Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО (на примере работы объединения «Чистоговорка»)
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Неманова Елена Васильевна

Выступление Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО

(на примере работы объединения «Чистоговорка») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_nemanova.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования.  Для детей дошкольного возраста важна подготовительная логопедическая работа, которая помогает детям социализироваться. Важной составляющей социализации ребенка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональном, этнокультурном, экологическом, художественном, творческим развитием. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, обучение детей по коррекционно- развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и  сформировать устно – речевую базу для овладения элементами письма и чтения в дошкольный период.

Работа по социализации дошкольников мной проводиться в Центре детского творчества Ленинского района в объединении «Чистоговорка». В объедении принимаются дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дети обследуются по речевой карте ребенка. Занятия индивидуальные с каждым ребенком проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут. Цель обучения - адаптация детей дошкольного возраста посредством освоения учащимися коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Педагогические задачи:

  1. Развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи
  2. Подготовка детей к овладению навыками письма и чтения
  3. Воспитание уверенности в произвольном поведении ребенка

Принципы обучения:

  1. Принцип развивающего обучения
  2. Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии
  3. Деятельностный принцип

Основные направления деятельности работы педагога-логопеда в условиях учреждения дополнительного образования:

  1. Индивидуализация личности обучающегося
  2. Тесная взаимосвязь логопеда с родителями
  3. Включение учащихся в образовательный процесс Центра детского творчества

Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии.

Для логопеда работающего в условиях дополнительного образования важное значение имеет взаимодействие с родителями. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Исходя из этого, я ставлю перед собой  конкретную цель.

    Цель: добиться тесного  взаимодействия педагога-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм  совместной работы.  

Принципы эффективного взаимодействия педагога-логопеда с родителями:

  1. Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  2. Принцип  приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
  3. Принцип системности выполнения домашних заданий
  4. Принцип ведущей деятельности, в работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.

Работа с родителями осуществляется по следующим видам:

  1. Беседы;
  2. Анкетирование;
  3. Индивидуальные консультации;
  4. Проведение открытых логопедических занятий;
  5. День открытых дверей;
  6. Родительское собрание, «круглый стол», семинар;
  7. Тематические консультации.

На начальных этапах совместной работы логопед проводит беседы, в ходе которых дает разъяснения специфики логопедической работы, раскрывает задачи и содержание работы в течение всего периода обучения, указывает, как и чем надо заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическими материалом, чтобы ребенок не только получал знания, навыки и умения, но и испытывал интерес к знаниям.

На индивидуальных консультациях обращается внимание родителей на маленькие достижения и успехи детей, родители делятся своими мнениями, задают вопросы, получают исчерпывающую информацию.

На открытых занятиях родители наблюдают за учебной и игровой деятельностью своего ребенка, получает представления о методических приемах, используемых логопедом в работе по развитию речи, что в последующем помогает в организации речевых занятий дома.

На родительских собраниях, которые проходят в традиционных формах, а также в форме презентации, «Круглого стола», родители получают необходимые знания по вопросам коррекции речи, приобретают опыт, учатся взаимодействовать.

Тематические консультации, обогащают родителей знаниями по определенной теме. Наиболее актуальна коррекционно-оздоровительная работа с ребенком по заданию логопеда: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, игры и упражнения на развитие высших психических функций.

Значимым  элементом моей работы является включение учащихся в образовательный процесс Центра детского творчества. Это выражается в том, что обучающиеся принимают участие в мероприятиях по реализации  целевых программ Центра детского творчества:  программа развития личности, программа по гражданско-патриотическому воспитанию, программа здоровый образ жизни. Учащиеся  направляются в другие объединения с учетом их индивидуальных способностей и интересов. Для развития мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи, детям рекомендуются посещение объединений Волшебный калейдоскоп, Школа творчества. Расширение образовательного пространства происходит за счет проведения логопедических занятий в сквере Территории детства. Учащиеся наблюдают за явлением природы, растениями, птицами, составляют рассказы, сказки, сочиняют стихи. Это способствует развитию речи, памяти, мышления.  

Заключительный, или итоговый этап коррекционно-речевой работы с ребенком (группой детей), предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Обычно проведение  логопедической диагностики и сравнение  достижений в   речевом развитии ребенка с данными первичного обследования  позволяет установить  выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей (Диаграммы).

Наряду с логопедической диагностикой мною  проводится диагностика «Социализированности  личности учащихся»  М.И. Рожкова. Результаты данной диагностики Вы также видите на экране. Они свидетельствуют о повышении уровня социализированности учащихся в течение года.

Результатом  моей логопедической работы в Центре детского творчества становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального общего образования. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает моим учащимся чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме

Городской фестиваль педагогического мастерства

педагогов дополнительного образования

Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО

(на примере работы объединения «Чистоговорка»)

          Педагог дополнительного образования

 МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Неманова Елена Васильевна

Саратов 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслаблен...

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...

Презентация на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».

Вид проекта:среднесрочный.Срок реализации: 10 января-10 марта         Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста (2-3-х лет), воспитатели, музыкальный...

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу из опыта работы

В данном материале приведены примеры адаптации детей раннего возрастак к условиям дошкольного учреждения....

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...

"Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"

В статье речь идет о проблемах адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не явл...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...