Консультация "Знакомство родителей с работой по коррекционно-логопедическому направлению, повышение педагогической грамотности родителей в области развития и обучения детей".
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Знакомство родителей с работой по коррекционно-логопедическому направлению, повышение педагогической грамотности родителей в области развития и обучения детей.
Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье.
Цель- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетенции.
Задачи:
Выявить степень готовности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство родителей с работой по коррекционно-логопедическому направлению, повышение педагогической грамотности родителей в области развития и обучения детей.
Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье.
Цель- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетенции.
Задачи:
- Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию с учителем-логопедом в процессе устранения речевых нарушений.
- Определить запрос родителей по проблеме речевого развития детей.
- Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.
- Пропагандировать логопедические знания среди родителей.
- Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.
- В системе дошкольного образования в последние годы произошли значимые изменения: принят новый «Закон об образовании в РФ», введены Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.
Закон «Об образовании» (ст.44) определяет основные принципы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, выстроив четкие приоритеты:
«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании» ст.18, п.1). В связи с этим появляется необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе партнерства.
В работе учителя-логопеда установление партнерских отношений с родителями является одним из основных условий успешного коррекционного воздействия.
Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей в коррекционно- логопедическом процессе является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей в коррекционно- логопедическом процессе является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Согласно точки зрения Т.Б. Филичевой, в зависимости от восприятия дефекта ребенка, выделяют две группы родителей.
- С адекватной позицией:
-родители осознают нарушения в речи ребенка как дефект устранимый, требующий работы как со стороны педагогов, так и самих родителей.
- С неадекватной позицией, проявляющейся в следующих вариантах:
- родители считают, что речь ребенка не нарушена, и не видят проблему вовсе;
- преувеличивают серьезность дефекта (постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать, что формирует у малыша комплекс неполноценности);
- придерживаются того мнения, что и с речевыми нарушениями можно прожить без особых проблем.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит - сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе.
Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.
Основные направления работы:
• изучение семьи и установление контактов с ее членами;
• повышение педагогической культуры родителей;
• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.
Сотрудничество с родителями, формы:
1. Коллективные:
• совместные занятия;
• буклеты;
• родительские собрания;
• конкурсы и выставки пособий;
• родительские пятиминутки;
• презентации;
• стенды
• консультации, семинары, тренинги;
2. Индивидуальные:
• индивидуальные беседы;
• библиотека для родителей;
• индивидуальные практикумы;
• просмотр индивидуальных занятий;
• анкетирование;
• домашние задание;
Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима.
Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Литература:
1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2004 г.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.
3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. : «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической грамотности родителей в области физического развития и оздоровления
Повышение педагогической грамотности родителей в области физического развития и оздоровления...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.
Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической к...

Повышение педагогической грамотности родителей посредством различных форм работы с ними. Работа с родителями детей, не посещающими ДОУ.
Работа с родителями....

Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах формирования здорового образа жизни.
В контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено совершенствование системы взаимодействия с семьям воспитанников, ...

"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...
Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...

План работы родительского клуба с целью повышения педагогической компетенции родителей по вопросам ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста на учебный год.
план работы с родителями по вопросам ранней профориентации....
