Дидактическая игра по развитию познавательной сферы «Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

 

Дидактическая игра по развитию познавательной сферы

«Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_rybki.docx650.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района

Санкт – Петербурга

Дидактическая игра по развитию познавательной сферы

«Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».

Составители:

Воробьева Ирина Васильевна

Учитель – дефектолог (олигофренопедагог).

Знатова Полина Юрьевна

Учитель – дефектолог (олигофренопедагог).

Санкт -Петербург

2025 г.

Актуальность: у детей с ОВЗ познавательная активность сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее формировать и развивать. Одним из путей формирования познавательной сферы для детей с ОВЗ является дидактическая игра, которая способствует созданию у детей с ОВЗ положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тотже материал. Дидактическую игру следует рассматривать как особый метод обучения, где идет развитие всех познавательных процессов ( восприятие, внимание, памяти), а также развитие навыков коммуникации, развитию элементарных математических представлений.

Целевая аудитория: дети групп ТМНР, ЗПР, ясли, СПР, общеобразовательные группы.

Цель:

Развитие сенсорных эталонов (цвета, размера), счета и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  2. Бережное отн
  3. Воспитывать интерес к совместной деятельности в игре.

Коррекционно – развивающие:

1. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Коррекция и развитие тактильных ощущений.

3. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики кистей рук.

4. Коррекция эмоционально – волевой сферы.

5. Формирование представлений об основных цветах ( красный, синий, желтый, зеленый).

6. Развитие восприятия размеров объектов (большой и маленький).

7. Совершенствование умения считать предметы в пределах пяти.

8. Активизация речи ребенка посредством взаимодействия с педагогом и сверстниками.

9. Повышение уровня внимания и концентрации.

Воспитательные:

  1. Бережное отношение к живой и неживой природе.

Материалы и оборудование:

- Фетровые рыбки разного цвета и размера (красные, синие, зеленые, большие и маленькие) и различного наполнения (крупы, шуршащая бумага, мягкий наполнитель и т.д.);

- Сенсорная коробка (пруд) ;

- Рис голубого цвета;

- Игрушечные водоросли, камешки, ракушки для украшения пруда;

- Карточки с цифрами от 1 до 5;

-Удочки четырех основных цветов;

-Бытовые мелочи ( ведра или корзинки четырех цветов (расный синий, жёлтый, зеленый) и разных по размеру (Большой и маленький);

-Игрушки: кошка и котенок;

- Отрез нетканого полотна голубого цвета.

Картотека игр

  1. Игра «Знакомство с рыбками».

Привлечение интереса и создание игровой мотивации.

Педагог приглашает детей на занятие и рассказывает о волшебных рыбках, живущих в подводном царстве. Вместе дети рассматривают разноцветных рыбок и называют их цвета и размеры.

Примеры вопросов и заданий:

- Посмотрите внимательно, какого цвета эта рыбка?

- Покажите самую большую рыбку!

- Найдите маленькую синюю рыбку!

#1048;гра: «Собери семью рыбок»

Формировать понятие величины «большой – маленький».

Детям / или ребенку предлагается распределить рыбок по семействам, учитывая размер каждой рыбы. Например, большие рыбки собираются вместе, а маленькие рыбки отдельно.

3. Игра : «Подводный мир»

знакомство с цветами и размерами.

Педагог показывает ребенку ведра разных цветов (например, синий, зелёный, красный, желтый). Затем ребёнок ловит рыбку определённого цвета и помещает её в соответствующее ведро.

2. Далее педагог добавляет элемент усложнения: предлагает расположить сначала больших рыбок, потом маленьких.

4. Игра : «Сколько рыбок поймал котенок?»

формирование понятия количества, счета до пяти.

1. Ребёнок получает комплект фетровых рыбок разного цвета и размера.

2. Учитель даёт инструкцию типа: «Давай положим одну рыбку в ведерко номер один, две рыбки в ведерко номер два и так далее».

5. Игра: «Посчитаем рыбок»

Педагог выкладывает карточки с цифрами и просит детей посчитать количество рыбок каждого цвета. После правильного подсчета дети кладут соответствующую карточку рядом с группой рыбок.

6. Игра: «Дружба цветов»

развитие коммуникативного потенциала и улучшение координации движений.

1. Каждый ребёнок держит в руках рыбку определенного цвета.

2. По команде педагога («Синяя рыбка нашла друга») дети находят партнёра с таким же цветом рыбки и соединяют руки, имитируя дружбу.

3. Можно разнообразить игру элементами хоровода или музыки.

7. Игра: «Кто быстрее?»

стимулирование скорости реакции и улучшения зрительного восприятия.

1. Все дети садятся в круг, каждому выдаётся рыбка.

2. Ведущий называет определенный признак (цвет, размер) и тот участник, чья рыбка соответствует данному признаку, быстро поднимает руку вверх.

3. Побеждают самые быстрые игроки, выигрывающие получают поощрения (наклейки, аплодисменты).

8. Игра : «Ищем сокровища».

работа над координацией действий и развитием мелкой моторики рук.

1. На полу раскладываются отрез нетканого материала голубого цвета и небольшие препятствия (игровые камни, кубики), среди которых спрятаны фетровые рыбки.

2. Задача ребёнка состоит в том, чтобы аккуратно обойти преграды и найти рыбку нужного цвета или размера.

3. Победители определяются по количеству найденных правильных рыбок.

Рефлексия:

- Дети активно участвуют в играх, используют названия цветов, размера и цифр.

- Ребенок способен самостоятельно выбрать нужную рыбку нужного цвета и размера.

- Улучшается внимание и концентрация, повышается интерес к совместному взаимодействии.

-Улучшаются коммуникативные навыки.

Эти игровые упражнения способствуют формированию важных сенсорных навыков, помогают детям легче воспринимать окружающее пространство и общаться друг с другом, развивая базовые когнитивные процессы.

Таким образом, игра «Рыбки-волшебницы» позволяет комплексно развивать познавательную сферу и коммуникативные навыки у дошкольников с ОВЗ в увлекательной форме.

Дидактическая игра по развитию познавательной сферы

«Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей

реферат на тему Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности у дошкольников

статья о развивающем потенциале дидактических игр и их влияние на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития познавательного интереса по теме «Волшебница вода»

Цель: через дидактическую игру закрепить знания о видах водоемов, животном, растительном мире, охране водоемов. Задачи: * Развитие познавательного интереса к природе через дидактическую игру;* Ра...

Дидактические игры на развитие познавательных процессов

Дидактические игры на развитие познавательных процессов...

Игровое пособие "Цветик - семицветик" (дидактические игры на развитие познавательных способностей и на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Работая с детьми с ОВЗ можно с...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА «Дидактические игры в обучении детей основам математике. Форма. Цвет. Размер».

Тема самообразования, цель, задачи.Тема:«Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Формировать количественное и пространственное представление и полноценно развивать ре...