Игры, забавы и развлечения в зимний период
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тугулханова Людмила Леонтьевна

Методическая разработка включает в себя проект "Игры, забавы и развлечения в зимний период", в котором дети учатся различать зимние виды спорта и игры, определять приметы зимнего времени года, обогащают словарный запас, при помощи дидактических игр развивают мелкую молторику рук, память, мышление, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Методическая разработка

проект

«Игры, забавы и развлечения в зимний период»

(для детей 5-6 лет ЗПР)                   

Подготовила на муниципальный

этап регионального конкурса

«Лучшая методическая разработка»

Номинация №2 «Лучшая методическая

разработка в рамках проектной

деятельности» учитель-дефектолог

Тугулханова Л.Л.

п. Бохан, 2025г.

Зима – это время самых интересных занятий, время катаний на санках, лыжах, коньках. Зима - это не один день, а целых три месяца! Как сделать, чтобы часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, летели бы незаметнее и, главное, с большей пользой для детей? Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав. Поэтому, было решено приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей и совместными усилиями сделать незабываемой нашу зиму – зимушку с ее морозами, ветрами, метелями.

Вид проекта: игровой, познавательно-исследовательский, творческий.

Тип проекта: подгрупповой, среднесрочный (с 01.11.2024 по 29.012.2024), интерактивный.

Целевая аудитория: учитель-дефектолог, воспитатель 2 комбинированной группы, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, подгруппа из 5 детей 2 комбинированной группы (возраст 5-6 лет), родители.

Финансирование проекта: проект финансировался за счет личных средств педагогов и родителей. На денежные средства были приобретены материалы для изготовления оборудования и инвентаря для дидактических и подвижных игр, на приобретение грамот и благодарностей.

Объект: 

Процесс формирования ознакомления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с окружающим миром: играми, развлечениями и забавами в зимнее время года.

Предмет:

Зимние виды спорта, развлечения, игры и забавы в зимний период.

Гипотеза:

Если привлечь детей к изучению подвижных игр и развлечениям на свежем воздухе в зимний период, то можно  укрепить физическое и психическое здоровье, развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание проводить больше времени на свежем воздухе,  расширить детский кругозор.

Актуальность.

Особую актуальность в последние годы приобрела проблема, связанная с помощью детям, имеющим задержку в своем психическом развитии (ЗПР), поскольку их численность увеличивается с каждым годом.

Одной из самых важных задач развития гармоничной личности является воспитание детей с ЗПР, формирование их мировоззрения, обучение рациональному мышлению. Игры и игровые проекты для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой и особенно,  игры на свежем воздухе.

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы современные  дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, гаджетам, просмотру мультфильмов, а дидактические игры, сюжетно-развивающие, игры на свежем воздухе и их реализация в комплексе, в качестве игровых проектов почти исчезают на сегодняшний день из детства. Также следует обратить внимание, что становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ, предполагающий воспроизведение простейших операций с предметами, при применении, которого игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.

Зимний период дает дополнительную возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи, делает процесс игры более интересным.

Таким образом, чтобы расширить кругозор детей о зимних играх, забавах, развлечениях и видах спорта был разработан педагогический проект «Игры, забавы и развлечения в зимний период».

Цель проекта: 

Формирование представлений детей о зиме, зимних играх, развлечениях и забавах, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

Для детей

- закрепить представление детей о времени года зима, о зимних явлениях природы: мороз, снегопад, метель, гололед, вьюга;

- формировать представление о безопасности поведения зимой;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе индивидуальных особенностях детей;

-развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание проводить больше времени на свежем воздухе;

- расширять детский кругозор;

- развивать интерес к зимним спортивным играм и развлечениям;

-развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- посредством зимних развлечений, забав и  игр приобщить детей и родителей к здоровому образу жизни;

- активизировать словарный запас детей за счет новых слов.

Для педагогов

- повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

- привлечь родителей к активному участию в проекте «Игры, забавы и развлечения в зимний период»;

- организовать взаимодействие  педагога и родителей по закреплению знаний детей о зиме, зимних явлениях, игр и забавах;

- способствовать осознанию родителями важности двигательной активности детей зимой и расширение знаний о визах зимних забав;

- заинтересовать родителей совместными с детьми развлечениями на прогулке в зимний период;

- оформление выставки творческих работ.

Методы:

наглядный, игровой, практический, словесный, интерактивный.

Образовательные области реализации:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Социально - коммуникативное развитие

Мультфильмы: «Зимняя сказка», «Снеговик-почтовик», «Двенадцать месяцев», «Дед мороз и серый волк».

Презентации:  «Зима», «Зимние виды спорта», «Игры и развлечения зимой на свежем воздухе», «Как появился Новый год».  Беседы с использованием презентаций.

Закреплять знания о времени года «зима» и ее признаках.  Пробудить интерес к играм и забавам в зимний период. Познакомить детей с

разнообразием зимних видов спорта.  

Познавательное развитие

Картотека предметных картинок о зиме и зимних забавах; игровые задания по дидактическим карточкам; дидактические игры «Чего не бывает зимой?», «Что сначала, что потом?», «Собери картинку», «Кто лишний?».

 

Знакомство с играми и забавами зимой; чтение русских народных сказок; расширять и пополнять знания детей о Новом годе, зимних видах спорта; развивать навыки дружелюбия

Речевое развитие

Беседа, обсуждение ситуаций на слайдах, сюжетных картинках; создание картотеки подвижных игр на свежем воздухе в зимний период;

создание картотеки игр  дома в кругу семьи с привлечением родителей;

разучивание игр с речевым сопровождением.

 

 Способствовать развитию речевых навыков у детей с ЗПР, умение составлять простые предложения по картинкам.

Обогащать словарный запас детей новыми словами по теме проекта.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное сопровождение; оформление  выставок рисунков: «Волшебница – Зима», «Зимние виды спорта», «Новогоднее волшебство»; групповых аппликаций: «Новогодний фейерверк», «Эти разные снежинки».

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Развивать фантазию, воображение, творчество. Развивать у детей умение сообща планировать работу. Воспитывать при работе дружеские отношения,

усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Физическое развитие

 Картотека: «Игры и развлечения на свежем воздухе», «Игры и развлечения в кругу семьи».

Разучивание и проведение  подвижных игр на свежем воздухе.

Слушать и запоминать инструкцию. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. 

Ожидаемый результат:

- умение называть зимние природные явления;

- расширение знаний детей о зимних видах спорта, умение играть с использованием элементов этих игр;

- развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

- умение творчески подходить к изготовлению   рисунков, поделок о зимних забавах;

- формирование коммуникативных способностей;

-формирование интереса к народным играм, умение использовать их в самостоятельной двигательной деятельности на воздухе;

- формирование привычки к здоровому образу жизни;

- активное участие родителей в мероприятиях группы по проекту;

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Поиск, разработка и накопление методических материалов.

Создание предметно-развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Создание презентаций по теме.

Картотека игр на свежем воздухе и в кругу семьи.

2 этап – основной (практический):

Чтение художественной литературы:

«Здравствуй, гостья зима»; «Два Мороза»; «Мороз Иванович»; «Снегурочка»; «12 месяцев»;  «Морозко»; «Снежная Королева»;   «На горке»; «Госпожа метелица»

Заучивание стихотворений:

Скоро Новый год, стихи для Деда Мороза

Труд на участке.

Развешивание кормушек для птиц.

Уход за деревьями - «окучивание» снегом.

Уборка снега на участке во время прогулки.

Организация ООД

Цель: вспоминаем приметы зимы, рассматриваем зимние иллюстрации. Расширяем представления детей о многообразии природных явлений зимой, устанавливаем простейшие связи между ними. Знакомимся с зимними видами спорта. Активизируем и пополняем словарный запас детей.  Развиваем мелкую моторику рук.

Игры-занятия, дидактические игры и подвижные игры с определенной структурой и смыслом, представленные в формате организованной образовательной деятельности с детьми, являются ведущими в образовании детей с ЗПР, так как они нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации.

Педагогический замысел каждого игрового занятия, образовательной ситуации направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Познавательное развитие

 «Осторожно! Зимние травмы».

 «Зимние виды спорта» (презентация).

 «Как появился Новый год?» (презентация).

«Времена года. Зима» (презентация).

«Зимние игры и забавы» (презентация).

ФЭМП  ООД  

« В гостях у Зимушки, - зимы»,

« Веселый Снеговик»

Речевое развитие

Заучивание стихотворений и песен к новогоднему утреннику.

Рассказ дефектолога, что 22 декабря самый короткий день в году.

Составление рассказа по предметным картинкам «Зимние забавы».

Пересказ сказки «Снегурочка».

Дидактические игры

  1. Найди ошибки (чего не бывает зимой).
  2. Когда это бывает? (Времена года.)
  3. Зимние запасы.
  4. Собери картинку.

Рисование

  1. Я - будущий спортсмен.
  2. Рисование «Снежные сугробы».
  3. Прогулка в зимнем лесу.
  4. Рисование «Снеговик»

Аппликация

Волшебные снежинки.

Новогодний фейерверк.

Лепка

Снеговик.

Наблюдения

Цель: расширяем и обогащаем знания детей об изменениях в природе с наступлением зимы, изменения в жизни животных и растений, учимся ухаживать за деревьями, кормить птиц.

  1. Изменение природы в зимний период.
  2. Наблюдение за птицами.
  3. Наблюдение за снегопадом.
  4. Наблюдения за деревьями зимой.

Подвижные игры

Цель:

- расширить знания о спортивных играх и забавах, развлечениях, используемых в воспитательно-образовательной работе;

-   способствовать развитию двигательной активности зимой, формировать физические и нравственно-волевые качества у детей в ходе выполнения спортивных упражнений и подвижных игр; создавать эмоциональное благополучное настроение;

- выявление наиболее рациональных приемов организации развлекательной и двигательной деятельности детей на прогулке зимой.

  1. Два Мороза.
  2. Мороз красный нос.
  3. Прокатись, не упади (катание не ледовой дорожке).
  4. Попади в цель снежком.

Просмотр мультфильмов расширяет общий кругозор детей.

«Зимняя сказка»;

«Снеговик-почтовик»;

«Двенадцать месяцев»;

 «Дед Мороз и серый волк».

Работа с родителями

Консультации на тему: «Зимние игры и забавы», «О пользе прогулок с детьми», «Безопасность во время зимних прогулок», помощь в изготовлении отрибутов для игр, самостоятельный вывоз детей в места, где проводятся зимние забавы и развлечения, создание фотоотчета в виде коллажа.

3 этап - заключительный:

Продукт проектной деятельности: 

  1. Совместная деятельность детей и родителей  коллаж на тему: «Зимние забавы».
  2.  Игра-развлечение:  «Любимые зимние развлечения».

Итоги проекта: 

В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту, познакомились с народными играми в группе и на воздухе. Приобретённые навыки помогли детям повысить и разнообразить самостоятельную  двигательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми".

В консультации описаны подвижные игры, в которые родители могут поиграть вместе со своим ребёнком на прогулке....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми».

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.Гиппократ Главная задача к...

Картотека "Оздоровительные игры и спортивные упражнения в зимний период" (все группы)

КАРТОТЕКА"ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ  ИГРЫ И   СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ  В ЗИМНИЙ  ПЕРИОД" ДЛЯ  ДЕТЕЙ  3-4  ЛЕТ1. «СЛЕДЫ  НА  СНЕГУ».Четкое выполн...

Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период»

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита и конечно оказывает...

Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми»

Материал содержит подвижные игры, в которые родители могут поиграть со своими детьми на прогулке...

Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми дошкольного возраста

Особая роль в организации мероприятий активного отдыха дошкольников в каникулы принадлежит родителям, совместному семейному отдыху, пропагандирующему здоровый образ жизни. ...

"Зимние игры, забавы и развлечения"

Зимние забавы-необыкновенная радость и польза для здоровья. С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и радостно.Развлечения на улице не только доста...