"Взаимодействие взрослого и ребёнка в игре"
учебно-методический материал

Васенкова Светлана Александровна

"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать"

                                                                                               Коменский я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vzroslogo_i_rebyonka_v_igre.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

                                                «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

                                                Это весьма полезно, а потому не только не                                                                                                                                                            следует этому мешать, но нужно принимать меры

                                                 к тому, чтобы всегда у них было что делать».

                                                                                                          Коменский Я.

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка. Развертывая общение, взаимодействие с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные  склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Игра – это "ведущий" вид деятельности дошкольника, именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Однако если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременного овладения постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства высокий уровень игры может быть и не достигнут. Задача взрослого — своевременно «оснастить» детей соответствующими игровыми умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции. Чем же руководствоваться, чтобы решить такую задачу? Необходимо руководствоваться принципами формирования игровой деятельности у дошкольников. 1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. 2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником. 3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Что значит играть вместе с детьми? Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что нередко взрослые осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре с детьми взрослый должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо; правильно — неправильно и т. п. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не учебным занятием, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство учителя, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение взрослого, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, — гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый. Необходимость второго принципа обусловлена тем, что эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть им понятым. Для того чтобы привлечь детей в игру, играть вместе с ними, взрослый должен сам научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом необходимо отчетливо понимать, что замысел взрослого — лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре партнеры сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с проектом взрослого. От его искусства вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие в игре зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений. Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей. Организуя игру с детьми 1,5-3 лет важно: - развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру; - всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей («Буду купать зайчика, он грязный»); - помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями; - использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта); - новые игрушки обыгрывать вместе с детьми. Организуя игру с детьми 3-5 лет важно: - обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем»);

- выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога; - использовать парные взаимно дополнительные роли («Доктор - больной, продавец - покупатель и т. п. », постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета; - предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры; - перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру. Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию: - использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача); - основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов. Организуя игру с детьми 5-7 лет важно: - использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игруфантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметноигровые и ролевые действия; - участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей; - предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом»; - использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре; - давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству; - действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений. Таким образом можно выделить 3 этапа формирования игрой. На 1 этапе (1,5-3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве любой игрой - это помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей. В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Важно также отметить, что, как бы ни был хорош взрослый в роли партнера по игре, он не должен целиком «заполнять» жизнь детей. В любом возрасте дети должны быть обеспечены временем, местом и материалом для самостоятельной игры, уже без непосредственного участия в ней взрослого. То есть на протяжении всего дошкольного детства организация игры в детском саду должна иметь двухуровневый характер: 1) формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как партнер; 2) создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек, обеспечения места и времени для игры. С возрастом детей изменяется характер игрового взаимодействия, общения их со взрослым и увеличивается доля самостоятельной игры. Главным критерием оценки работы педагога в отношении игры, критерием эффективности его взаимодействия с детьми является продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений анималотерапии направленные на взаимодействие взрослого и ребёнка

Картотека упражнений анималотерапии направленные на взаимодействие взрослого и ребёнка...

Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.

Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они гов...

План взаимодействия взрослого и ребёнка на 1 неделю апреля 2018 г.

План взаимодействия взрослого и ребёнка включает в себя образовательную , коррекционную и самостоятельную деятельность детей....

План взаимодействия взрослого и ребёнка на 3 и 4 неделю апреля 2018 г

План взаимодействия взрослого и ребёнка разработан для подготовительной к школе группы с учетом интеграции образовательных областей . Данный план содержит следующие разделы: образовател...

Взаимодействие взрослого и ребёнка по методике DIR Floortime

   Основной целью методики Floortime  является развитие тёплых и крепких взаимоотношений с ребёнком аутистом. Данная интервенция называется Floortime (англ. floor - пол, time - в...

Консультация на тему: «Компьютерное взаимодействие взрослого и ребёнка»

Применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения...