Сказкотерапия для детей ОВЗ
проект по коррекционной педагогике
Сказкотерапевтическая программа для детей с особыми образовательными потребностями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 138.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ №197
Проект:
«Сказкатерапия для детей ОВЗ»
Подготовила:
воспитатель высшей кв.категории Якименко С.Я.
Оренбург, 2025
1. Концепция проекта (Резюме)
Проект «Волшебный мир сказки» — это создание безопасного, структурированного и предсказуемого пространства, где через метафору сказки ребенок может проработать внутренние трудности, научиться понимать эмоции, социальные нормы и взаимодействовать с миром. Сказка выступает как «мягкий инструктор», который на символическом уровне помогает ребенку осваивать новые стратегии поведения, снижать тревожность и развивать коммуникативные навыки. Программа основана на принципах терапевтической, дидактической и психокоррекционной сказки с обязательной мультисенсорной поддержкой.
2. Цели и задачи
Цель: Содействие гармонизации эмоционально-волевой сферы, развитию социального интеллекта и коммуникативных способностей у детей с особыми образовательными потребностями через методы сказкотерапии.
Задачи:
- Адаптационные: Помочь ребенку понять и принять правила социального взаимодействия через понятные сказочные сюжеты.
- Эмоционально-регулятивные: Научить распознавать и называть базовые эмоции (радость, грусть, страх, злость) на примере персонажей. Развивать навыки саморегуляции.
- Коммуникативные: Стимулировать речевую активность (вербальную и невербальную), умение слушать, выражать свое мнение в безопасной обстановке.
- Социально-бытовые: Закреплять бытовые и социальные навыки (умывание, уборка, помощь, дружба) через аллегорические истории.
- Когнитивные: Развивать внимание, воображение, память, умение выстраивать причинно-следственные связи в контексте сюжета.
- Терапевтические: Снижать уровень психоэмоционального напряжения, тревожности, работать со страхами и сложными переживаниями через проекцию на сказочный образ.
3. Целевая группа
Дети с особыми образовательными потребностями дошкольного и младшего школьного возраста (4-10 лет).
Дети, испытывающие трудности в коммуникации, эмоциональной регуляции, социальном взаимодействии и адаптации к правилам.
Малая группа участников (3-5 человек) для обеспечения индивидуального подхода.
Родители/законные представители детей (как участники отдельных сессий и получатели рекомендаций).
4. Методы и форматы работы (Ключевой раздел с адаптациями)
Основной принцип: Мультисенсорный подход и визуальная поддержка.
1. Подготовка среды:
«Уголок сказки»: Постоянное, тихое, мягко освещенное пространство с ковром, подушками, полкой с ритуальными предметами (сказочная шкатулка, волшебный клубок, перо).
Визуальное расписание занятия: Последовательность этапов в виде понятных пиктограмм (Приветствие, Сказка, Игра, Творчество, Прощание).
2. Этапы занятия и адаптивные приемы:
Ритуал начала («Вход в сказку»): Повторяемое действие (задуть свечу, позвонить в колокольчик, накинуть волшебный плащ). Дает чувство предсказуемости и безопасности.
Подача сказочного материала:
Интерактивное чтение с обязательной визуальной поддержкой: кукольный театр (пальчиковый, настольный), фланелеграф, магнитные фигурки, простые рисунки на планшете.
Короткие, повторяющиеся сюжеты с четкой структурой (например, сказки-цепочки «Колобок», «Репка»).
«Живые» сенсорные сказки: история про ежика, которого можно потрогать (мячик-еж), про дождик (брызги воды), про ветер (дутье через трубочку).
Социальные истории в формате сказки про конкретную ситуацию («Сказка про Мишу, который не хотел делиться», «Сказка про Катю, которая боялась громких звуков»).
Обсуждение и рефлексия (на доступном уровне):
Вопросы с выбором: «Заяц испугался или обрадовался?».
Работа с карточками эмоций: «Покажи, какое лицо было у медведя?».
Проигрывание ключевых сцен с куклами или самими детьми.
Творческое закрепление (арт-синтез):
Нетрадиционное рисование (пальчиками, штампами) сюжета или героя.
Лепка персонажа из теста или пластилина.
Аппликация из готовых форм.
Совместная постройка сказочного города из мягких модулей.
Ритуал окончания («Выход из сказки»): То же действие, что и в начале (погасить свечу, положить куклу в домик). Закрепляет границы занятия.
5. Этапы реализации проекта
Подготовительный (1 месяц):
Комплектование групп, диагностика запросов родителей и педагогов.
Создание «Сказкотеки»: подбор и адаптация сказок по темам (эмоции, страхи, дружба, правила).
Изготовление дидактического материала (визуальное расписание, карточки эмоций, куклы, декорации).
Обучение ведущего (психолога/педагога) основам сказкотерапии.
Основной (8-9 месяцев):
Проведение цикла занятий (1 раз в неделю для каждой группы) по тематическим блокам:
Блок 1: «Сказки про чувства» (идентификация эмоций).
Блок 2: «Сказки про дружбу и помощь» (социальное взаимодействие).
Блок 3: «Сказки-путешествия» (преодоление трудностей, адаптация к новому).
Блок 4: «Сказки про победу над страхами».
Индивидуальные сессии для отработки специфических тем.
Родительский клуб «Сказка дома»: мастер-классы по созданию и рассказыванию терапевтических историй.
Заключительный (1 месяц):
Создание детьми итогового продукта (например, «Книги наших сказок» с рисунками и фото).
Открытое итоговое занятие-инсценировка для родителей.
Сбор обратной связи, оценка динамики (опросники для родителей, наблюдение педагогов).
Фотовыставка «Наше сказочное путешествие».
6. Ожидаемые результаты
Для ребенка:
Снижение уровня тревожности и нежелательного поведения.
Расширение эмоционального словаря и способности узнавать эмоции.
Улучшение навыков совместного внимания и взаимодействия со сверстниками.
Повышение вовлеченности в групповые формы работы.
Для родителей:
Получение эффективного и доступного инструмента для общения и поддержки ребенка.
Снижение родительской тревожности, чувства общности и поддержки.
Для педагогического сообщества:
Внедрение инклюзивной, ресурсосберегающей методики в образовательный процесс.
7. Ресурсы и партнерства
Кадровые: Ведущий сказкотерапевт (психолог, дефектолог, специальный педагог), помощник (волонтер, тьютор).
Материальные: Оборудованное помещение, куклы и театры, расходные материалы для творчества, аудиооборудование для релаксационной музыки.
Информационные: Подборка адаптированных сказок, библиотека социальных историй, рекомендации для родителей.
8. Оценка эффективности
Методы: Наблюдение по картам развития, анкетирование родителей (до/после), анализ продуктов детской деятельности (рисунки, истории).
Качественные показатели: Увеличение продолжительности контакта глаза-в-глаза, появление спонтанных коммуникативных инициатив, эмоциональный отклик на сказку.
Девиз проекта: «В каждой сказке — ключик к сердцу ребенка».
Этот проект делает акцент на возможностях, а не на ограничениях, и предлагает конкретные, практические инструменты для поддержки развития ребенка через универсальный язык сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Что такое СКАЗКОТЕРАПИЯ. И для чего она нам нужна....
Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет ...
Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."
Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...
Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки
Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки...

Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...


