Нейрокоррекционные игры как элемент логопедического занятия.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье рассматривается актуальность использования нейрокоррекционных игр и упражнений в логопедической практике дошкольных образовательных организаций. Овладение родным языком является ключевым аспектом развития дошкольника, однако, различные факторы могут приводить к речевым нарушениям, требующим коррекционной работы. В условиях реализации ФГОС ДО и законодательных требований к обеспечению равных возможностей для развития детей, поиск эффективных методов коррекции речи становится особенно важным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krivobokova_v.s.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрокоррекционные игры как элемент логопедического занятия.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.Современный ребёнок к 5-ти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки, с выражением читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию, легко воспроизводить многосложные слова.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. На этом фоне у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического восприятия и т.д.

ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка независимо от каких-либо особенностей.

В статье 5 п.5 Федерального закона № 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» указано, что должны быть созданы необходимые условия для коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. В этих условиях использование нейрокоррекционных игр и упражнений как средства повышения эффективности коррекционной работы на логопедическизх занятиях в ДОУ и создания мотивации для воспитанников является важным и актуальным.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии и речевой аппарат не является его исключением. Наша задача как логопедов не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи.

Цель педагога – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом. Чистоговорки нужно согласовывать с движениями тела, пальцев, рук и ног, так как они способствуют развитию речи. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить. Игры с балансирами – не просто веселая игра, при этом тренируется мелкая моторика, сенсорика, в зависимости от материалов, из которых изготовлен балансир. Кроме всего прочего, они развивают у детей ловкость, глазомер, точность движений, умение чувствовать равновесие. Игры с балансирами хорошо использовать в работе с детьми с моторно-тонусными нарушениями. А еще балансиры развивают логику, пространственное мышление и умение размышлять, а также такое ценное качество как достижение поставленной цели.

Внедрение нейрокоррекционных методик в логопедическую практику позволяет создать более эффективную и увлекательную среду для развития речи дошкольников. Использование игр, направленных на стимуляцию моторных навыков, координации и сенсорного восприятия, способствует активизации различных областей головного мозга, что положительно сказывается на формировании речевых навыков. Такой подход позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и создать оптимальные условия для его развития.

Нейрокоррекционные игры и упражнения, применяемые на логопедических занятиях, не только способствуют развитию речи, но и оказывают комплексное воздействие на организм ребенка. Улучшается концентрация внимания, память, мышление, а также формируются навыки саморегуляции. Занятия становятся более интересными и мотивирующими для детей, что повышает их вовлеченность в процесс обучения и способствует более быстрому достижению желаемых результатов.

Практика показывает, что использование нейрокоррекционных методов в логопедической работе значительно улучшает динамику развития речи у детей с различными речевыми нарушениями. Сочетание традиционных логопедических приемов с нейрокоррекционными упражнениями позволяет достичь более стойких и качественных результатов. Дети не только начинают говорить более четко и правильно, но и увереннее используют язык в различных коммуникативных ситуациях.

Таким образом, нейрокоррекционные игры и упражнения являются ценным инструментом в арсенале логопеда, позволяющим сделать коррекционную работу более эффективной, интересной и результативной. Их использование способствует комплексному развитию ребенка и обеспечивает ему равные возможности для полноценного развития и успешной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованные игры, используемые на логопедических занятиях"

Примеры театрализованных иггр, которые можно использовать на логопедических занятиях...

Доклад на тему: Игры-эксперименты на логопедических занятиях.

Доклад на тему:Игры-эксперименты на логопедических занятиях....

Картотека "Игры-эксперименты на логопедических занятиях".

Картотека "Игры-эксперименты на логопедических занятиях"....

Папка-передвижка "Игры-эксперименты на логопедических занятиях".

Папка-передвижка "Игры-эксперименты на логопедических занятиях"....

Интерактивная игра для индивидуального логопедического занятия.

Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. На индивидуальных занятиях я использую презентации с интерактивными развивающими играми, которы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Игры для формирования правильного речевого дыхания....

Формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах через ФЭМП и нейрокоррекционные игры.

Формировать психологичекую сферу безопасного поведения дошкольников на дорогах и на улице, возможно через использования нейропсихологических игр и упражнений. Нейропсихология-это научное  направл...