Дидактическая игра по развитию познавательной сферы «Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике
![]()
![]()
Дидактическая игра по развитию познавательной сферы
«Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 650.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт – Петербурга
Дидактическая игра по развитию познавательной сферы
«Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».
Составители:
Воробьева Ирина Васильевна
Учитель – дефектолог (олигофренопедагог).
Знатова Полина Юрьевна
Учитель – дефектолог (олигофренопедагог).
Санкт -Петербург
2025 г.
Актуальность: у детей с ОВЗ познавательная активность сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее формировать и развивать. Одним из путей формирования познавательной сферы для детей с ОВЗ является дидактическая игра, которая способствует созданию у детей с ОВЗ положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тотже материал. Дидактическую игру следует рассматривать как особый метод обучения, где идет развитие всех познавательных процессов ( восприятие, внимание, памяти), а также развитие навыков коммуникации, развитию элементарных математических представлений.
Целевая аудитория: дети групп ТМНР, ЗПР, ясли, СПР, общеобразовательные группы.
Цель:
Развитие сенсорных эталонов (цвета, размера), счета и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
Образовательные:
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
- Бережное отн
- Воспитывать интерес к совместной деятельности в игре.
Коррекционно – развивающие:
1. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Коррекция и развитие тактильных ощущений.
3. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики кистей рук.
4. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
5. Формирование представлений об основных цветах ( красный, синий, желтый, зеленый).
6. Развитие восприятия размеров объектов (большой и маленький).
7. Совершенствование умения считать предметы в пределах пяти.
8. Активизация речи ребенка посредством взаимодействия с педагогом и сверстниками.
9. Повышение уровня внимания и концентрации.
Воспитательные:
- Бережное отношение к живой и неживой природе.
Материалы и оборудование:
- Фетровые рыбки разного цвета и размера (красные, синие, зеленые, большие и маленькие) и различного наполнения (крупы, шуршащая бумага, мягкий наполнитель и т.д.);
- Сенсорная коробка (пруд) ;
- Рис голубого цвета;
- Игрушечные водоросли, камешки, ракушки для украшения пруда;
- Карточки с цифрами от 1 до 5;
-Удочки четырех основных цветов;
-Бытовые мелочи ( ведра или корзинки четырех цветов (расный синий, жёлтый, зеленый) и разных по размеру (Большой и маленький);
-Игрушки: кошка и котенок;
- Отрез нетканого полотна голубого цвета.
Картотека игр
- Игра «Знакомство с рыбками».
Привлечение интереса и создание игровой мотивации.
Педагог приглашает детей на занятие и рассказывает о волшебных рыбках, живущих в подводном царстве. Вместе дети рассматривают разноцветных рыбок и называют их цвета и размеры.
Примеры вопросов и заданий:
- Посмотрите внимательно, какого цвета эта рыбка?
- Покажите самую большую рыбку!
- Найдите маленькую синюю рыбку!
#1048;гра: «Собери семью рыбок»
Формировать понятие величины «большой – маленький».
Детям / или ребенку предлагается распределить рыбок по семействам, учитывая размер каждой рыбы. Например, большие рыбки собираются вместе, а маленькие рыбки отдельно.
3. Игра : «Подводный мир»
знакомство с цветами и размерами.
Педагог показывает ребенку ведра разных цветов (например, синий, зелёный, красный, желтый). Затем ребёнок ловит рыбку определённого цвета и помещает её в соответствующее ведро.
2. Далее педагог добавляет элемент усложнения: предлагает расположить сначала больших рыбок, потом маленьких.
4. Игра : «Сколько рыбок поймал котенок?»
формирование понятия количества, счета до пяти.
1. Ребёнок получает комплект фетровых рыбок разного цвета и размера.
2. Учитель даёт инструкцию типа: «Давай положим одну рыбку в ведерко номер один, две рыбки в ведерко номер два и так далее».
5. Игра: «Посчитаем рыбок»
Педагог выкладывает карточки с цифрами и просит детей посчитать количество рыбок каждого цвета. После правильного подсчета дети кладут соответствующую карточку рядом с группой рыбок.
6. Игра: «Дружба цветов»
развитие коммуникативного потенциала и улучшение координации движений.
1. Каждый ребёнок держит в руках рыбку определенного цвета.
2. По команде педагога («Синяя рыбка нашла друга») дети находят партнёра с таким же цветом рыбки и соединяют руки, имитируя дружбу.
3. Можно разнообразить игру элементами хоровода или музыки.
7. Игра: «Кто быстрее?»
стимулирование скорости реакции и улучшения зрительного восприятия.
1. Все дети садятся в круг, каждому выдаётся рыбка.
2. Ведущий называет определенный признак (цвет, размер) и тот участник, чья рыбка соответствует данному признаку, быстро поднимает руку вверх.
3. Побеждают самые быстрые игроки, выигрывающие получают поощрения (наклейки, аплодисменты).
8. Игра : «Ищем сокровища».
работа над координацией действий и развитием мелкой моторики рук.
1. На полу раскладываются отрез нетканого материала голубого цвета и небольшие препятствия (игровые камни, кубики), среди которых спрятаны фетровые рыбки.
2. Задача ребёнка состоит в том, чтобы аккуратно обойти преграды и найти рыбку нужного цвета или размера.
3. Победители определяются по количеству найденных правильных рыбок.
Рефлексия:
- Дети активно участвуют в играх, используют названия цветов, размера и цифр.
- Ребенок способен самостоятельно выбрать нужную рыбку нужного цвета и размера.
- Улучшается внимание и концентрация, повышается интерес к совместному взаимодействии.
-Улучшаются коммуникативные навыки.
Эти игровые упражнения способствуют формированию важных сенсорных навыков, помогают детям легче воспринимать окружающее пространство и общаться друг с другом, развивая базовые когнитивные процессы.
Таким образом, игра «Рыбки-волшебницы» позволяет комплексно развивать познавательную сферу и коммуникативные навыки у дошкольников с ОВЗ в увлекательной форме.
Дидактическая игра по развитию познавательной сферы
«Рыбки – волшебницы: цвет, размер, счет, речь, коммуникация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей
реферат на тему Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"
Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности у дошкольников
статья о развивающем потенциале дидактических игр и их влияние на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития познавательного интереса по теме «Волшебница вода»
Цель: через дидактическую игру закрепить знания о видах водоемов, животном, растительном мире, охране водоемов. Задачи: * Развитие познавательного интереса к природе через дидактическую игру;* Ра...

Дидактические игры на развитие познавательных процессов
Дидактические игры на развитие познавательных процессов...

Игровое пособие "Цветик - семицветик" (дидактические игры на развитие познавательных способностей и на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа)
Актуальность: с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Работая с детьми с ОВЗ можно с...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА «Дидактические игры в обучении детей основам математике. Форма. Цвет. Размер».
Тема самообразования, цель, задачи.Тема:«Дидактические игры в обучении детей основам математики».Цель: Формировать количественное и пространственное представление и полноценно развивать ре...