Взаимодействие взрослого и ребёнка по методике DIR Floortime
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Баранник Лариса Викторовна

     Основной целью методики Floortime  является развитие тёплых и крепких взаимоотношений с ребёнком аутистом. Данная интервенция называется Floortime (англ. floor - пол, time - время), поскольку родитель садится на пол вместе с ребёнком и взаимодействует с ним на его уровне. Floortime является альтернативой методики АВА, а иногда может использоваться в комбинации с  АВА терапиями. Методику успешно используют при общении с детьми раннего возраста, подростками, а также взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие взрослого и ребёнка по методике DIR Floortime
      Флортайм терапия была разработана детским психиатром, доктором медицинских наук Стенли Гринспеном и доктором философии Сиреной Видер. Она основывается на модели развития индивидуально-разностных отношений, то есть терапевтическом подходе (DIR), который учитывает уровень функционального и эмоционального развития ребёнка (D- Developmental), принимающий во внимание индивидуальные способности ребёнка и окружающую его социальную атмосферу, в которой он воспитывается и развивается( I - Individual differences), базирующийся на взаимоотношениях с родными и близкими людьми (R - Relationship-based). Доктор Гринспен разработал DIR-модель как терапию для детей с задержкой развития в1980-х годах.

     Основной целью методики является развитие тёплых и крепких взаимоотношений с ребёнком аутистом. Данная интервенция называется Floortime (англ. floor - пол, time - время), поскольку родитель садится на пол вместе с ребёнком и взаимодействует с ним на его уровне. Floortime является альтернативой методики АВА, а иногда может использоваться в комбинации с  АВА терапиями. Методику успешно используют при общении с детьми раннего возраста, подростками, а также взрослыми.

     Ещё одна концепция терапии заключается в том, чтобы взрослые помогли детям расширить их «круг общения», а при последующей встрече, встретив ребёнка на таком же уровне развития, была выстроена межличностная коммуникация и эмоциональный обмен.

     Психиатры и родители привлекают детей к общению, использую игры и активности которые нравятся детям и приносят им удовольствие. В игру необходимо входить с таким же настроением и чувствами, как и у ребёнка, а также следовать его поведенческому примеру.

    Терапия нацелена помочь детям с аутистическим спектром достичь шести основных принципов эмоционального и интеллектуального развития, а именно:
- самоконтроль и интерес к миру

- близость и активное участие в общении к окружающему

- двусторонняя коммуникация

- сложная коммуникация

- эмоциональные побуждения

- эмоциональное мышление

    Психиатры учат родителей , как направить ребёнка в более сложные пласты коммуникации и взаимодействия с внешним миром. Данный процесс называется «открытие и закрытие кругов общения».

    Флортайм не рассматривает речь, когнитивные и функциональные навыки по отдельности. Терапия использует и направляет эти умения комплексно на эмоциональное развитие ребенка.

    В общем и целом, терапия Флортайм побуждает детей с аутизмом использовать весь свой потенциал на пути к эмоциональному и интеллектуальному развитию. Она развивает концепцию «кто ест я», а не «что диагноз говорит обо мне».

Как работает терапия Флортайм?

     Сама по себе терапия всегда проводится в спокойной обстановке, где ребёнок чувствует себя комфортнее и безопаснее всего. Это может быть либо дом, либо специализированный центр, детский сад. Сеанс терапии длится от двух до пяти часов каждый день. Такого времени достаточно чтобы провести инструктаж родителям или опекунам, а также провести остаток времени в непосредственной интеракции с ребёнком. В процессе терапии родитель присоединяется к ребёнку во время игры или другой активности в которую он вовлечён, начиная подражать его поведению и примеру игры. Затем родитель поощряет ребёнка на более сложные формы взаимодействия.

Пример:

    Если ребенок стучит по полу игрушечным грузовиком, родителю следует также постучать по полу  игрушечной машинкой или самолетом. Затем можно поставить эту же игрушку в поле зрения ребенка, как бы поощряя его взять ее и при этом использовать вербальную коммуникацию в игровой форме. Такое поведение побуждает ребенка к ответной реакции и вниманию к происходящему.

    В ходе взросления ребенка, психиатры и родители подбирают другие стратегии и предметы в соответствии с интересами ребенка, что впоследствии будет способствовать развитию более высокого уровня интеракции.

    Так, вместо игры с грузовиком, родители могут вовлекать в процесс некие модели самолетов, конструкций, и даже идеи из академического спектра в зависимости от увлечений ребенка.

    Методика Флортайм также может использоваться в дошкольных учреждениях вместе с нейротипичными  детьми как часть повседневной жизни, так как это помогает детям-аутистам установить и укрепить эмоциональный контакт, гармонизировать сенсорную сферу, научиться искать компромисс и даже развивать навыки речевой и альтернативной коммуникации.

    Результатом такой методики может стать не только приобретение доверительных и теплых эмоциональных отношений между ребенком и родителем, опекуном, сверстником, но еще и формирование более комплексных , интеллектуальных способностей как спонтанное мышление, сопереживание, умение рассуждать. Интересен тот факт, что ранее все эти возможности и способности для детей с расстройством аутистического спектра казались чем-то немыслимым не недосягаемым, ведь за таким диагнозом всегда стоял  закрепленный стереотип "этот ребенок не способен к мышлению, он не сможет жить и функционировать в социуме". Однако в наши дни благодаря этой терапии и обмену опытом между специалистами из разных стран, можно смело заявить, что методика находит свои отголоски по всему миру.

    Чтобы расширить рамки и возможности ребенка-аутиста необходимо лишь подстроиться под его мироощущение, дать ребенку понять, что мы из его "стаи", а также показать ему возможности вербальной и невербальной коммуникации нашего мира, чтобы ему было намного проще жить и развиваться в существующей социальной среде.

Список литературы

  1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления/ С.Гринспен, С.Уидер. М.:Теревинф, 2013.512с.
  2. Гринспен С., Селмон Ж. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям «трудных» типов. М.: Ломоносовъ,2010.с.464с.
  3. Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. Ч.I, ч.II. М., 2004
  4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/ Под общ.ред.  А.В. Хаустова. М.:ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,2016.125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений анималотерапии направленные на взаимодействие взрослого и ребёнка

Картотека упражнений анималотерапии направленные на взаимодействие взрослого и ребёнка...

Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.

Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они гов...

План взаимодействия взрослого и ребёнка на 1 неделю апреля 2018 г.

План взаимодействия взрослого и ребёнка включает в себя образовательную , коррекционную и самостоятельную деятельность детей....

План взаимодействия взрослого и ребёнка на 3 и 4 неделю апреля 2018 г

План взаимодействия взрослого и ребёнка разработан для подготовительной к школе группы с учетом интеграции образовательных областей . Данный план содержит следующие разделы: образовател...

"Взаимодействие взрослого и ребёнка в игре"

quot;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать"    ...

Консультация на тему: «Компьютерное взаимодействие взрослого и ребёнка»

Применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения...