ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по развитию речи на тему

Добрякова  Екатерина Юрьевна
Данная статья посвящена проблемам адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрены основные факторы, способствующие и затрудняющие успешную адаптацию, а также педагогические условия, позволяющие ребенку легко адаптироваться к новым условиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Мицько Екатерина Юрьевна

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам адаптации детей раннего

возраста к дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрены основные факторы,  способствующие  и  затрудняющие  успешную  адаптацию,  а  также педагогические условия, позволяющие ребенку легко адаптироваться к новым условиям.

Ключевые  слова:  адаптация, дошкольное образовательное учреждение,

дети раннего возраста.  Адаптация  ребенка  к  детскому  саду– непростой  процесс  для  всех  его участников:  самого  ребенка,  его  родителей  и  воспитателей.  Как  действовать мамам,  папам  и  педагогам,  чтобы  помочь  ребенку  приспособиться  к  новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить здоровье, стать успешным и счастливым в своей  жизни?  Особого  внимания  с  этой  точки  зрения  требуют  малыши 2-3-х  летнего

возраста, так как в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего,

первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие  - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни- это эмоциональный стресс.

Как  показано  в  исследованиях  ряда  ученых,  «проблемы  детей  в

эмоциональной сфере напрямую связаны с межличностными проблемами»  То  есть  большое  значение  для  ребенка,  поступившего  в  дошкольное

образовательное  учреждение,  имеют  взаимоотношения  со  сверстниками  и

чужими взрослыми.  Доказано,  что для ребенка  «важным и одновременно  трудным  является вступление  и  нахождение  в  обществе  сверстников.   Интерес  к  сверстнику достаточно  рано  становится  одной  из  важнейших  потребностей  ребенка.

Особенности  ситуации  общения  ребенка  со  сверстниками  отличаются

относительным  равноправием  партнеров,  моделируя  тем  самым  особый  тип социального взаимодействия «субъект-субъект», которое помогает ему осознать смысл  независимых  действий  человека,  приобрести  умения  отстаивать  свою точку зрения и при этом согласовывать свои действия с нормами социальной жизни, интересами других людей» .

У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации

меняется и речь. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно  опускается  вдруг  вниз,  при  разговоре  употребляя  младенческие  или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном  из  глаголов.  При  легкой  степени  адаптации -  речь  или  же  не изменяется  совсем,  или  описанные  изменения  касаются  ее  чуть-чуть.  Дети,  отличающиеся  легкой  возбудимостью,  бурно  выражают  свое  отношение  к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому.  

Чаще  всего  периодом  адаптации  называют  острую  фазу  общего

адаптационного  процесса.  По  наблюдениям  психологов  средний  срок  этого периода в норме составляет:

- в яслях- 7-10 дней.

- в детском саду в3 года- 2-3 недели.

- в старшем дошкольном возрасте- 1 месяц.

В  основе  практической  работы  лежит  взаимодействие  воспитателя,

родителей  и  детей,  направленное  на  создание  благоприятной  эмоциональной атмосферы в группе, которое создает основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

При  адаптации  детей  раннего  возраста  можно  использовать

нетрадиционные  методы  и  приемы.  При  поступлении  ребенка  в  ДОУ

необходимо провести беседу с родителями о том, какие песенки, мультфильмы предпочитает  ребенок.  Чтобы  отвлечь  детей,  в  группе  можно  включать аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы.

Рекомендовано также использовать:

- шумовые игрушки;

- водные игры;

- мыльные пузыри;

- пескотерапию;

- тестопластику;

- пальцевую живопись.

Литература:

1. Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника– шаг на пути к

школьной успешности/ И.Е.Буршит// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. -

2008. - №12. - С. 16-20.

2.  Буршит  И.Е.  Формирование  способности  к  ненасильственному

взаимодействию  у  дошкольников/  Концепт. – 2014. –  №09 (сентябрь). –

[Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14247.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...