Творческая работа "Мое педагогическое кредо"
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Данная творческая работа была подготовлена на республиканский конкурс дефектологов. В ней раскрывается работа по развитию фонематического восприятия с помощью специальных символов рекомендованых Т. А. Ткаченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pedagogicheskoe_kredo.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

3

Введение

         Знаете ли вы профессию, в которой сочеталось бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии? Думаю, что все эти качества являются необходимыми составляющими личности дефектолога.      

         О гордости за свое дело хочется рассказать.

         Я работаю учителем-логопедом……. Занимаюсь с детьми средней, старшей, подготовительной к школе группе с 1995 года.

        Когда я пришла работать логопедом, мой кабинет был совершенно пуст, а сейчас в нем масса разнообразных пособий, таблиц, игр, картотека, большая часть которых сделана своими руками. К этому же я призываю и родителей:  делать что-то для детей, вместе с детьми.

       С дошкольниками всегда очень интересно. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение. Они слушают каждое твое слово и фразу… А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться. Катя сегодня опять мне расскажет что-то новенькое, о чем ей читает мама в интересных книжках. А Игорек сама скромность. Ни слова не скажет на отвлеченную тему. И только в конце занятия – радостная улыбка и сияющие глаза в ответ на слова: Игорек, ты молодец!

        Сознание того, что дети пришли к тебе с множественными речевыми (и не только) нарушениями, а ушли с чистой речью, что они (хочется верить) полюбили родной русский язык, что знания, умения, навыки, полученные у тебя, помогут, в обучении в школе и вообще в жизни.

        Я не считаю, количество детей, которым помогла, но всегда приятно слышать от своих выпускников, которые сейчас уже выросли: здравствуйте Ирина Аркадьевна! Друзья у них интересуются: Это кто? – Это мой логопед отвечают они.

 

4

         Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач государства является обеспечение каждому ребенку право на жизнь, здоровье, образование, труд, на свою индивидуальность.

     Быть человеком – это значит не только быть таким, как все: владеть всем, чем владеют другие. Но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

        Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справиться ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудноустранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.

         Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

          Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.

          Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

       

5

 Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

         Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

         Учитель-логопед, работая в детском саду, особое внимание уделяет пропедевтике дисграфий (стойких специфических ошибок при письме).

обучению детей 4-летнего возраста навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма.        Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристиках.

         Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при подготовке детей к обучению грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

         Одним из таких средств являются специальные символы гласных и согласных звуков, которые позволяют детям с речевым недоразвитием уже в 4-летнем возрасте усваивать навыки звукового анализа.

         При работе с 4-летними детьми во всех логопедических группах наряду с занятиями по формированию лексико - грамматических представлений и развитию связной речи непременно ведется работа по совершенствованию фонетической стороны речи. В задачи занятий данного профиля входят: развитие фонематического восприятия и формирование правильного произношения, в том числе слоговой, интонационной, ритмической

6

структуры речи, а также ее голосовой, темповой, силовой и тембровой окраски.

         Для работы на групповых занятиях можно выделить те задачи, в чем, безусловно нуждается каждый дошкольник с нарушением речи, несмотря на его индивидуальные особенности, а именно: развитие фонематического восприятия и уточнение произношения на материале правильно произносимых звуков. Остальные указанные параметры фонетической стороны речи в силу их значительной вариативности для каждого ребенка-логопата корригируются на индивидуальных логопедических занятиях.

         Из всего сказанного можно сделать вывод – для того чтобы  у детей с ОНР была возможность успешно овладеть навыками письма и чтения, необходима большая специализированная помощь по коррекции речи и всех психомоторных функций ребенка еще в дошкольном возрасте.

       Ожидаемый результат:

       Работа по данной теме позволит расширить поле готовности детей к обучению грамоте, за счет раннего овладения навыками звукового анализа.

7

 Глава 1. Теоретические основы подготовки дошкольников к обучению грамоте

1.1. Роль фонематического восприятия при обучении ребенка грамоте

       Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

        Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

         Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а так же несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

         Для того чтобы грамотно писать,  ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

         Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели). К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.

         То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

          В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

       

8

        Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). 

         Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово. Но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

        К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Хвачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы входящие в его состав).

        Далее фонематическое  развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

        В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают  своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

       Но, с другой стороны, даже правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.    Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

     

9

     Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное роизношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

1.2. Взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения по формированию предпосылок готовности к овладению письменной речью

       Каждый специалист ДОУ решает свои программные задачи, а деятельность всех специалистов в единой образовательной среде должна преследовать общую цель – подготовку детей к обучению в школе и их социализацию.

        Успешное овладение чтением и письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей слуховых, зрительно-пространственных и двигательных функций, устной речи и языковых навыков, мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения, составляющих необходимые предпосылки готовности к овладению письменной речью.

        Главная цель организации взаимодействия с целью формирования готовности дошкольников к овладению письменной речью – использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, преодолеть разобщенность в их работе, т.е. организовать комплексный подход к подготовке детей к овладению грамотой.

        Программу по формированию слуховых функций (неречевого и речевого слуха) обсуждают и разрабатывают логопед, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, логопед.

         Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре развивают слуховое внимание и сосредоточение (воспитатель в играх типа «Что шумит?» учит детей отгадывать, каким предметом  

10

произведен звук: ложкой, бумагой, стулом, мячом и др.; музыкальный руководитель учит детей определять, какой музыкальный инструмент или какая  игрушка звучит; воспитатель по физической культуре решает поставленные задачи в заданиях «Если хлопну в ладоши, вы должны побежать; если топну, должны идти шагом и т.п.). Также они учат определять направление звука, различать его силу и громкость (игры «Что звучит громче? Тише?», у какого инструмента  самый высокий голосок?» и др. логопед и музыкальный руководитель учат воспроизводить ритм, развивать слуховую память («Послушай, как я постучу, а когда я закончу, постучи точно так же»; « Послушай внимательно – сейчас я постучу два раза. Попробуй определить, когда я стукну больше раз; «Музыкальное эхо» - взрослый ударяет по ударному инструменту, ребенок в этом же ритме должен повторить услышанное. И т.п.).

        Логопед формирует фонематическое восприятие и корригирует его недостатки; воспитатель закрепляет навыки дифференциации звуков речи, включая задания логопеда в свои занятия (например, при смене деятельности на занятиях ручным трудом: «Отвернись,  послушай и повтори: па-ба-па, ка-га-га»; «Слушай звуки, которые я произношу, подними  светофорчик (символ), когда услышишь звук И» и т.п.), в деятельность на прогулке, в режимные моменты. Логопед, психолог, воспитатель и музыкальный руководитель развивают у детей слухоречевую память в процессе реализации программных задач (например, учат повторять различные по сложности предложения).

               Программу по формированию зрительно-пространственных функций разрабатывают психолог, логопед, воспитатель и воспитатель по физической культуре.

         Задачи по формированию умения узнавать предмет, его цвет, форму и величину в неречевом (без названия только подбором картинок и т.п.) и  речевом плане включаются в занятия каждого специалиста. Развитие

11

зрительного анализа предметов (умение узнавать недорисованные предметы, перечеркнутые изображения, предметы по их контурам,  выделять предметные изображения, наложенные друг на друга, определять, что неправильно нарисовал художник) психолог осуществляет на специальных занятиях; воспитатель на занятиях по рисованию, в свободное время; логопед – во время оргмоментов, минут отдыха на занятиях и т.д. задачи развития способности ориентироваться в собственном теле решают все специалисты на занятиях. В свободном общении с детьми.

         Программу формирования двигательных функций (общей, артикуляционной, произвольной мимической и тонкой ручной моторики) разрабатывают логопед, воспитатель, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель.

        Основную роль в развитии двигательной памяти, переключаемости с одного движения на другое и самоконтроля при выполнении движений, произвольного торможения движений, статической и динамической координации, двигательного внимания, темпа, пространственной организации движений играют воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель. Воспитатели развивают вышеперечисленные навыки на занятиях и в свободное время в ходе специальных игр.

         Развитие у детей объема и качества движений губ, нижней челюсти, мышц щек, языка и мягкого неба, мышц лба, глаз осуществляет логопед. Воспитатель, музыкальный руководитель могут включать в работу задания на выполнение определенных движений: вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть губы в улыбке и т.д. Логопеду важно обучить членов команды проведению артикуляционной и мимической гимнастики.

        Развитие мелкой ручной моторики осуществляют все специалисты. Особенно эффективно ручная моторика развивается на занятиях воспитателя (рисование, лепка, аппликация).

12

        Работу по формированию устной речи (просодической стороны, звукопроизношения, словарного запаса, грамматики и связной речи, навыков языкового анализа и синтеза) координирует логопед. Команду составляют логопед, воспитатель и музыкальный руководитель.

        Формирование дыхательной функции, темпоритмической организации речи, голоса осуществляется логопедом. Воспитатель и музыкальный руководитель включают в занятия специальные игры, упражнения по развитию просодики. Формированию данной стороны речи воспитателем и музыкальным руководителем должна предшествовать работа логопеда по разъяснению того, что является нормой физиологического и речевого дыхания и т. д.

        Звукопроизносительная сторона речи формируется логопедом. Функция остальных специалистов – закрепление и автоматизация правильного произношения звуков.

       Логопед и воспитатель достигают целей пополнения словарного запаса, понимания детьми слов, имеющих абстрактное значение, способности ориентироваться в словах одного семантического поля, а также употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности в процессе решения программных задач. Музыкальный руководитель развивает перечисленные навыки, включая задания, игры и упражнения, подобранные логопедом, в занятия, в сценарии утренников.

       Целью развития грамматики и связной речи является развитие у детей навыка использования в свободной речи правильных грамматических форм; составления рассказов, соответствующих ситуации и организованных в правильной последовательности. Для этого специалисты  формируют у детей навык словоизменения, словообразования, синтаксиса.

       Логопед достигает обозначенной цели в процессе решения программных задач, воспитатель - с помощью специальных приемов работы с детьми.

 

13

     Программные задачи, решаемые логопедом, включают формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза. Воспитатель и музыкальный руководитель закрепляют данные навыки (выделение первого звука в слове, определение согласного звука и т.д.).

       Программу по развитию мыслительной деятельности обсуждают и разрабатывают психолог, логопед, воспитатель. Формирование эмоционально-личностной готовности детей к обучению в школе обсуждают и разрабатывают все члены педагогического коллектива с участием родителей.

        Ведущую роль при этом играет психолог, который рекомендует всем специалистам специальные игры, задания, упражнения, позволяющие развивать и корригировать данные предпосылки готовности к овладению чтением и письмом.

1.3. Специальные символы гласных и согласных звуков

      В своей практической деятельности я учитываю тезис о необходимости раннего начала коррекционно – воспитательной работы с детьми имеющими отклонения в развитии.  

     В современной методической литературе эта проблема применительно к столь раннему возрасту освещена недостаточно. Она становится актуальной с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты (по разным причинам) необходимы эффективные вспомогательные средства. Формирование навыков звукового анализа в средней группе детского сада предусмотрено только в самых элементарных формах. Однако я в своей работе опираюсь на мнение лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наиболее высокой «звуковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.        

 Я убедилась на практике в возможности усвоения навыков звукового анализа детьми уже в 4-летнем возрасте посещающими логопедическую

14

группу и имеющими, как правило, общее недоразвитие речи. Обучение звуковому анализу я попыталась превратить в интересную и в то же время результативную игру, используя специальные символы гласных и согласных звуков

        За основу своей работы я взяла практические рекомендации известного московского логопеда-практика Татьяны Александровны Ткаченко по обучению детей 4-летнего возраста навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма.

        Предположив, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в–третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и, в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом  варианте.

         Подбор символики для малышей – задача непростая, так как в возрасте 4 лет мышление ребенка слишком конкретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимаемых предметах и объектах.

        В то же время сопоставление, анализ, перенос образов, отвлечение и прочие операции мышления, необходимые для восприятия и усвоения ребенком любых условных обозначений, находится еще в стадии формирования.

        Дошкольникам указанного возраста доступна далеко  не всякая символика. Так, условные обозначения в виде стрелок, сложных

15

геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не воспринимаются детьми 4 лет.

        В своей работе я использую такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. При выборе логических связей учитываются возрастные и речевые особенности детей дошкольного возраста, а также своеобразие их внимания, восприятия, памяти.

       Сознавая, что использование символики является промежуточным звеном между этапом совершенствования фонематического восприятия, а также звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, условные обозначения увязываются с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие – для согласных)

        Такой подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по этим (гласные – согласные) существенным признакам и перекликается с привычными для специалистов схемами. Однако в традиционных схемах это просто квадратики, а в нашем же случае – каждый зрительный символ вызывает прямую анологию со звуком ( в отличие от буквы!).

       Известно, что формирование навыков звукового анализа, то есть операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

        При выборе условных обозначений для гласных звуков в большей степени опираемся на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирается анология, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

         Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми геометрическими формами. (

16

Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы – нижней половинкой круга. Звук Э не используется.)

          Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки – одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных в добукварный период обучения грамоте.

         Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

         Одноцветные картинки-символы вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках-символах.

         Выбор цвета не случаен. У всех символов согласных звуков он синий, чтобы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.

17

Глава 2.   Содержание педагогической деятельности  учителя-логопеда

2.1. Логопедическое изучение детей с общим недоразвитием речи

         Работая с детьми 4-летнего возраста имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня, как показывает опыт, требуется тщательное обследование и поиск наиболее эффективных путей коррекционно-логопедической работы.

         При обследовании детей я учитываю уровень развития их пассивного и активного словаря, состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Логопедическое изучение состоит из двух этапов: подготовительного и основного.

         На подготовительном этапе анализирую анамнестические данные, зафиксированные в медицинских картах, документацию воспитателей, индивидуальные беседы с родителями о раннем речевом развитии ребенка, вводную беседу с ребенком.

        На основном этапе  изучаю речевое и общее развитие ребенка.

        Логопедическое обследование с целью выявления особенностей речи провожу с использованием традиционных методов и приемов индивидуально с каждым ребенком. Изучение речи осуществляется по четырем сериям заданий: первая серия направлена  на изучение понимания предметного и глагольного словаря, предложных конструкций; вторая серия – на исследование слухового внимания и фонематического восприятия, третья серия – на изучение уровня развития экспрессивной речи  (наличие фразовой речи, состояние сформированности грамматического строя речи); задания четвертой серии направлены на исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения.

18

Рис. 1. Этапы логопедического обследования.

           Результаты обследования детей группы, показывают, что      речеслуховой анализатор, т.е. речевой слух у детей сформирован недостаточно. Работа речедвигательного анализатора нарушена, имеются различные причины для нарушения его работы. Наблюдается сниженная и слуховая память, причем зрительная память развита лучше, чем слуховая. Дети расторможены, нарушена моторика как общая, так и мелкая. Уровень развития устной речи не соответствует возрастным нормам: словарь беден, имеются значительные нарушения грамматического строя речи, нарушена слоговая структура слова, звуконаполняемость.

19

        Навыки звукового анализа у детей данной категории в еще большей степени, чем у нормально говорящих сверстников, должны формироваться на основе развитого фонематического восприятия. Зачастую в группу поступают дети, фонематическое восприятие которых приходиться развивать, начиная буквально с нулевого порога.

         Правильно проведенное логопедическое обследование позволяет:

  • Дать точное и полное заключение;
  • Установить степень выраженности нарушения,
  • Выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность;
  • Определить относительно сохранные функции и процессы;
  • Выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

         Обследование ребенка, даже самое придирчивое и подробное, проводится не для «вынесения приговора», а для тог, чтобы, вскрыв все имеющиеся у ребенка проблемы, грамотно, системно и результативно их решать.

2.2. Организация сотрудничества с родителями

         Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями. Работая логопедом более 13 лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

        Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи  начинают приносить ему

20

немало огорчений. Сверстники  высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться  участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В  такой ситуации критические замечания и требования  говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения  Я говорю родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъясняю и показываю им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркиваю полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

В работе я использую разнообразные формы:

  • родительские собрания;
  • просмотры фронтальных  и индивидуальных занятий;
  • речевые праздники;
  • индивидуальные консультации;
  • занятия-практикумы;
  • организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

        Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Где я обозначаю, цели и задачи совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий (ежедневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется

21

на важности участия родителей и значимости их помощи. До сведения родителей довожу результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Объясняю, что недостатки речи индивидуальны.  Далее провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это нелегко. В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты. После собрания предлагаю посмотреть книги, изучение которых может помочь родителям в данной проблеме.

        Аналогичные собрания провожу в течение учебного года в январе и мае. На каждом из них подвожу итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и тех родителей, которые занимаются с ними. В мае даю рекомендации на летний период.

       В работе широко использую вспомогательные средства:

  • специальный «логопедический уголок»;
  • информационный стенд;
  • тематические выставки книг.

        Для удобства родителей 1 раз в неделю работаю в вечернее время. Взрослые приходят на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над, чем еще поработать.

        Положительные результаты совместной работы радует и детей, и конечно их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают  посильную помощь. Родительский авторитет и совместная деятельность приносят хорошие результаты.

2.3. Работа, проводимая  по подготовке детей 4 лет к обучению грамоте

       С самого начала учебного года, после тщательного логопедического обследования, с детьми провожу индивидуальную работу.

22

Рис. 2 Работа на индивидуальных занятиях

         Если через 4 месяца индивидуальной работы всем детям группы удается достичь достаточного уровня фонетико-фонематической готовности к фронтальному обучению, то, начиная с января, можно проводить групповые занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием  символов гласных и согласных звуков. Звуки, изучаемые на групповых занятиях, должны быть только легко и правильно произносимыми. Такие, как звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на четкие слуховые и кинестетические ощущения. Эти звуки произносятся детьми, как правило, без искажений, но недостаточно отчетливо.

         Дополнительно к зрительному, используется жестовый символ. Для того чтобы детям было интереснее, и они быстрее запомнили символ, я составила небольшие четверостишия для согласных звуков, которые можно

23

прочитать при знакомстве с символом, а позже выучить дома или в детском саду.

       Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест, сопровождающийся четверостишием, и одновременно  многократно повторяет соответствующий звук, он  подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создает дополнительную опору восприятию.

         Жестовый символ в сочетании со зрительным создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.

Рис. 3 Комплексное воздействие различных ощущений на фонематические представления

 

24

       Тематическая последовательность изучения звуков несколько отличается от предлагаемой в специальной литературе (Г.А. Каше, Е.В. Колесникова, Н.С. Варенцова и др.)

  1. гласные: А, У, И, О, Ы;
  2. вокализованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона: М, Н, В;
  3. смычные согласные, произносимые коротко, следующие парами звуков, оппозиционных по звонкости – глухости: Б, П, Д, Т, Г, К;
  4. щелевые глухие согласные, произносимые длительно Ф,Х и С.

Из всех перечисленных звуков произносительно сложным может оказаться только звук С, изучение которого перенесено в конец курса занятий, чтобы успеть нормализовать его произношение.

    С помощью символов формируются следующие навыки:

  • синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;
  • определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
  • определение наличия, либо отсутствия звука в слове;
  • дифференциация  акустических и артикуляционно близких фонем (Б – П, Т – Д, К – Г, К – Х);
  • анализ звукового состава слова.

Для более удобного использования тематического плана фонетических занятий  с применением  специальной символики для детей 4-летнего возраста разработанный Т,А,Ткаченко, я систематизировала его дополнив:

  • Жестовыми символами согласных звуков.
  • Объяснением артикуляции звуков в игровой форме;
  • Специальными символами;

2.4. Методические рекомендации для педагогов по использованию специальных символов

25

           Для того чтобы фонетические занятия с использованием специальных символов имели большую эффективность необходимо чтобы:

  • все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа содержали как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: айва, утконос и пр.). Значение этих слов выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений;
  • традиционно речевой материал фонетических занятий включал только правильно произносимые детьми звуки. Данное положение справедливо для активного словаря детей. Для пассивной же его части можно использовать слова без фонетических ограничений. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей;
  • в течение всего занятия изучаемый звук во всех словах произносился логопедом утрированно и то же самое требуется от детей;
  • каждый новый звук (гласный или согласный) в начале занятия произносился педагогом изолированно. Педагог обращал внимание на его звучание, образные сравнения, а затем закреплял аналогию, отраженную на символе. После этого уточняется артикуляция звука (положение языка, губ, зубов при произнесении), но формулируется она в доступной игровой форме. Последующее выделение звука в словах четко и однозначно может производиться только после уточнения артикуляционных и акустических особенностей звука в изолированной позиции;
  • символ звука давался в начале занятия и во время его проведения находился у детей перед глазами. Когда педагог произносит слово и

26

  • произносительно акцентирует изучаемый звук, внимание детей фиксируется и на зрительном символе. Таким образом, слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот;
  • для анализа давались  только слова (в том числе звукоподражательные), которые ассоциируются у них с конкретным образом;
  • в середине занятия, при первых признаках утомления, проводилась динамическая пауза. Желательно, чтобы в ее тексте содержались слова с обозначенным в теме занятия звуком. После физических упражнений, сопровождаемых произнесением стихотворения, детям предлагается вспомнить услышанный текст и назвать из него как можно больше слов с изучаемым звуком;
  • игры и упражнения чередовались, отводя на каждое не более 4 минут (внимание и восприятие учебного материала у детей данного возраста отличается непродолжительной концентрацией и небольшим объемом);
  • была обеспечена максимальная речевая активность. Для этого использовать хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес» речи педагога, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени;
  • использовались только твердые варианты изучаемого звука во избежание путаницы в сознании ребенка;
  • на некоторых занятиях использовались натуральные предметы и объекты, которые родители могут принести из дома;
  • использовалась сказка, текст которой насыщен заданным звуком;
  • в структуру каждого занятия включались фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучаемых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр.

27

Для результативного проведения занятий важно соблюдать данные методические рекомендации.

28

Заключение

    Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы, а также нарушения в развитии, обучении, общении и поведении.

       Дети, которые посещают логопедическую группу, получают полную квалифицированную помощь логопеда вместе со всем педагогическим коллективом. Результатом этой работы является овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, с исправленным звукопроизношением. Все это дает возможность ребенку успешно обучаться в начальной школе, сводя к минимуму возможность, проявление дисграфии и дислексии у детей, имеющих общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте.

              Профессором Левиной Р.Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, так как известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.

         Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

     Использование специальных символов:

  •  обеспечивает многоаспектное восприятие  (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком;

29

  •  усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы);
  •  улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
  •  ускоряет нормализацию произношения дошкольников;
  • расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа.

  Педагоги и специалисты в нашем детском саду, делают     все, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в ДОУ, чтобы каждое утро, просыпаясь и потягиваясь, малыш говорил: «Хочу в детский садик!» Почему?  Потому что там его ждут заботливые, внимательные, любящие взрослые, и они все сделают, чтобы он чувствовал  себя комфортно и уютно, потому что у него любое, даже самое трудное дело, за которое он взялся, получится. Ему некогда скучать. А вечером при встрече с мамой он снова скажет: «А завтра я снова приду в садик?»

   

   

   

Список использованной литературы

  1. О взаимодействии специалистов в ДОУ /А. Алексеева // Дошкольное воспитание. – 2007.№6. – с.55 -63.
  2.  Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., издательство «Ось - 19»; 2001. – 272 с.
  3. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / Е.С.Бабина  // Логопед. – 2005.№5. – с.57 – 61.
  4. Логопедия: Учеб. Для студ. дфектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3 – е  изд. Перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 680 с.
  5. Обследование детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.И.Пелых // Логопед. – 2004.№2. – с.40 -43.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
  7. Оптимизация структуры и содержания логопедических занятий в ДОУ / С.О.Подобед //Логопед. – 2007.№4. – с.32 – 36.
  8. Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста /С.А. Степанова // Логопед. – 2007.№5. – с.60 – 78.
  9. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48с.
  10. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., Дельта, 1996. – 384с.

Терминологический словарь

  1. Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки  нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
  2. Анамнез – совокупность сведений  (об условиях жизни человека, о предшествующих болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; анамнез  используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
  3. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
  4. Артикуляция -  деятельность органов речи ( губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
  5. Базальный компонент второй сигнальной системы – по И.П. Павлову, кинестезические раздражения органов речи.
  6. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:  искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении., аграмматизмы на письме.
  7. Дифференциация звуков -  этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
  8. Кинестезии речевые – ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.
  9. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1.  Теоретические основы подготовки дошкольников к обучению грамоте…………………………………………………………………………..

1.1 Роль фонематического восприятия при обучении грамоте………………

1.2 Взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения по формированию предпосылок готовности и овладению  письменной речи…

1.3. Специальные символы гласных и согласных звуков…………………….

Глава 2. Содержание педагогической деятельности учителя-логопеда…….

2.1 Логопедическое изучение детей с общим недоразвитием речи…………

2.2. Организация сотрудничества с родителями……………………………..

2.3 Содержание работы по подготовке детей 4 лет к обучению грамоте с помощью специальных символов……………………………………………...

2.4. Методические рекомендации для педагогов по использованию символов…………………………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………..

Терминологический словарь…………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё педагогическое кредо

Выступала на областном конкурсе профессионального мастерства " Сердце отдаю детям"...

Моё педагогическое кредо

Мир детства сладостен и тонок,Как флейты плавающей звук.Пока смеется мне ребенок,Я знаю, что не зря живуТвердят друзья:“Есть нивы тише”,Но ни за что не отступлю.Я этих милых ребятишек,Как собственных ...

Эссе: "Мое педагогическое кредо"

Выступала на городском конкурсе "Лучший воспитатель - 2011"Моя профессия – воспитатель детского сада. Каждый день спеша на работу, я думаю о своих подопечных, о встрече с их родителями, о предстоящих ...

мое педагогическое кредо

моя работа к  окружному конкурсу "Воспитатель -  2012 года"...

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Эссе - это сочинение выражающее индивидуальное мнение, написанное на основе личного отношения автора к тому, о чем он пишет. В эссе автор делится своими раздумьями и переживаниями....

Педагогическое эссе "Моё педагогическое кредо"

Сочинение-эссе "Моё педагогическое кредо"...