Технология «Виммельбух» – как средство развития математических представлений у дошкольников с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развития математических представлений у детей дошкольного возраста с ТНР с помощью технологии «Виммельбух».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 373 «Скворушка»
Мастер-класс
«Технология «Виммельбух» – как средство развития математических представлений у
дошкольников с ТНР»
Подготовили и провели:
Шерстнева И.В., учитель-логопед
Потапова М.В., учитель-логопед
Дата проведения: 10.12.2025
Новосибирск 2025
Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух» – технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Задачи:
1. познакомить педагогов с игровыми приемами развития связной речи посредством виммельбухов;
2. повысить мотивацию педагогического коллектива к использованию данного пособия в работе с детьми.
Общеизвестно, что развитие связной речи очень сложный многогранный процесс, который подразумевает огромную работу, начинающуюся с обогащения словаря, формирования грамматического строя речи и заканчивая творческим рассказыванием.
Психологические особенности детей с ТНР.
- нарушение оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти;
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Одним из средств развития речи детей являются виммельбухи. Это уникальное пособие можно использовать как в картинах, так и в мультимедийных презентациях.
Актуальность и целесообразность использования виммельбухов:
- открывают новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствуют обогащению и актуализации словаря, формированию грамматического строя речи;
- оказывают комплексное воздействие (развивают речь, память, внимание, мышление, воображение);
- используются для закрепления лексической темы;
- используются для автоматизации звуков.
Что означает слово виммельбух?
В буквальном смысле: виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки.
Придумали этот жанр детской литературы в Германии. В переводе с немецкого wimmeln – кишить, изобиловать, роиться, Buch – книга. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш Родоначальниками же жанра виммельбухов можно считать фламандских художников Питера Брейгеля-старшего и Иеронима Босха, известных своими детализированными картинами (очень много персонажей, сюжетов и много различных предметов). Виммельбух ещё называют живой книгой, но не потому, что она с сюрпризом, а потому, что про жизнь – буквально роится героями и событиями.
Виммельбух – это книга крупного формата, с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями (повторяющиеся детали, одни и те же герои), без текста или очень мало текста. Можно сказать, комикс крупного формата. Как правило, количество разворотов небольшие – от 5 до 10 страниц, напечатанные на плотной бумаге или картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории.
Особенности виммельбухов:
- знакомят с окружающим миром;
- стимулируют речь, воображение, мышление;
- развивают чувство юмора;
- полностью задействовано всё пространство страницы или разворота;
- сюжет придумывается читателем или читателями при рассматривании;
- возможность каждый раз придумывать новые истории, сюжетные линии;
- героев легко узнать.
Как «читать» Виммельбух?
Для того чтобы «читать» Виммельбух, не нужно знать буквы и владеть чтением. Это еще одно преимущество для дошкольников, которые не умеют читать. Так же виммельбухи по праву считаются семейными изданиями. Психологи рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми.
Предлагаем вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников:
- находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
- искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
- составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;
- закрыть разворот после рассматривания и предложить ребёнку назвать то, что там было изображено.
1. Дидактическое упражнение "Определение состава картины".
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.
Приемы: "Подзорная труба", "Кто самый внимательный". «Фотограф» и др.
- Посмотрите, какую интересную картину я сегодня получила на почте. Рассмотрите ее.
- Подумайте, как можно ее назвать?
Дети придумывают названия картины.
- А теперь расскажите, что или кого вы видите на картине? Начните, пожалуйста, со слов «На картине я вижу…». Например: «На картине я вижу мальчика в синем костюме, катающегося с горки».
- А теперь, я предлагаю вам стать моряками. Возьмите свою подзорную трубу, настройте её, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет или персонаж, «сфотографируйте» его и опишите.
Например: «Я вижу девочку со светлыми волосами, которая бежит по дорожке за девочкой на велосипеде».
2. Дидактическое упражнение «Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить.
Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем», «Волшебные схемы».
- Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем их объединить.
Например, я соединяю кошку и собаку, потому что это домашние животные.
- Возьмите, пожалуйста, цветные маркеры и соедините любые два предмета, двух людей или животных.
- Что или кого соединили вы? (Я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения.)
3. Дидактическое упражнение «Найди транспорт»
Цель: Расширение представлений о видах и назначениях транспортных средств.
- Найдите транспортные средства, закройте их фишкой
4. Дидактическая игра «Детективы» (с помощью лупы)
Отгадайте загадку:
-Проворная, запасливая, серая или рыжая…(белка)
-Трусливый, длинноухий, серый или белый…(заяц)
- Хитрая, рыжая, ловкая…(лиса)
5. Игра-ориентировка на плоскости: "Найди предмет по инструкции - он находится в верхнем левом углу"(кошка) и т.д.
6. Формируем глагольный словарь: "Что делает осел?", "Кто больше назовет слов - действий" и т.д.
7. Дидактическое упражнение «Составление рассказов-фантазий»
Цель: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.
Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:
«Живая картина», «Я - режиссер», «Раз, два, три…картина оживи», «Кто я на картине?»
- Сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место. Например: «Я – девочка Маша, в красном костюме, сижу на качели-лошадке и смотрю, как дети катаются с горки».
«Путешествие во времени».
Педагог предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что будет дальше.
8. А еще, с помощью виммельбухов можно автоматизировать звуки!
Учитель - логопед предлагает найти животное, в названии которого есть звук Р.
Ребёнок отвечает (рысь, крот, барсук...).
9. Игра "Посчитай!". В книгах виммельбух обычно нарисовано много одних и тех же предметов, тут можно поиграть так: "Посчитай всех лягушек, кошек и т.д. (выбираем слово с автоматизируемым звуком) также, как я: "одна лягушка, две лягушки и т.д.".
В этой игре Вы автоматизируете звук в словосочетании и отрабатываете согласование числительного и существительного.
10. Игра «Кто запомнит больше слов!» – сначала проговариваем все слова с заданным звуком, потом закрываем книгу и соревнуемся, кто больше слов вспомнит! Эта игра также на автоматизацию звука в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
Автором представлены игры для дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....

Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....

Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические ...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у дет...
