Игры, забавы и развлечения в зимний период
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методическая разработка включает в себя проект "Игры, забавы и развлечения в зимний период", в котором дети учатся различать зимние виды спорта и игры, определять приметы зимнего времени года, обогащают словарный запас, при помощи дидактических игр развивают мелкую молторику рук, память, мышление, речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №1»
Методическая разработка
проект
«Игры, забавы и развлечения в зимний период»
(для детей 5-6 лет ЗПР)
Подготовила на муниципальный
этап регионального конкурса
«Лучшая методическая разработка»
Номинация №2 «Лучшая методическая
разработка в рамках проектной
деятельности» учитель-дефектолог
Тугулханова Л.Л.
п. Бохан, 2025г.
Зима – это время самых интересных занятий, время катаний на санках, лыжах, коньках. Зима - это не один день, а целых три месяца! Как сделать, чтобы часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, летели бы незаметнее и, главное, с большей пользой для детей? Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав. Поэтому, было решено приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей и совместными усилиями сделать незабываемой нашу зиму – зимушку с ее морозами, ветрами, метелями.
Вид проекта: игровой, познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта: подгрупповой, среднесрочный (с 01.11.2024 по 29.012.2024), интерактивный.
Целевая аудитория: учитель-дефектолог, воспитатель 2 комбинированной группы, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, подгруппа из 5 детей 2 комбинированной группы (возраст 5-6 лет), родители.
Финансирование проекта: проект финансировался за счет личных средств педагогов и родителей. На денежные средства были приобретены материалы для изготовления оборудования и инвентаря для дидактических и подвижных игр, на приобретение грамот и благодарностей.
Объект:
Процесс формирования ознакомления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с окружающим миром: играми, развлечениями и забавами в зимнее время года.
Предмет:
Зимние виды спорта, развлечения, игры и забавы в зимний период.
Гипотеза:
Если привлечь детей к изучению подвижных игр и развлечениям на свежем воздухе в зимний период, то можно укрепить физическое и психическое здоровье, развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание проводить больше времени на свежем воздухе, расширить детский кругозор.
Актуальность.
Особую актуальность в последние годы приобрела проблема, связанная с помощью детям, имеющим задержку в своем психическом развитии (ЗПР), поскольку их численность увеличивается с каждым годом.
Одной из самых важных задач развития гармоничной личности является воспитание детей с ЗПР, формирование их мировоззрения, обучение рациональному мышлению. Игры и игровые проекты для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой и особенно, игры на свежем воздухе.
Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, гаджетам, просмотру мультфильмов, а дидактические игры, сюжетно-развивающие, игры на свежем воздухе и их реализация в комплексе, в качестве игровых проектов почти исчезают на сегодняшний день из детства. Также следует обратить внимание, что становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ, предполагающий воспроизведение простейших операций с предметами, при применении, которого игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.
Зимний период дает дополнительную возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи, делает процесс игры более интересным.
Таким образом, чтобы расширить кругозор детей о зимних играх, забавах, развлечениях и видах спорта был разработан педагогический проект «Игры, забавы и развлечения в зимний период».
Цель проекта:
Формирование представлений детей о зиме, зимних играх, развлечениях и забавах, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
Для детей
- закрепить представление детей о времени года зима, о зимних явлениях природы: мороз, снегопад, метель, гололед, вьюга;
- формировать представление о безопасности поведения зимой;
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе индивидуальных особенностях детей;
-развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание проводить больше времени на свежем воздухе;
- расширять детский кругозор;
- развивать интерес к зимним спортивным играм и развлечениям;
-развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- посредством зимних развлечений, забав и игр приобщить детей и родителей к здоровому образу жизни;
- активизировать словарный запас детей за счет новых слов.
Для педагогов
- повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
- привлечь родителей к активному участию в проекте «Игры, забавы и развлечения в зимний период»;
- организовать взаимодействие педагога и родителей по закреплению знаний детей о зиме, зимних явлениях, игр и забавах;
- способствовать осознанию родителями важности двигательной активности детей зимой и расширение знаний о визах зимних забав;
- заинтересовать родителей совместными с детьми развлечениями на прогулке в зимний период;
- оформление выставки творческих работ.
Методы:
наглядный, игровой, практический, словесный, интерактивный.
Образовательные области реализации:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Социально - коммуникативное развитие | Мультфильмы: «Зимняя сказка», «Снеговик-почтовик», «Двенадцать месяцев», «Дед мороз и серый волк». Презентации: «Зима», «Зимние виды спорта», «Игры и развлечения зимой на свежем воздухе», «Как появился Новый год». Беседы с использованием презентаций. | Закреплять знания о времени года «зима» и ее признаках. Пробудить интерес к играм и забавам в зимний период. Познакомить детей с разнообразием зимних видов спорта. |
Познавательное развитие | Картотека предметных картинок о зиме и зимних забавах; игровые задания по дидактическим карточкам; дидактические игры «Чего не бывает зимой?», «Что сначала, что потом?», «Собери картинку», «Кто лишний?».
| Знакомство с играми и забавами зимой; чтение русских народных сказок; расширять и пополнять знания детей о Новом годе, зимних видах спорта; развивать навыки дружелюбия |
Речевое развитие | Беседа, обсуждение ситуаций на слайдах, сюжетных картинках; создание картотеки подвижных игр на свежем воздухе в зимний период; создание картотеки игр дома в кругу семьи с привлечением родителей; разучивание игр с речевым сопровождением.
| Способствовать развитию речевых навыков у детей с ЗПР, умение составлять простые предложения по картинкам. Обогащать словарный запас детей новыми словами по теме проекта. |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное сопровождение; оформление выставок рисунков: «Волшебница – Зима», «Зимние виды спорта», «Новогоднее волшебство»; групповых аппликаций: «Новогодний фейерверк», «Эти разные снежинки». | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Развивать фантазию, воображение, творчество. Развивать у детей умение сообща планировать работу. Воспитывать при работе дружеские отношения, усидчивость, умение доводить начатое до конца. |
Физическое развитие | Картотека: «Игры и развлечения на свежем воздухе», «Игры и развлечения в кругу семьи». Разучивание и проведение подвижных игр на свежем воздухе. | Слушать и запоминать инструкцию. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. |
Ожидаемый результат:
- умение называть зимние природные явления;
- расширение знаний детей о зимних видах спорта, умение играть с использованием элементов этих игр;
- развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
- умение творчески подходить к изготовлению рисунков, поделок о зимних забавах;
- формирование коммуникативных способностей;
-формирование интереса к народным играм, умение использовать их в самостоятельной двигательной деятельности на воздухе;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- активное участие родителей в мероприятиях группы по проекту;
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Поиск, разработка и накопление методических материалов.
Создание предметно-развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Создание презентаций по теме.
Картотека игр на свежем воздухе и в кругу семьи.
2 этап – основной (практический):
Чтение художественной литературы:
«Здравствуй, гостья зима»; «Два Мороза»; «Мороз Иванович»; «Снегурочка»; «12 месяцев»; «Морозко»; «Снежная Королева»; «На горке»; «Госпожа метелица»
Заучивание стихотворений:
Скоро Новый год, стихи для Деда Мороза
Труд на участке.
Развешивание кормушек для птиц.
Уход за деревьями - «окучивание» снегом.
Уборка снега на участке во время прогулки.
Организация ООД
Цель: вспоминаем приметы зимы, рассматриваем зимние иллюстрации. Расширяем представления детей о многообразии природных явлений зимой, устанавливаем простейшие связи между ними. Знакомимся с зимними видами спорта. Активизируем и пополняем словарный запас детей. Развиваем мелкую моторику рук.
Игры-занятия, дидактические игры и подвижные игры с определенной структурой и смыслом, представленные в формате организованной образовательной деятельности с детьми, являются ведущими в образовании детей с ЗПР, так как они нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации.
Педагогический замысел каждого игрового занятия, образовательной ситуации направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Познавательное развитие
«Осторожно! Зимние травмы».
«Зимние виды спорта» (презентация).
«Как появился Новый год?» (презентация).
«Времена года. Зима» (презентация).
«Зимние игры и забавы» (презентация).
ФЭМП ООД
« В гостях у Зимушки, - зимы»,
« Веселый Снеговик»
Речевое развитие
Заучивание стихотворений и песен к новогоднему утреннику.
Рассказ дефектолога, что 22 декабря самый короткий день в году.
Составление рассказа по предметным картинкам «Зимние забавы».
Пересказ сказки «Снегурочка».
Дидактические игры
- Найди ошибки (чего не бывает зимой).
- Когда это бывает? (Времена года.)
- Зимние запасы.
- Собери картинку.
Рисование
- Я - будущий спортсмен.
- Рисование «Снежные сугробы».
- Прогулка в зимнем лесу.
- Рисование «Снеговик»
Аппликация
Волшебные снежинки.
Новогодний фейерверк.
Лепка
Снеговик.
Наблюдения
Цель: расширяем и обогащаем знания детей об изменениях в природе с наступлением зимы, изменения в жизни животных и растений, учимся ухаживать за деревьями, кормить птиц.
- Изменение природы в зимний период.
- Наблюдение за птицами.
- Наблюдение за снегопадом.
- Наблюдения за деревьями зимой.
Подвижные игры
Цель:
- расширить знания о спортивных играх и забавах, развлечениях, используемых в воспитательно-образовательной работе;
- способствовать развитию двигательной активности зимой, формировать физические и нравственно-волевые качества у детей в ходе выполнения спортивных упражнений и подвижных игр; создавать эмоциональное благополучное настроение;
- выявление наиболее рациональных приемов организации развлекательной и двигательной деятельности детей на прогулке зимой.
- Два Мороза.
- Мороз красный нос.
- Прокатись, не упади (катание не ледовой дорожке).
- Попади в цель снежком.
Просмотр мультфильмов расширяет общий кругозор детей.
«Зимняя сказка»;
«Снеговик-почтовик»;
«Двенадцать месяцев»;
«Дед Мороз и серый волк».
Работа с родителями
Консультации на тему: «Зимние игры и забавы», «О пользе прогулок с детьми», «Безопасность во время зимних прогулок», помощь в изготовлении отрибутов для игр, самостоятельный вывоз детей в места, где проводятся зимние забавы и развлечения, создание фотоотчета в виде коллажа.
3 этап - заключительный:
Продукт проектной деятельности:
- Совместная деятельность детей и родителей коллаж на тему: «Зимние забавы».
- Игра-развлечение: «Любимые зимние развлечения».
Итоги проекта:
В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту, познакомились с народными играми в группе и на воздухе. Приобретённые навыки помогли детям повысить и разнообразить самостоятельную двигательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми".
В консультации описаны подвижные игры, в которые родители могут поиграть вместе со своим ребёнком на прогулке....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми».
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.Гиппократ Главная задача к...

Картотека "Оздоровительные игры и спортивные упражнения в зимний период" (все группы)
КАРТОТЕКА"ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД" ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ1. «СЛЕДЫ НА СНЕГУ».Четкое выполн...
Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период»
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита и конечно оказывает...

Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми»
Материал содержит подвижные игры, в которые родители могут поиграть со своими детьми на прогулке...

Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми дошкольного возраста
Особая роль в организации мероприятий активного отдыха дошкольников в каникулы принадлежит родителям, совместному семейному отдыху, пропагандирующему здоровый образ жизни. ...

"Зимние игры, забавы и развлечения"
Зимние забавы-необыкновенная радость и польза для здоровья. С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и радостно.Развлечения на улице не только доста...
