мелкую моторику,

создать праздничное настроение. Оборудование: «сенсорная коробка», наполненная предметами новогодней тематики.

Игра «Сортировка»

Цель: развивать зрительное, тактильное восприятие, концентрацию внимания, речь, глазомер, мелкую моторику, закреплять , воспитывать интерес к обучению, усидчивость.

1 вариант. Оборудование: «Наша сенсорная коробочка», наполненная цветными скрепками, двух размеров, удочка с магнитом.

Содержание: педагог предлагает удочкой наловить «рыбок» (скрепок), сложить «улов» в чашку, а затем разложить скрепки по цвету, либо по размеру.

Домашние животные

Цель: создание комфортной ситуации для взаимодействия ребёнка с окружающим миром; развивать умение понимать обращённую речь, мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, память; воспитывать интерес к обучению, усидчивость

1 вариант. Оборудование: «сенсорная коробка», наполненная макаронами, (горохом, фасолью), фигурки животных, совок

Содержание: задания: “Найди собачку”, “Где спряталась лошадь?”. Пересыпаем животных лопаткой в ведро.

Игра «Рыбак»

Цель: учить сортировать предметы по цвету, величине; развивать умение понимать обращённую речь, мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, память; воспитывать интерес к обучению, усидчивость.

Оборудование: «Наша сенсорная коробочка», наполненная цветными скрепками разных цветов и двух размеров, удочка с магнитом на конце лески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития (для детей раннего , младшего, старшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные картинки», Сюжетный тренажер «Цветные дорожки», Сюжетный тренажер «Овощи»....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию дошкольников

Дидактическое пособие по сенсорному развитию дошкольников...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию

Данное дидактическое пособие по сенсорному развитию  предназначено для детей с двух до четырех лет....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...

Сенсорное развитие Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Светофор»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и...