Аналитическая записка по теме «Игры, забавы и развлечения в зимний период»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В аналитической записке описывается проектная деятельность по теме "Игры, забавы и развлечения в зимний период" в старшей группе с детьми с ЗПР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №1»
Тугулханова Людмила Леонтьевна, учитель-дефектолог
Номинация № 2 «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»
(наименование номинации)
Методическая разработка проекта «Игры, забавы и развлечения в зимний период»
(наименование методической разработки)
«Проект – есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца
и с определенной целью»
В. Килпатрик
Зима – это время самых интересных занятий, время катаний на санках, лыжах, коньках. Зима - это не один день, а целых три месяца! Как сделать, чтобы часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, летели бы незаметнее и, главное, с большей пользой для детей? Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав. Поэтому, было решено приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей и совместными усилиями сделать незабываемой нашу зиму – зимушку с ее морозами, ветрами, метелями.
Актуальность.
Особую актуальность в последние годы приобрела проблема, связанная с помощью детям, имеющим задержку в своем психическом развитии (ЗПР), поскольку их численность увеличивается с каждым годом.
Одной из самых важных задач развития гармоничной личности является воспитание детей с ЗПР, формирование их мировоззрения, обучение рациональному мышлению. Игры и игровые проекты для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой и осмобенно, игры на свежем воздухе. Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, гаджетам, просмотру мультфильмов, а дидактические игры, сюжетно-развивающие, игры на свежем воздухе и их реализация в комплексе, в качестве игровых проектов почти исчезают сегодня из детства. Также следует обратить внимание, что становление игры у детей с ЗПР имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.
Зимний период дает дополнительную возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи.
Таким образом, чтобы расширить кругозор детей о зимних играх, забавах, развлечениях и видах спрорта был разработан педагогический проект «Игры, забавы и развлечения в зимний период».
Участники проекта: подгруппа из 5 детей 2 комбинированной группы (возраст 5-6 лет), учитель-дефектолог, воспитатель 2 комбинированной группы, специалисты ДОУ, родители.
В целях эффективности проекта особое внимание уделялось подбору дидактических средств для быстрогого усвоения новых знаний с учетем индивидуальных особенностей детей с ЗПР, это:
- печатные: методические пособия, дидактические игры, книги для чтения, предметные картинки, раздаточный материал;
- электронные образоваиельные ресурсы: мультимедийные;
- аудиовизуальные: презентации, слайды, видеофильмы;
- наглядные плоскостные: плакаты, иллюстрации, магнитные доски;
- игровое оборудование для проведения игр на воздухе и в помещении.
В процессе реализации проекта предусматривался оптимальный подбор ресурсного обеспечения - материально-технических, кадровых и финансовых.
Материально-технические условия (совместнос воспитателем): создание игровых зон, уголки уединения, зоны активности, зона познавательного развития (уголок природы, экспериментирования и т.д.), книжные уголки, музыкальный центр, зона двигательной активности. Место организации: группа, игровая площадка на улице.
Финансовые условия: проект финансировался за счет личных средств учителя-дефектолога и родителей. Бали приобретены материалы для изготовления атрибутов, которые использовались в подвижных играх на воздухе и в групповой комнате, грамоты, благодарности и медали для награждения.
Кадровые условия: учитель-дефектолог, воспитатель, специалисты ДОУ.
Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о зиме, зимних играх, развлечениях и забавах, в приобщении детей и родителей к здоровому образу жизни.
Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои задачи:
Для детей:
- закрепить представление детей о времени года зима, о зимних явлениях природы: мороз, снегопад, метель, гололед, вьюга;
- формировать представление о безопасности поведения зимой;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе индивидуальных особенностях детей;
-развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание проводить больше времени на свежем воздухе;
- расширять детский кругозор;
- развивать интерес к зимним спортивным играм и развлечениям;
-развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- посредством зимних развлечений, забав и игр приобщить детей и родителей к здоровому образу жизни;
- активизировать словарный запас детей за счет новых слов.
Для педагогов:
- повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей:
- привлечь родителей к активному участию в проекте «Игры, забавы и развлечения в зимний период»;
- организовать взаимодействие педагога и родителей по закреплению знаний детей о зиме, зимних явлениях, игр и забавах;
- способствовать осознанное родителями важности двигательной активности детей зимой и расширение знаний о визах зимних забав;
- заинтересовать родителей совместными с детьми развлечениями на прогулке в зимний период;
- оформление выставки творческих работ.
Интегративность/метапредметность/межпредметность
Проект «Игры, забавы и развлечения в зимний период» реализовывался поэтапно:
I этап – подготовительный. Где были созданы необходимых условий для реализации проекта. Поиск, разработка и накопление методических материалов. Создание предметноразвивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Создание презентаций по теме проекта. Картотека игр на свежем воздухе и в кругу семьи.
II этап – основной (практический):
- реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие НОД «Любимые зимние развлечения».
(Приложение 1);
Развивающие игры, используемые в ООД по формированию математических представлений: «Снежки»; «Разложи по цвету»; «Наведи порядок»; «Запасы на зиму»; «Четвертый лишний»; «Чего не стало?»; «Найди отличия»;
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, сосульками, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревьями); Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы: иней, снег, гололед, метель.
Речевое развитие ООД «Путешествие в зимний лес».
НОД - Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы».
- в ходе режимных моментов: прогулка, игры на воздухе, наблюдения за изменениями в приоде (Приложение 2);
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах деятельности: рисование, чтение художественной литературы, конструирование, подвижныеигры на воздухе и в групповой комнате (Приложение 3);
- в процессе взаимодействия с семьей было предложено провести с детьми выходные с выездом на каток, ледяную горку, развлекательные центры и т.п. Придумать игры и развлечения долгими зимними вечерами в кругу семьи для создания картотеки «Подвижные и малоподвижные игры в кругу семьи» (приложение 4)
III этап - заключительный:
Продукт проектной деятельности: Совместная деятельность детей и родителей фотоколлаж на тему; « Как провели выходной день» (Приложение 5).
Развлечение: «На прогулку в зимний лес».
В соответствии с ФГОС ДО проектная деятельность затронула все образовательные области:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Социально - коммуникативное развитие | Мультфильмы: «Зимняя сказка», «Снеговик-почтовик», «Двенадцать месяцев», «Дед мороз и серый волк»; презентации: «Зима», «Зимние виды спорта», «Игры и развлечения зимой на свежем воздухе», «Как появился Новый год»; беседы с использованием презентаций. | Закреплять знания о времени года «зима» и ее признаках. Пробудить к играм и забавам в зимний период. Познакомить детей с разнообразием зимних видов спорта. |
Познавательное развитие | Картотека предметных картинок о зиме и зимних забавах; игровые задания по дидактическим карточкам; дидактические игры «Чего не бывает зимой?», «Что сначала, что потом?», «Собери картинку», «Кто лишний?»
| Познакомить с играми и забавами зимой; разбор пословиц и поговорок о зиме; чтение русских народных сказок; расширять и пополнять знания детей о Новом годе, зимних видах спорта; развивать навыки дружелюбия.
|
Речевое развитие | Беседа, обсуждение ситуаций на слайдах, сюжетных картинках; Создание картотеки подвижных игр на свежем воздухе в зимний период; Создание картотеки игр дома в кругу семьи с привлечением родителей; Разучивание игр с речевым сопровождением.
| Способствовать развитию речевых навыков у детей с ЗПР, умение составлять простые предложения по картинкам. Обогащать словарный запас детей новыми словами по теме проекта. |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное сопровождение; оформление выставок рисунков: «Волшебница – Зима», «Зимние виды спорта», «Новогоднее волшебство»; групповых аппликаций: «Новогодний фейерверк», «Эти разные снежинки». | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Развивать фантазию, воображение, творчество. Развивать у детей умение сообща планировать работу. Воспитывать при работе дружеские отношения, усидчивость, умение доводить начатое до конца. |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное сопровождение; оформление выставок рисунков: «Волшебница – Зима», «Зимние виды спорта», «Новогоднее волшебство»; групповых аппликаций: «Новогодний фейерверк», «Эти разные снежинки». | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Развивать фантазию, воображение, творчество. Развивать у детей умение сообща планировать работу. Воспитывать при работе дружеские отношения, усидчивость, умение доводить начатое до конца. |
Предполагаемый результат:
- знание детьми некоторых народных забав, игр наших бабушек, дедушек;
- расширение знаний детей о зимних видах спорта, умение играть с использованием элементов этих игр;
- развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
- умение творчески подходить к изготовлению рисунков, поделок о зимних забавах;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование интереса к народным играм, умение использовать их в самостоятельной двигательной деятельности на воздухе;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- активное участие родителей в мероприятиях группы по проекту;
Результативность Проектная деятельность носила характер сотрудничества, в котором принимали участие дети, педагоги, а также вовлеченные родители.
Итоги проекта:
В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту, познакомились с народными играми в группе и на воздухе. Приобретённые навыки помогут детям повысить и разнообразить самостоятельную двигательную деятельность.
Практическая значимость проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми".
В консультации описаны подвижные игры, в которые родители могут поиграть вместе со своим ребёнком на прогулке....

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми».
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.Гиппократ Главная задача к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми». ...

Сценарий развлечения для детей старшей группы Тема: Игры-забавы «Народные традиции» (по мотивам русского фольклора)
Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями....
Конспект развлечения На тему: Игры-забавы «Народные традиции»
Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способст...

"Зимние игры, забавы и развлечения"
Зимние забавы-необыкновенная радость и польза для здоровья. С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и радостно.Развлечения на улице не только доста...
