Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия с аутичным ребёнком в игре"
консультация по коррекционной педагогике

Лебенко Елена Викторовна

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия с аутичным ребёнком в игре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnoe_metodicheskoe_obedinenie.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 Районное методическое объединение                        

           педагогов-психологов

Тема: «Особенности взаимодействия с аутичным  ребёнком в игре»

    Учитель-дефектолог Лебенко Е.В.

                 2023-2024 уч.год

       

           Основная игровая деятельность ребёнка с аутизмом -  манипуляции с предметами и игрушками, их привлекают именно сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, пирамидок, гладкая лакированная поверхность матрёшки, звук, с которым неваляшка падает на пол. Поэтому в работе с аутичным ребёнком необходимо использовать яркий, красочный материал. Например, завернуть детали от Матрёшки или любую игрушку в фольгу. Ребёнку будет интересно развернуть блестящую фольгу, посмотреть, а что же там спрятано. Кольца от пирамидки, зайчика, мишку можно также завернуть в фольгу либо спрятать в сенсорную коробочку с фасолью, рисом, горохом или другим наполнителем. Т.е., а стараемся заинтересовать ребёнка привлекательным сенсорным стимулом.

          И с помощью специально организованных сенсорных игр мы устанавливаем эмоциональный контакт с ребёнком.

         Цель сенсорных игр - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

зрительные  - например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга;смешивание;
слуховые - ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать;
тактильные – прикосновения к различным фактурам, например, мягкое полотенце, мяч, камешки марблс, шарики, кубики, бусинки и т.д.;  двигательные - ощущения от движений тела в пространстве, ходьба, бег, танцы; ощущение ритма этих движений;
обонятельные - ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата тефтельки и духов до запаха деревянного брусочка;
вкусовые - ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда.

                                            Игры с ритмами

         Почему же игры с ритмами так важны для ребёнка? Ритм даёт ребёнку ощущения спокойствия, уверенности в себе. По наблюдениям Т.Г.Визель,   нарушение ритма - причина невротизации ребёнка. Ритм нормализует нервную систему ребёнка. Лучше всего ощутимо нарушения ритма в стихотворной речи. Интерес ребёнка к ритмичным бессмысленным звучаниям (тренируют работу правого полушария), любят догадываться, договаривать: «Аты-баты, шли…», «ох-ох-ох-ох, бабка сеяла…», «Раскрывает жаба рот, громко песенку…» способен растормозить его речь, развить подражание, ведь известно, что если ребёнок не может подражать в движениях, то он не сможет подражать и в речи.

           При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводить стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

         Сначала ребёнок может не включиться в игру, но когда игра будет подобрана интересно для ребёнка, многократно её повторять и он будет со временем всё делать вместе с другими. Склонность к стереотипам!

        В играх с ритмами используем следующие приемы:

хлопки в ладоши, хлопки по коленям, топанье ножками, прыжки в определённом ритме, проговаривание детских стихотворений, пропевание детских песенок.

  1. Стихотворение «Наша Таня громко плачет» А.Барто. Отхлопывать с ребёнком ритм.                                
  2. Ритуал начала занятия «Мы в ладоши хлопать стали» Ю.Дерябкиной (видео)

Обратить внимание на то, что стихотворение или чистоговорка обязательно должны обладать ритмом и рифмой. Наша задача – собрать сломанное внутри чувство ритма.

  1. Игра «Руки в стороны-в кулачок» (видео)

Терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;

  1. Игра на коммуникацию «Передай фрукт» « Я – банан» (Провести в кружочке).

 

                                           Сенсорные игры.

  1. Жмём сенсорные сквиши. Поочерёдно правой-левой. Можно любое стихотворение, мять под ритм. Сначала отрабатываем: левой-правой, левой-правой. Очень полезное упражнение для развития межполушарного взаимодействия, для развития ритма, для развития речи. Стихи А.Барто «Уронили мишку на пол», «Самолёт» и др. Даём в конце упражения мять сквиш в качестве поощрения. 

  1. Игра «Грузовичок». Тема «Овощи», «Фрукты». Или дифференциация. Цель: знакомство с названиями овощей, фруктов, развитие понимания речи, расширение словаря.

Оборудование: корзина с овощами, фруктами.

Ход игры: ребёнок превращается в «грузовичок», становится на четвереньки, взрослый кладёт ему на спину овощ или фрукт, ребёнок должен перевезти из склада овощ или фрукт в магазин на продажу. Взрослый называет привезённый овощ или фрукт. Инструкции: «Ты - грузовичок. Вези киви. Что ты делаешь? Везу. Опа! Привёз в магазин. Что ты привёз? Киви (грушу, лук, банан и т.д.)

  1. Игра «Грядка». Тема «Огород».

Цель: знакомство со словами «морковь», «грядка». Развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Ход игры: разрезаем морковку пополам. Фиксируем скотчем на столе лист бумаги, наполовину закрашенный светло-коричневой краской. Это грядка. Штампуем морковкой кружочки (вертикальный ряд). Зелёной краской дорисовываем хвостик. Инструкции: Это грядка. Посадим тут морковку. Это морковка. Нюхай. Ах, как пахнет! Жми (обмакиваем морковь в оранжевую краску). Ещё. Опа! Это морковка. А где её хвостик? Нет! Нарисуй хвостик. (Рисуем зелёной краской). Какая красивая морковка!

  1. Игра «Грибы для ёжика». Тема «Грибы».

Цель: познакомить детей с названиями грибов, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Ход игры. На полянке лежат овощи, игрушки, грибы, фрукты.  Просим ребёнка собрать только грибы. Инструкции: «Это ёжик. Это поляна. Ёжик не может найти грибы. Помоги. Собери в корзинку только грибы. Ищи! Это гриб? Нет, это яблоко. Это гриб? Да! Кидай в корзину! На, ёжик, грибы!

  1. Игра «Осенняя погода». Тема «Осень».

Цель: развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания.

Ход игры. В контейнере стоят фигурки лесных животных. Рассказываем ребёнку о природе и погоде осенью: холодно, дует ветер, опадают листья. Делаем листопад. Сминаем сухой лист. Спрашиваем, на кого падают листья? Просим сделать листопад над лисой, над волком, над мишкой.

Далее показываем дождь, можно из маленькой лейки или из губки. Туча над лисой, туча над зайцем и т.д. Инструкции: Это лес. Полянка. На полянке Лиса, Мишка, Заяц, Волк. Наступила осень. Холодно на улице. Падают листья, идёт дождь. Падают листья. Это листопад. Листья падают на Лису. Вот так. На кого падают листья? На Лису.

Это туча. Это дождь. Туча над Лисой. Лей дождь на Лису. Кто под дождём? Лиса.

  1. Игра «Подарки Осени». Тема «Осень».

Цель: развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания.

Ход игры. В корзине с подарочными коробочками (можно в чудесном мешочке) спрятаны жёлуди, орехи, шишки, каштаны, листья и т.д. Это подарки Осени. Ребёнок по очереди открывает коробочки, называет, что внутри. Просим ребёнка подарить осенние подарки животным. По инструкции: Осень принесла подарки. Ищи, что там? Это шишка, это жёлудь… «Подари шишку Мишке», «Подари жёлудь Лисе» и т.д. Кому ты подарил шишку? Мишке. Кому ты подарил жёлудь? Лисе.

  1. Игра «Злые комарики». Тема «Человек. Части тела».

Цель: знакомство с названиями частей тела, развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания.

Ход игры. Фигурка ребёнка, нарисованная на плотном картоне с укусами от комаров на различных частях тела. Лейкопластырь в рулоне.

Инструкции: Это Катя. Катю покусали комары. У Кати раны. Где раны? На руке, на ноге, на щеке. Лечи рану на ноге (клеим пластырь на ногу). Что ты делаешь? Лечу».

  1. Игра «Робот». Тема «Человек. Части тела».

Цель: распределение избирательного тонуса, развитие речи, отработка схемы тела, развитие чувства ритма, координации движения.

Ход игры. Робот проходит испытание. Под метроном сгибаем руку. Сгибаем вторую. Выключаем правую. Включаем правую. Выключаем левую. Включаем левую. Затем руки вверх. То же самое.

  1. Игра «Одеяла». Тема «Семья».

Цель: развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания, памяти.

Ход игры. Мы будем укрывать нашу семью одеялами. Картинки мамы, папы, деда, бабы, внучки Нади и т.д. формат А4. Накрываем заранее членов семьи одеялами. Придерживаем картинку пальцем или крепим скотчем. Тяни! Ребёнок должен медленно тянуть. Что ты делаешь? Тяну! Кто тянет? Я! Ребёнок увидел голову, по голове определяет, кто там, деда, баба, мама и т.д. Кто это? Папа! Где одеяло? На папе. Кого ты видишь? Папу. Смысл здесь в том, что ребёнок берёт каждый раз разные ткани и его нервная система хоть немножечко актуализируется, ребёнок не будет уставать. Можно поработать над развитием памяти. У кого было такое одеяло? У папы. У мамы. Укрой папу, укрой деда и т.д.

  1. Игра «Ах, как пахнет!» Тема «Человек. Части тела».

Цель: развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания, памяти, речевого дыхания.

Ход игры. Педагог предлагает ребёнку узнать, как работает его носик. Это нос. Включи нос. В это время подносим пальцы к кончику носа, включаем нос, словно заводную игрушку. В момент включения проговариваем любую слоговую цепочку. Например, па-пу, па-пу. Или Та-ту, та-ту. Нюхай. Это мыло. Это роза. Это мята. Это кофе. Это духи. Закрой глазки. Что это? Мыло. Ах, как пахнет!

  1. Игра «Гномик и великан». Тема «Человек. Части тела».

Цель: развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания, памяти, речевого дыхания.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть портреты гномика и великана, обращает внимание на разницу размере частей тела.

Инструкции: Это гномик, а это великан. У гномика глазки, а у великана глаза. Не глазища, а именно глаза. Подчёркиваем различие грамматических форм высоким и низким голосом. Так перечисляем все части тела.

  1. Совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем (фото)

Приём с наклейками, печатями. Позволит ускорить процесс создания сюжетной картины. Яблоня, Магазин, Салют, Ферма и т.д.

Поделка «Виноград» (фото)

                                     

                                     Литература:

  1. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.
  2. Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии. Теория и практика» АСТ, 2021г.
  3. Татаркина Л. «Логоритмика» запуск речи через пение и движение, Феникс, 2021
  4. «Этот удивительный ритм» Каплунова И, Новоскольцева И. Санкт – Петербург 2005
  5. М.Ю. Картушина  «Вокально – хоровая работа в детском саду» Москва, 2012
  6. Бакиева Н.З. «Интегрированные занятия с неговорящими детьми с использованием приёмов логоритмики», Детство – пресс 2018
  7. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Москва, 2015
  8. Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения» Москва, 2017

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...

Консультация для родителей "Как проводить с ребёнком пальчиковые игры".

Консультация для родителей "Как проводить с ребёнком пальчиковые игры"....

Консультация для педагогов ««Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют иг...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка....

"Взаимодействие взрослого и ребёнка в игре"

quot;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать"    ...

Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»

Играя с ребенком в сенсорные игры, вы  научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночест...

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия с аутичным ребёнком в игре"

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия с аутичным ребёнком в игре"...