Сценарий занятия по чтению в ДОУ в группе РАС
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Черкашенко Любовь Сергеевна
Сценарий занятия по чтению для детей с РАС в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий занятия по чтению РАС22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по чтению для детей с РАС в ДОУ

Тема: «В гостях у сказки: «Колобок»

Целевая группа: Подгруппа детей 4-5 лет с РАС (2-3 ребенка + 1-2 нейротипичных сверстника как модельная группа, если позволяет ситуация).

Продолжительность: 15-20 минут.

Педагоги: Ведущий педагог (дефектолог/логопед) и тьютор/ассистент.

Цель: Формирование интереса к книге и совместному чтению, развитие слухового внимания и простых коммуникативных реакций в структурированной ситуации.

Задачи (адаптированные под возможности детей с РАС):

  1. Образовательные:
  • Познакомить со сказкой «Колобок».
  • Учить слушать короткий текст, опираясь на визуальную поддержку.
  • Учить соотносить предмет/картинку с текстом (например, показывать на героя при его упоминании).

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать слуховое восприятие и внимание (в течение 3-5 минут).
  • Снижать тревожность через предсказуемость и структуру занятия.
  • Стимулировать зрительный контакт, указательный жест или другие формы коммуникации (вербальные/невербальные).
  • Работать над совместным вниманием (ребенок + взрослый + книга).
  • Развивать сенсорную интеграцию через тактильные материалы.

  1. Воспитательные:
  • Формировать положительный эмоциональный отклик на процесс чтения.
  • Поощрять ожидание своей очереди в игре.
  • Закреплять простые правила группового взаимодействия (сидеть на месте, слушать).

Принципы организации:

Визуальная поддержка: Используется визуальное расписание занятия, PECS-карточки, книжка с жесткими страницами и крупными иллюстрациями.

Предсказуемость: Четкая структура «начало – середина – конец», переходы между этапами проговариваются и показываются визуально.

Сенсорный комфорт: Индивидуальные места для сидения (коврики, подушки, стулья с учетом предпочтений), приглушенный свет, отсутствие лишних звуков.

Учет интересов: Интеграция индивидуальных интересов ребенка (например, если ребенок любит машинки, можно использовать игрушечную машинку, которая «везет» Колобка).

Альтернативная коммуникация: Принятие любой формы ответа (жест, взгляд, карточка, слово).

Структура и ход занятия

  1. Организационный момент (3-4 минуты): «Здравствуй, книжка!»
  • Подготовка среды: Стол или ковер свободны от лишних предметов. На столе лежит только визуальное расписание занятия в виде 3-4 картинок (1. «Приветствие», 2. «Слушаем сказку», 3. «Играем», 4. «Пока-пока»).
  • Ритуал приветствия: Педагог по очереди подходит к каждому ребенку, устанавливает контакт (можно спеть короткую песенку с именем ребенка: «Привет, Саша, ты пришел!»), помогает занять выбранное место. Ребенок может получить свою «личную» карточку с именем и положить ее на стул.
  • Предъявление темы: Педагог показывает закрытую книгу и сенсорную коробку/мешочек, из которого выглядывает желтый колобок (мягкая игрушка или пластилиновый шарик). «Сегодня у нас в гостях… (вытягивает колобка)… Колобок! И мы будем читать про него сказку».
  • Показ расписания: «Смотри, что мы будем делать: сначала поздороваемся, потом послушаем сказку, поиграем и скажем «до свидания»».

  1. Основная часть (8-10 минут)

А. Совместное чтение (5-6 минут)

Педагог показывает книгу с крупными, яркими, но не перегруженными деталями иллюстрациями. Лучше использовать книжку с липучками или фигурками на магнитах, чтобы выставлять героев на фланелеграф или магнитную доску по ходу рассказа.

Стратегия чтения:

  • Укороченный текст. Читается не вся сказка, а адаптированный вариант, только ключевые события.
  • Динамическая пауза на каждом герое. «Катится Колобок, а навстречу ему… (делает паузу, показывает карточку с зайцем)… Заяц!». Ждем реакции ребенка (взгляд на карточку, указательный жест).
  • Повторяющаяся фраза. Дети с РАС часто любят повторения. Можно дать им коммуникативную кнопку, которая при нажатии говорит «Я от дедушки ушел!», или вместе покатать колобка (шарик) по столу, пропевая песенку.
  • Минимум абстракций. Вместо «хитрый лис» — «лис» (показываем картинку).

Б. Игровое закрепление (3-4 минуты)

Вариант 1 (сенсорный): «Спрячь Колобка». На столе — плоскостные фигуры деда, бабки, животных. У ребенка — мягкий желтый шарик (колобок). Педагог просит: «Покатился Колобок от Зайца, спрячь его от Лисы». Ребенок накрывает шарик фигуркой или ставит его за дерево.

Вариант 2 (на соотнесение): «Кто съел Колобка?». Разложить карточки с героями. Дать детям карточку с Лисой. «Найди, кто съел Колобка. Правильно, Лисичка».

Вариант 3 (моторное подражание): «Покатились, как Колобок». Под ритмичную музыку или счет все катят шарики по полу, повторяя простые действия.

  1. Заключительная часть (3-4 минуты): «До свидания!»
  • Ритуал завершения: Педагог показывает последнюю картинку в расписании («Пока-пока»).
  • «Наше занятие заканчивается. Давайте скажем «Пока-пока, Колобок!» (дети кладут игрушку в коробку).
  • «Пока-пока, книжка!» (закрываем книгу).
  • Важно: Дать детям четкий сигнал, что активность окончена.
  • Положительное подкрепление: Каждый ребенок получает немедленное поощрение за участие (вербальное «Молодец, слушал!», тактильное (дай пять), или любимый предмет (вращающийся волчок, перышко) на 30-40 секунд.
  • Переход к следующей деятельности: Используется переходная карточка (например, «стол» или «туалет»), чтобы помочь ребенку переключиться.

Дифференциация и адаптация (важно!)

Занятие должно быть гибким. Задачи индивидуализируются:

  • Для ребенка с низкой речью и вниманием: Основная задача — просидеть 2 минуты, проследить взглядом за шариком, дотронуться до картинки. Чтение сводится к 2-3 предложениям и манипуляциям с предметами.
  • Для ребенка с более высокими навыками: Можно добавить просьбу дать карточку («Дай Зайца»), попробовать договаривать конец фразы («Колобок, Колобок, я тебя…?» — «съем!»), больше вовлекать в диалог с игрушками.
  • При сенсорной перегрузке: Убрать музыку, читать шепотом, предложить ребенку надеть наушники или держать в руках «успокаивающую» игрушку (маленький мякиш, кубик).

Материалы и оборудование:

  1. Адаптированная книга «Колобок» (жесткие страницы, ламинированные).
  2. Визуальное расписание и индивидуальные коммуникативные карточки (PECS): «слушай», «смотри», «дай», «молодец», «Колобок», «лиса» и т.д.
  3. Игрушки-персонажи или плоскостные фигурки на липучках/магнитах.
  4. Сенсорные шарики (разных размеров, желтого цвета).
  5. Коммуникативная кнопка с записью фразы (опционально).
  6. Сенсорная коробка или «волшебный мешочек».
  7. Индивидуальные поощрители (предметы интереса каждого ребенка).

Оценка результативности: Успехом считается не факт запоминания сказки, а микродостижения каждого ребенка: уменьшение протестного поведения во время занятия, 2-3 секунды зрительного контакта с книгой, попытка произнести звук или указать на картинку, спокойный переход к следующему виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий занятия "радуемся солнышку" в первой младшей группе.

Развитие познавательной активности дошкольников. Развлечение в первой младшей группе «Радуемся солнышку»Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и самостоятельность...

"Кошкин дом". Сценарий занятия по физической культуре в младшей группе «Маленькая Сказка»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасностиЗадачи:1.     Воспитывать уважение к труду пожарных;2.     Ещё раз рассказать о технике безопасност...

План - конспект занятия по чтению для детей младшей группы "Зайку бросила хозяйка"

Тематическое занятие по художественной литературе для детей с 3 до 4 лет....

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе ЗПР "Под грибом"

Цель:  продолжать знакомить детей с творчеством Владимира Сутеева.Задачи:1. Развивать умение внимательно слушать произведение, интерес к литературе;2. Формировать умение рассказывать о ...

Сценарий занятия по математическому развитию в старшей группе

Сценарий ООД по познавательному развитию в старшей группе " Порядковый счет, ориентировка в пространстве"...

Сценарий занятия по развитию речи в средней группе В гости к сказке. По мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Данное занятие способствует развитию речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...

Конспект занятия по чтению художественной литературе средней группы «Путешествие в сказку»

Цель: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции....