ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по психологии (младшая группа)

Калинина Оксана Игоревна

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содержание программы адаптации детей в инклюзивной группе. Описаны результаты практической апробации программы адаптации детей в инклюзивной группе ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kof-274_samartseva_e_g_kalinina_o_i_sstatya.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

УДК   373.24

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Самарцева Евгения  Георгиевна

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет», г. Орел

Калинина Оксана Игоревна

магистр

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет», г. Орел

Аннотация. Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содержание программы адаптации детей в инклюзивной группе. Описаны результаты практической апробации программы адаптации детей в инклюзивной группе ДОО.

Ключевые слова: адаптация, дети с ограниченными возможностями, инклюзивное образование. 

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN AN INCLUSIVE GROUP IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Samartseva Evgeniya Georgievna

Kalinina Oksana Igorevna

Abstract. The article is devoted to the problem of adaptation of preschool children in the conditions of inclusive education. The factors influencing the process of adaptation of children with disabilities are analyzed. The content of the program of adaptation of children in an inclusive group is presented. The results of practical testing of the program of adaptation of children in the inclusive group of preschool educational institutions are described.

Key words: adaptation, children with disabilities, inclusive education.

Одной из форм получения образования детьми с ОВЗ являются инклюзивные – комбинированные -  группы, получившие в последнее время весьма широкое распространение[1, 52]. В связи с чем возникла проблема разработки программно-методического и технологического сопровождения функционирования таких групп. Инклюзивными принято считать группы, в которые наряду с типично развивающимися детьми включены дети, имеющие ограниченные возможности здоровья[2, 113].   Соответственно организация работы таких групп должна отвечать образовательным потребностям и тех, и других в полной мере. Это касается организации режима активности и отдыха детей, отбора содержания занятий, методики их проведения и т.д. Среди прочих проблем, с которыми сталкивается учреждение, открывающее инклюзивную группу, значимой является проблема организации адаптационного периода для детей с ОВЗ, ведь именно с этого этапа начинается пребывание ребенка в инклюзивной среде и именно от скорости и качества протекания адаптационного процесса зависит успешность этого пребывания в дальнейшем, эффективность проводимых коррекционных и реабилитационных мероприятий. Проблема бестравматичного и быстрого включения ребенка в группу является основной для педагогов.

Особенности и сложности адаптации детей с ОВЗ определяются рядом факторов, среди которых мы выделим: тяжесть имеющихся у детей нарушений (чем тяжелее и множественнее нарушения, тем  сложнее и длительнее протекает адаптация;  наличие или отсутствие опыта посещения каких-либо образовательных организаций (если ребенок в раннем возрасте был включен в какую-либо организованную деятельность совместно с другими детьми, опыт налаживания социальных контактов, он легче адаптируется в группе); наличие или отсутствие в штате всех необходимых  специалистов сопровождения, которые, на наш взгляд, должны принимать участие в организации периода адаптации, в частности, тьютора, педагога-дефектолога, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и проявляющих заинтересованность в расширении собственной компетентности; включенность родителей в процесс адаптации, их заинтересованность (большая часть содержания программ, адаптирующих детей к учреждению, требует включения родителей в работу, а, как известно, категория родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является весьма сложной и вариативной, и зачастую педагогам ДОО бывает трудно вовлечь их в конструктивное взаимодействие). Немаловажное значение имеет фактор среды – её готовности к принятию детей с ОВЗ, адаптации к их потребностям. Кроме того, следует выделить такой немаловажный фактор как уровень сформированности у детей базовых навыков самообслуживания – умения самостоятельно принимать пищу, пользоваться туалетом и т.д. Многие дети с ОВЗ, начинающие посещать образовательное учреждение, не владеют данными навыками или владеют в ограниченном объеме, что существенно увеличивает период их адаптации к среде, требует от педагогов затрачивать время на формирование этих навыков, в то время как большая часть типично развивающих воспитанников овладевают этими навыками в условиях семьи.  Сразу отметить, что здесь велика роль тьютора как специалиста, который должен сформировать первичные навыки самообслуживания у всех детей с ОВЗ в максимально короткие сроки [3, 102].

В настоящее время теория и практика общей и специальной педагогики и психологии не располагает достаточными и полноценными разработками в области  организации процесса адаптации детей с ОВЗ к группе нормативно-развивающихся сверстников. Поиск эффективных механизмов адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО предполагает пересмотр технологий и содержания  работы педагогов, работающих в группе. Мы считаем, что исходя из контингента детей с ОВЗ, посещающих группу, а также из возможностей, которыми располагает учреждение, должна быть разработана программа адаптации.

В рамках нашей экспериментальной деятельности мы разработали и реализовали подобную программу адаптации детей к инклюзивной среде, основными целевыми ориентирами которой стали:  обеспечение психологически комфортного привыкания ребенка к новой обстановке, воспитание уверенности в своих возможностях, самостоятельности; содействие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствование навыков движения, коммуникации, игры, развитию познания, оптимизации детско-родительских отношений; обеспечение необходимого допустимого уровня коммуникативных умений. Программа предполагала создание адекватных условий для реализации игровой деятельности, формирования предметной деятельности, способствовала развитию навыков самообслуживания, обеспечивала участие  детей в режимных моментах.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 – 4 месяца, причем основной период – 1 и 2 месяцы в программе задействованы все дети, а дополнительный период – 3 и 4 месяцы – только нуждающиеся в нем дети, адаптация которых не завершилась в ходе основного. Режим проведения занятий – три раза за в неделю. Программа предполагала этапы: предваряющей диагностики, основной, дополнительный этап (при необходимости) и этап итоговой диагностики. Работа в рамках программы ведется в рамках блоков: коммуникативный, эмоционально-поведенческий, деятельностный – каждый из которых направлен на решение определенных задач, а в совокупности обеспечивают общую целевую установку.  В качестве основных форм работы использовались фронтальные и подрупповые занятия, бинарные и индивидуальные занятия (при необходимости), занятия «я+мама», «игры в кругу».

Занятия  могут быть организованы в групповой (игровой) комнате, кабинете педагога-психолога, в сенсорной комнате. На занятиях использовались как традиционные, так и инновационные техники, технологии и методы. В частности, методы игротерапии (подвижные, релаксационные, сюжетно-ролевые, ддиадактические), арттерапии, трудовая деятельность (самообслуживание), элементы нейропсихологических методик, элементы прикладного анализа поведения, альтернативная коммуникация, методика структурирования пространства. В качестве специалистов, привлекаемых к реализации программы, выступают педагоги-психологи, тьюторы, воспитатели, при необходимости приглашаются учителя-логопеды и дефектологи (например, для проведения бинарных занятий или если необходимо оказать индивидуализированную коррекционную помощь кому-то из детей). К важным условиям успешной реализации программы и,  как следствие,  – быстрой адаптации детей к среде отнесем тесное взаимодействие специалистов – участников программы, организацию необходимой предметно-пространственной среди, индивидуализацию всех проводимых мероприятий, включая разработку индивидуального маршрута. 

Основное содержание занятий, предлагаемых к проведению на этапе адаптации,  построено на основе авторской программы Ронжиной А.С., цель которой помочь детям адаптироваться к среде ДОО [4, 7]. Занятия, представленные в данной программе, были нами адаптированы и дополнены с учетом  потребностей инклюзивной среды. Игры и упражнения, составляющие основу нашей программы, помогали снимать психоэмоциональное напряжение, снижали импульсивность, тревогу и агрессию, совершенствуют коммуникативные, игровые и двигательные навыки детей, помогают развитию познавательных процессов.

Отбор содержания занятий, количество включенных игр и упражнений осуществляет педагог-психолог, исходя из понимания задач работы, возможности подключения сопровождающих специалистов – тьюторов, воспитателей, имеющегося помещения и оборудования, в котором проходит занятие, контингента детей с ОВЗ.

Занятия в рамках программы начинались с игр и заданий, которые требовали согласованности действий всей детей: хлопанье в ладоши, шагание под определенный ритм и т.д. Такие упражнения создавали положительный эмоциональный фон, способствовали речевой и двигательной активности детей, настраивали на совместную групповую работу. Основная часть занятия содержала игры и упражнения, направленные на развитие движений, выражение эмоций, умений вступать в контакт. Завершалось занятие спокойными, средне и малоподвижными играми, упражнениями на релаксацию.

Описываемая программа адаптации экспериментально апробируется  в течение 2019 – 2021 годов на базе МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г. Орла. В 2018 году адаптация детей к группе была обеспечена традиционными методами, а уже в 2019 - 2021 гг. была применена предлагаемая программа. Ежегодно в программе участвуют дети комбинированных групп – всего было задействовано 40 воспитанников с ОВЗ разных нозологических групп.  Мы можем представить результаты, отражающие динамику уровней детей, выявленную по истечению 1,5 месяцев пребывания детей в группе [1].

Анализируя данные гистограммы, можно заключить, что, начиная с 2019 года, наблюдается увеличение процента детей, демонстрирующих высокий и средний уровни адаптации при общем снижении детей с низким уровнем адаптации  по истечении 1,5 месяцев пребывания в группах ДОО.  

Рис. 1. Динамика уровней адаптации детей с ОВЗ к инклюзивной группе ДОО

Важность проведения работы, направленной на адаптацию детей к инклюзивной  группе ДОО обоснована, а данные апробации свидетельствуют в пользу того факта, что эту работу можно выстроить эффективно при адекватном использовании традиционных и инновационных приемов  и средств,  которые обеспечат планомерное включение детей в среду и приспособление к ней.

Список литературы

  1. Шматко Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / Н. Д. Шматко // Дефектология. 2010. № 5. С. 52 - 59.
  2. Акимова Н.Л., Руденская О.Н., Самарцева Е.Г. Опыт функционирования инклюзивной группы кратковременного пребывания в ДОО // Н.Л. Акимова, О.Н. Руденская, Е.Г. Самарцева / Управление дошкольным образовательным учреждением. – Москва ООО «ТЦ Сфера», 2017, № 4 (129).  С. 113 – 121.
  3. Казорина А.А., Руденская  О.Н.,  Самарцева Е.Г., Наливалкина Т.Н. Адаптация детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / А.А. Казорина, О.Н. Руденская,  Е.Г. Самарцева, Т.Н. Наливалкина // Коллективная монография в рамках XV Международной научно-практической конференции "Психология образования: лучшие практики работы с детством". Под редакцией В.В. Рубцова, Ю.М. Забродина, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой. Москва, 2019. С.  101-104.
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). - 72 с.

©  Е.Г. Самарцева, О.И. Калинина, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Данная статья посвящена проблемам адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрены основные факторы, способствующие и затрудняющие успешную адаптацию, а ...

Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В работе раскрываются основные проблемы, которые возникают у детей и родителей при адаптации к условиям детского сада...

Проблемы адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ

Буклет содержит в себе обьяснение что такое адаптация, а также советы родителям как ее легче пройти....

«Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Почему одни малыши, когда приходят в детский сад ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...