Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Берсенева Марина Константиновна

  Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zv.k-g.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Берсенева М. К. Учитель-логопед ГДОУ д/с № !35  г. Санкт-Петербург

__________________________________________________________________________

30 марта, 2011 Конспект занятия.

Тема: Дифференциация звуков [к]-[г].  Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

          (Подготовительная к школе группа)

Цели:

  • Сравнение и характеристика  звуков.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков чёткого различения звуков [к]-[г] в слогах, словах и  предложениях.
  • Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «гармонь».  
  • Подбор родственных слов.
  • Проговаривание слов сложной слоговой структуры.
  • Составление предложений с предлогом «на» по схеме.
  • Развитие памяти, внимания, мышления.
  • Развитие общей моторики.

Оборудование: символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором фишек; мяч; предметные картинки со звуками [к]-[г]: кости, гости, игра, икра, медведь гармонист, лиса гармонистка; раздаточный материал  для составления звуковых схем; графическая схема предложения, набор макетов цветов с цифрами..

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Повторение гласных звуков (предлагаются схематичные рисунки символов звуков [а], [у],  [о], [и], [ы], [э])

Упражнение «Незабывайка»:

Вспомните слова, где:  

  • гласный звук [у] находиться в середине;
  • звук [а] находится в конце слова;
  • в слове находится два любых гласных звука.

2. Повторение пройденного материала.

Характеристика согласных звуков.

Показываются символы.  

Логопед: « Какими бывают согласные звуки?» (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).  

Игра « Волшебный мешочек». В мешочке   фишки зелёного и синего цветовых оттенков с неровными краями. Когда ребёнок опускает туда руку, происходит непроизвольный массаж подушечек пальцев. Ребёнок достаёт фишку и придумывает слово на звук, данного цвета.

Логопед: « Какого цвета фишка? Какой согласный звук обозначает фишка этого цвета?

Придумай слово, где заданный звук находится в начале слова».  

3.Знакомство с новым материалом.  

Логопед: «Дети, послушайте слова»

Логопед воспроизводит ряд из слов со звуком [к]: конфета, лук, молоко. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах. Далее воспроизводится ряд из слов со звуком [г]: гантели, гусь, магазин. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах.

Озвучивается тема занятия: «Будем учиться сравнивать и правильно произносить звуки [к]-[г]». На наборном полотне располагаются символы звуков.

Детям предлагается произнести звуки и отличить их по звонкости и глухости, путём прикладывания ладони к горлышку и  дать характеристику звуков.

Логопед: «Чётко произнесите звуки [к]-[г]» Каждый из детей индивидуально проговаривает звуки.

Речевая зарядка.

Логопед: «Чётко произнесите слоги, передавая мяч друг другу по цепочке.

Словарный материал: ка-га-ка, ку-гу-ку, ко-го-ко, кэ-гэ-кэ. Каждый из детей индивидуально проговаривает слоговые ряды.

Различение звуков на слух в словах

Игра «Слуховички».

Логопед: « Послушайте звуки в словах» Даётся инструкция.  

Символы звуков располагаются слева и справа от ладошек. Ладошки ставятся ребром. Если ребёнок слышит слог со звуком [к], то закрывает ладошкой соответствующий символ и наоборот.

Предлагаются слова: гараж, курица, гантели, нога, сок, виноград, веник.

Игра «Измени слово»  Детям предлагается изменить в словах звук [к ] на звук [г], игра с мячом.

Словарный материал.

Кол-гол

Котлеты-галеты

Кора-гора

Куст-густ

Кол-гол

Икра-игра

Кости-гости

Горка-корка

Упражнение «Повторялки» Детям предлагается произнести слова парами, сначала слова произносит логопед, а затем дети (хоровое проговаривание). Уточняется значение каждого слова. Слова: икра-игра, кости-гости

Различение звуков на слух в предложениях.

Упражнение «Шутки». Детям предлагается послушать предложение и найти ошибки.

Предложения.

К Кате пришли кости (гости).

Наш Бобик грызёт гости (кости).

У Кости интересная икра (игра).

У Кати вкусная игра (икра).

Логопед:  

«Шутки все мы рассказали

Очень сильно мы устали».

4.Физкультминутка (речь с движениями).

 «На полянке дом стоит,

Но, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

В этот дом всех приглашаем.

В доме стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка.

Два бочонка под столом,

Вот такой мы видим дом.

Мишка в домике сидит

На гармони он играет,

В гости нас он приглашает».

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

5.Звуковой анализ слова «гармонь».

Выставляется картинка.  Определяется значение слова (гармонь – это музыкальный инструмент).

Предлагается вспомнить правило об определении количества слогов в слове, а затем выбрать из предложенных схем, подходящую к слову «гармонь».

Затем дети отхлопывают слоги, называют первый слог, выкладывают схему слога «гар», называют второй слог, выкладывают второй слог «монь», называют все звуки по порядку в слове «гармонь» Логопед предлагает назвать только гласные звуки, назвать только согласные звуки, назвать первый, второй, третий, четвёртый пятый и шестой звуки.

Игра «Пчёлка».

Логопед: « Помогите пчёлке собрать нектар».

Дети выбирают цветочки с цифрой, вспоминают какой по  счёту данный звук. Выстраиваются в цепочку и, каждый из детей называет свой звук, а затем на каждый звук делают шаг. Таким образом, каждый ребёнок называет все звуки в слове по порядку, отшагивая каждый звук.

Логопед: «Какой звук стоит между звуками [м], [о]?»

«Какой звук стоит перед звуком [а]?»

«Какой звук стоит за звуком [о]?»

Составление предложений по вопросам.  

Выставляются картинки мишки-гармониста и лисы-гармонистки

Логопед: «Если мишка играет на гармони, то он кто?» (слово «гармонист» дети отхлопывают по слогам)

Логопед: «Если лиса играет на гармони, то она кто ?» ( слово «гармонистка» дети отхлопывают по слогам)

Логопед: «Гармонист и гармонистка – это профессии музыкантов»

Логопед: «Скажи про себя, я ……».

Дети: «Я гармонист, я гармонистка».

Логопед: «Составьте  предложения из четырёх слов со словами  «гармонистка», «гармонисты» и с предлогом «на» по схеме.

На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.

Дети составляют предложения по схеме из четырёх слов.

Логопед: «Какое у  гармонистки настроение?» (весёлое, радостное)

Логопед: «Составьте предложение из пяти слов.

Дети составляют предложения по схеме из пяти слов.

Дети: «Весёлая гармонистка играет на гармони».

Логопед: «Назовите слова со звуками [к ], [г] в предложении.

6.Подведение итогов занятия. 

Логопед: «Какие звуки учили? Чем они отличаются?»

Логопед: « Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:·        уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;·        отработать отчетливое произ...