Упражнения по работе с чистоговорками
материал по логопедии по теме

Деревцова Ирина Николаевна

Картотека позволяет развивать просодические компоненты речи на материале чистоговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_chist.rar11 КБ

Предварительный просмотр:

1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

В1: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

В2: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2. СКАЖИ КАК....

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.                      

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

 

3. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО

Цель: учить ребенка менять силу голоса.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

 А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

2 вариант

Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса.

Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

4. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО

Цель: учить ребенка менять темп речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

О   О   О     О

ла      ла       острая пила

2 вариант

Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

 

5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

1 вариант

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка-   . ми, а слово-ответ - большой фишкой:

Например: са-са - идет ЛИСА

О О      О      О

2 вариант

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

о о        О        о

Р: Са-са - ИДЕТ лиса

3 вариант

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ

Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.

Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.

Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.

 

7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

1 вариант

Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ла-ла-QQ .

Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.

Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.

Например: ла-ла-ла - помогла.

ООО ооо

2 вариант

Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.

3 вариант

Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).

 

8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)

Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее. Например, ла-ла - острая пила.  А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки.  Ла-ла.

Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла

Дальше какое слово? Р: Острая.

Если ребенок ошибся, уточнить:

-       слова «ост» нет, а слово "острая» есть;

-       «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?

Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистоговорку с опорой на выложенные фишки.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.

 

9. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

1 вариант

Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

2 вариант

Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

-       Это слог или звук?

-       Какой это звук - гласный или согласный?

-       А в слоге обязательно вместе с согласным звуком стоит гласный звук? (Слога не может быть без гласного звука.)

-       Какой звук идет после звука «Л»?

-         Он гласный?                                                

—  Значит, какой слог получается из этих звуков?

—  Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании:Работа над чистоговорками

Консультация для родителей о автоматизации звуков с помощью чистоговорок....

Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО (на примере работы объединения «Чистоговорка»)

Выступление Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО(на примере работы объединения «Чистоговорка»)...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Любая дидактическая игра или упражнение: действия с предметами, показ животных, рассказ воспитателя с наглядным и без наглядного материала и т.д. должно возбуждать интерес и активность ребёнка.  ...

Двигаться, чтобы учиться: использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогическог...