«Актуальность конспекта занятий по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ (задержка психического развития) в разновозрастной группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карпова Елена Георгиевна

В статье раскрыта актуальность конспекта занятия по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ (задержка психического развития) в разновозрастной группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста. Раскрыта цель, методика проведения занятия, условия, результативность. Данный конспект занятия можно проводить не только в группе компенсирующей направленности, но и в общеобразовательных группах детей дошкольного возраста. Эти игры и этюды может проводить любой педагог и специалист. Ограничений нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актуальность конспекта занятий по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ (задержка психического развития) в разновозрастной группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста»

Исследования   психологов показывают, что интеллектуальные нарушения развития детей с ОВЗ влекут за собой нарушения обучения и общения детей. Если ребенок постоянно находится в напряжении, не проявляет активности в организованных видах, самостоятельной деятельности, испытывает чувство тревоги, имеет низкую самооценку, то ему сложно научиться чему - либо, и сложно адаптироваться в социуме.

Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы и в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (прежде всего старшими во возрасту), а также стремление взрослых формировать их  интеллектуальное развитие. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека.

Важное, значение имеет и тот факт, что в группу компенсирующей направленности приходят дети, у которых в заключении комиссии ПМПК написано задержка психического развития, а потом в результате работы выясняется, что присутствует сопутствующий диагноз РАС (расстройство аутистического спектра)или какие-либо другие. Есть еще вариант развития событий: ребенка направляют с диагностической целью, а выясняется, что у него умственная отсталость и это педагоги узнают, когда родители приносят справку об инвалидности.

Также поводом для разработки конспекта послужили результаты диагностики, поведения детей в группе, жалобы родителей на поведение детей в социуме.

Учитывая всё вышесказанное и результаты диагностики специалистов, а именно учителя-дефектолога, педагога-психолога, были сделаны выводы: 

- эмоциональная сфера дошкольников характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей;

- самооценка дошкольников значительно ниже, чем у их ровесников или вовсе отсутствует;

- у детей снижено стремление к успеху, такие дети более остро воспринимают неудачи.

Специалисты, которые сопровождают детей группы, занимаются в индивидуальном порядке. А коммуникацию и эмоционально-волевую сферы эффективнее всего развивать в группе или подгруппе детей. Также литературы по данному вопросу крайне мало, поэтому возникла необходимость разработки занятий, на которых бы решались эти задачи.

Целью данного конспекта является развитие у детей с задержкой психического развития коммуникативных навыков и благополучие эмоционально-волевой сферы игровыми средствами.

Основные задачи:

Развивать способность понимать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека;

Корректировать психоэмоциональное состояние;

 Способствовать освоению позитивных форм поведения;

 Формировать взаимоотношения детей друг с другом;

Развивать психические процессы.

При  разработке конспекта учитывались дидактические принципы, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость:             

  •  реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития
  •  опора на игровую деятельность
  •  обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.

Используемые методические приемы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Методическая разработка предназначена для детей разновозрастной группы с ОВЗ (задержкой психического развития). Численность детей, посещающих занятия 5 – 8 человек.

Условия реализации занятий:

- занятия проводятся с подгруппой или группой детей;

- продолжительность занятия не превышает 30 минут (что соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям детей дошкольного возраста). 

Занятия проводятся в игровой комнате или в спальне, где обеспечено свободное размещение и передвижение.  Каждому ребенку дается возможность проявить себя, быть открытым, не боятся ошибок.

Проводятся 1 раз в неделю во II половине дня

Разработанный  конспект занятия соответствуют  комплексно - тематическому плану группы компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития.

В течение прошлого года игры проводились по мере необходимости, когда дети капризничали; тревожились, проявляли агрессию и т.д. Но и это давало динамику в общении, и в, целом, улучшался эмоциональный фон. Мы сделали вывод, что для этого нужна система.

На данном этапе разработан конспект занятия, который мы апробировали и получили положительный результат.

Эмоционально-волевая сфера:

- уменьшилось количество нежелательных аффективных реакций детей;

- улучшилось эмоционального состояния;

- частично проявляется способность переживать за свои успехи;

- частично сформированы умения саморегуляции и самоконтроля.

Коммуникативная сфера:

- дети обращают  внимание на внешний вид, настроение, успехи сверстников;

- уменьшилось количества конфликтных ситуаций;

- снизилось количества проявлений агрессии.

В перспективе планируется сделать методическую разработку по данной теме на учебный год. Эта работа должна проводиться в системе, в течение всего учебного года.

Имеется материал не только основной, но и дополнительный, чтобы отвечать на возможные вопросы воспитанников. Наглядность соответствует возрасту, уровню развития их пространственного мышления. 

Оптимальность подбора дидактических средств оценивается по следующим критериям:

- Соответствие целям и задачам обучения 

- Доступность и ясность материалов 

- Актуальность и достоверность освещаемых моментов 

Данный конспект можно использовать в дошкольных образовательных организациях, в группах не только в группе компенсирующей направленности, но и в общеобразовательных группах детей дошкольного возраста. Эти игры и этюды может проводить любой педагог и специалист. Ограничений нет.

 «Одежда»

Задачи:

1.Развитие интереса к партнерам по общению посредством выполнения движений.

2. Помогать научиться концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, учить управлять движениями и контролировать свое поведение посредством вербального и невербального общения.

3. Помочь понять эмоциональное состояние другого человека и показать его.

4. Развивать чувство сплоченности, снятие барьеров в общении через невербальное общение.

Материал на занятие: одежда для кукол на разные сезоны, музыка «Танец Золушки и принца», пиктограмма «Радость», «Грусть», «Страх».

Ход занятия

Игра «В магазине зеркал»  

Ход игры: педагог предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражение в зеркалах точно повторяют ее движения.

 В роли обезьянки использовать 2 – 3 ребенка по очереди.

Игра «В магазине одежды»

Ход игры: педагог говорит: «Представьте, что мы попали в магазин одежды. Каждый из вас что-то выбрал из одежды и начал примерять. А что? Сейчас узнаем. Водящий должен показать, как он надевает на себя воображаемую одежду, а остальные должны узнать, что он одел».

Этюд  «Золушка»

Ход: педагог пересказывает отрывок из сказки «Золушка». «Добрая Фея помогла Золушке поехать на бал, она подарила Золушке красивое бальное платье. На балу Золушка танцевала с принцем, но когда пробило 12 часов, красивое платье превратилось в старые грязные лохмотья».

Какое настроение было у Золушки на балу сначала? (радость) А потом? (страх). Давайте изобразим Золушку. Девочки будут Золушками, а мальчики принцами.

Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка у Золушки.  Принц улыбается, он танцевал с красивой принцессой (радость), а когда Золушка убежала, принц загрустил (грусть).

Игра «Ветер дует на...» 

Ход игры: «Ветер дует на…»  - начинает игру педагог и уточняет: «Ветер дует на того, на ком одето платье». Все девочки в платьицах собираются в одном конце комнаты. Психолог продолжает: «Ветер дует на того, на ком одеты разноцветные футболки; кто одет в штаны и шорты, кто одет в рубашки и т.д….». Дети, которые относят себя к той или иной группе, собираются вместе.

В конце игры сделать обобщение, по каким признакам мы собирались в группы? Как можно назвать эти предметы, одним словом?

А что мы с вами носим на теле? С какими предметами одежды мы сегодня играли. Какое у вас настроение после игр?

Какая игра больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в старшей группе

Цель:Умение понимать и осознавать  эмоциональное состояние человека (мимика, жесты).Способность проявлять свои чувства.Умение применять силу воли в определенных ситуациях.Уметь слушать товарища и...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...