«Актуальность конспекта занятий по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ (задержка психического развития) в разновозрастной группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье раскрыта актуальность конспекта занятия по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ (задержка психического развития) в разновозрастной группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста. Раскрыта цель, методика проведения занятия, условия, результативность. Данный конспект занятия можно проводить не только в группе компенсирующей направленности, но и в общеобразовательных группах детей дошкольного возраста. Эти игры и этюды может проводить любой педагог и специалист. Ограничений нет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актуальность конспекта занятий по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей с ОВЗ (задержка психического развития) в разновозрастной группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста»
Исследования психологов показывают, что интеллектуальные нарушения развития детей с ОВЗ влекут за собой нарушения обучения и общения детей. Если ребенок постоянно находится в напряжении, не проявляет активности в организованных видах, самостоятельной деятельности, испытывает чувство тревоги, имеет низкую самооценку, то ему сложно научиться чему - либо, и сложно адаптироваться в социуме.
Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы и в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (прежде всего старшими во возрасту), а также стремление взрослых формировать их интеллектуальное развитие. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека.
Важное, значение имеет и тот факт, что в группу компенсирующей направленности приходят дети, у которых в заключении комиссии ПМПК написано задержка психического развития, а потом в результате работы выясняется, что присутствует сопутствующий диагноз РАС (расстройство аутистического спектра)или какие-либо другие. Есть еще вариант развития событий: ребенка направляют с диагностической целью, а выясняется, что у него умственная отсталость и это педагоги узнают, когда родители приносят справку об инвалидности.
Также поводом для разработки конспекта послужили результаты диагностики, поведения детей в группе, жалобы родителей на поведение детей в социуме.
Учитывая всё вышесказанное и результаты диагностики специалистов, а именно учителя-дефектолога, педагога-психолога, были сделаны выводы:
- эмоциональная сфера дошкольников характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей;
- самооценка дошкольников значительно ниже, чем у их ровесников или вовсе отсутствует;
- у детей снижено стремление к успеху, такие дети более остро воспринимают неудачи.
Специалисты, которые сопровождают детей группы, занимаются в индивидуальном порядке. А коммуникацию и эмоционально-волевую сферы эффективнее всего развивать в группе или подгруппе детей. Также литературы по данному вопросу крайне мало, поэтому возникла необходимость разработки занятий, на которых бы решались эти задачи.
Целью данного конспекта является развитие у детей с задержкой психического развития коммуникативных навыков и благополучие эмоционально-волевой сферы игровыми средствами.
Основные задачи:
Развивать способность понимать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека;
Корректировать психоэмоциональное состояние;
Способствовать освоению позитивных форм поведения;
Формировать взаимоотношения детей друг с другом;
Развивать психические процессы.
При разработке конспекта учитывались дидактические принципы, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития
- опора на игровую деятельность
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.
Используемые методические приемы: игровые, практические, словесные, наглядные.
Методическая разработка предназначена для детей разновозрастной группы с ОВЗ (задержкой психического развития). Численность детей, посещающих занятия 5 – 8 человек.
Условия реализации занятий:
- занятия проводятся с подгруппой или группой детей;
- продолжительность занятия не превышает 30 минут (что соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям детей дошкольного возраста).
Занятия проводятся в игровой комнате или в спальне, где обеспечено свободное размещение и передвижение. Каждому ребенку дается возможность проявить себя, быть открытым, не боятся ошибок.
Проводятся 1 раз в неделю во II половине дня
Разработанный конспект занятия соответствуют комплексно - тематическому плану группы компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития.
В течение прошлого года игры проводились по мере необходимости, когда дети капризничали; тревожились, проявляли агрессию и т.д. Но и это давало динамику в общении, и в, целом, улучшался эмоциональный фон. Мы сделали вывод, что для этого нужна система.
На данном этапе разработан конспект занятия, который мы апробировали и получили положительный результат.
Эмоционально-волевая сфера:
- уменьшилось количество нежелательных аффективных реакций детей;
- улучшилось эмоционального состояния;
- частично проявляется способность переживать за свои успехи;
- частично сформированы умения саморегуляции и самоконтроля.
Коммуникативная сфера:
- дети обращают внимание на внешний вид, настроение, успехи сверстников;
- уменьшилось количества конфликтных ситуаций;
- снизилось количества проявлений агрессии.
В перспективе планируется сделать методическую разработку по данной теме на учебный год. Эта работа должна проводиться в системе, в течение всего учебного года.
Имеется материал не только основной, но и дополнительный, чтобы отвечать на возможные вопросы воспитанников. Наглядность соответствует возрасту, уровню развития их пространственного мышления.
Оптимальность подбора дидактических средств оценивается по следующим критериям:
- Соответствие целям и задачам обучения
- Доступность и ясность материалов
- Актуальность и достоверность освещаемых моментов
Данный конспект можно использовать в дошкольных образовательных организациях, в группах не только в группе компенсирующей направленности, но и в общеобразовательных группах детей дошкольного возраста. Эти игры и этюды может проводить любой педагог и специалист. Ограничений нет.
«Одежда»
Задачи:
1.Развитие интереса к партнерам по общению посредством выполнения движений.
2. Помогать научиться концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, учить управлять движениями и контролировать свое поведение посредством вербального и невербального общения.
3. Помочь понять эмоциональное состояние другого человека и показать его.
4. Развивать чувство сплоченности, снятие барьеров в общении через невербальное общение.
Материал на занятие: одежда для кукол на разные сезоны, музыка «Танец Золушки и принца», пиктограмма «Радость», «Грусть», «Страх».
Ход занятия
Игра «В магазине зеркал»
Ход игры: педагог предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражение в зеркалах точно повторяют ее движения.
В роли обезьянки использовать 2 – 3 ребенка по очереди.
Игра «В магазине одежды»
Ход игры: педагог говорит: «Представьте, что мы попали в магазин одежды. Каждый из вас что-то выбрал из одежды и начал примерять. А что? Сейчас узнаем. Водящий должен показать, как он надевает на себя воображаемую одежду, а остальные должны узнать, что он одел».
Этюд «Золушка»
Ход: педагог пересказывает отрывок из сказки «Золушка». «Добрая Фея помогла Золушке поехать на бал, она подарила Золушке красивое бальное платье. На балу Золушка танцевала с принцем, но когда пробило 12 часов, красивое платье превратилось в старые грязные лохмотья».
Какое настроение было у Золушки на балу сначала? (радость) А потом? (страх). Давайте изобразим Золушку. Девочки будут Золушками, а мальчики принцами.
Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка у Золушки. Принц улыбается, он танцевал с красивой принцессой (радость), а когда Золушка убежала, принц загрустил (грусть).
Игра «Ветер дует на...»
Ход игры: «Ветер дует на…» - начинает игру педагог и уточняет: «Ветер дует на того, на ком одето платье». Все девочки в платьицах собираются в одном конце комнаты. Психолог продолжает: «Ветер дует на того, на ком одеты разноцветные футболки; кто одет в штаны и шорты, кто одет в рубашки и т.д….». Дети, которые относят себя к той или иной группе, собираются вместе.
В конце игры сделать обобщение, по каким признакам мы собирались в группы? Как можно назвать эти предметы, одним словом?
А что мы с вами носим на теле? С какими предметами одежды мы сегодня играли. Какое у вас настроение после игр?
Какая игра больше всего понравилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в старшей группе
Цель:Умение понимать и осознавать эмоциональное состояние человека (мимика, жесты).Способность проявлять свои чувства.Умение применять силу воли в определенных ситуациях.Уметь слушать товарища и...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»
Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...
Родительское собрание № 2 разновозрастной группы компенсирующей направленности детей дошкольного возраста «Капелька»
Тема «Вот и стали мы на год взрослее»...
Родительское собрание № 1 разновозрастной группы компенсирующей направленности детей дошкольного возраста «Капелька»
Тема «Будем знакомы»...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков в группе компенсирующей направленности.
лексическая тема: "Насекомые"...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков в группе компенсирующей направленности.
тема "Путешествие по стране эмоций"возраст 5 - 6 лет...
