Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Правильная слоговая структура — это не просто «красивая речь». Это фундамент для многих навыков:

Для понимания речи. Для развития фонематического слуха. Для грамотного звукопроизношения. Для успешного обучения в школе: четкое произношение влияет на чтение, письмо и устные ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Что такое слоговая структура слова?
Это умение правильно воспроизводить последовательность и количество слогов в слове, его «ритмический рисунок». Проще говоря, это способность ребенка говорить слова не только правильными звуками, но и правильными частями: не «телеви́зор», а «те-ле-ви-зор»; не «пица», а «пиц-ца».

Формирование слоговой структуры в онтогенезе

(как это происходит в норме)

Развитие идет от простого к сложному. Ориентируйтесь на эти примерные этапы:

· 1-2 года:
· Односложные слова: «мама» = «ма», «папа» = «па», «дай» = «дя».
· Слова состоящие из одинаковых слогов): «папа» = «па-па», «баба» = «ба-ба», «ляля» = «ля-ля».
· Ребенок схватывает ударный слог и часто опускает безударные («мако» вместо «молоко»).
·
2-3 года:
· Осваивает двусложные слова из открытых слогов (оканчивающихся на гласный): «ва-та», «ко-за», «ру-ка».
· Появляются трехсложные слова с простой структурой: «ма-ши-на», «со-ба-ка».
· Могут упрощать слова: пропускать или заменять трудные слоги («писос» вместо «пылесос», «тититик» вместо «кирпичик»).
·
3-4 года:
· Активно используют трехсложные слова («бе-ге-мот», «о-гу-рец»).
· Начинают осваивать односложные слова со стечением согласных в начале или конце: «стол», «кран», «лист».
· Пробуют четырехсложные слова из открытых слогов: «че-ре-па-ха», «пи-а-ни-но».
·
4-5 лет:
· В речи появляются сложные слова со стечением согласных в середине: «ок-но», «пас-та», «вет-ка».
· Осваивают четырех- и пятисложные слова: «ве-ло-си-пед», «по-ли-валь-щик», «те-ле-фон».
· Могут еще путать последовательность слогов в очень длинных или незнакомых словах.
·
5-6 лет:
· Слоговая структура в основном сформирована.
· Ребенок правильно произносит сложные и длинные слова, включая термины и названия («экскаватор», «регулировщик», «аквариум»).
·
К 6-7 годам речь по слоговому оформлению должна соответствовать речи взрослого.

Важно: Это усредненные нормы. Каждый ребенок индивидуален. Но если в 4 года ребенок стабильно «ломает» структуру простых слов («касавока» вместо «сковородка» — это нормально, а «тевизор» вместо «телевизор» — уже повод для внимания), стоит проконсультироваться с логопедом.

Важность формирования слоговой структуры

Правильная слоговая структура — это не просто «красивая речь». Это фундамент для многих навыков:

· Для понимания речи: Искажая слово, ребенок может сам его не узнавать и не понимать, что ему говорят другие.
· Для развития фонематического слуха (умения различать звуки). Без этого в школе будут проблемы с письмом (дисграфия).
· Для грамотного звукопроизношения. Часто из-за сложной структуры ребенок искажает и отдельные звуки.
· Для развития речи в целом: Обогащается словарный запас, так как ребенок не избегает «трудных» слов.
· Для успешного обучения в школе: Четкое произношение влияет на чтение, письмо и устные ответы. Ребенка с невнятной речью могут просто не понять.

Рекомендации по развитию слоговой структуры у дошкольников

Главное правило: Все занятия должны проходить в игровой форме, без принуждения.

1. Слушаем и хлопаем (формирование чувства ритма):

· Прохлопывайте ритм ладошками, по столу, на музыкальных инструментах (бубен, барабан). Начните с простых ритмов (!!, !!!), потом усложняйте (!..!, ..!!).
· Протопывайте слоги ногами, прошагивайте их.
· Отстукивайте слоги на каждую бусину пирамидки или на каждый шаг по дороге домой.

2. Игры со словами (от простого к сложному):

· «Повторялки»: Вы говорите слово, разделяя его на слоги четко и ритмично («КУ-КЛА»), ребенок повторяет. Начинайте с тех слов, которые ребенок уже знает.
· «Телеграф» или «Робот»: «Передайте сообщение как робот», произнося слово по слогам: «Мо-ло-ко».
· «Живые слоги»: Разложите картинки по количеству слогов. Под картинкой с 1 слогом — 1 кружок/фишка, под картинкой с 2 слогами — 2 круга и т.д.
· «Доскажи слог»: Вы начинаете слово, ребенок заканчивает последний слог («ко-ро-… (ва)», «со-ба-… (ка)»).

3. Использование зрительной опоры (подсказки для глаз):

· Рисуйте схемы слов: черточки под каждым слогом.
· Показывайте слоги на пальцах.
· Используйте карточки с прямоугольниками, где количество прямоугольников = количеству слогов.

4. Работа над дыханием и голосом:

· На одном выдохе произносите сначала гласные (А-О-У-И), потом слоги (ПА-ПО-ПУ), потом слова, постепенно увеличивая их длину.
· Пойте песни-распевки, четко пропевая каждый слог.

5. Подбор правильного речевого материала:
Всегда идите от простого к сложному:

- Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

- Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

- Односложные слова (дом, мак).

- Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

- Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

- Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

- Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

- Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Что делать, если есть проблемы?

· Не ругайте и не передразнивайте. Это вызовет нежелание говорить.
· Тактично поправляйте, правильно произнося слово вслед за ребенком.
· Если в 4-5 лет ошибки носят стойкий характер (искажает даже простые слова, переставляет слоги местами, выбрасывает целые слоги), обязательно обратитесь к логопеду. Специалист проведет диагностику и составит индивидуальную коррекционную программу.

Помните: Ваше терпение, игровая форма занятий и своевременная помощь специалиста — залог чистой, красивой и грамотной речи вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик »  Советского района г.Казани...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Речевая функция является одной из важных у человека. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции. Невнятная речь накладывает отпечаток на характер ребёнка, затрудняет его взаимоот...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР.

Краткое описание этапов работы над формирование слоговой структуры....

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...