Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Автоматизация звука [c]. (с использованием методики sand-play)
план-конспект по логопедии по теме

Гилева Александра Александровна

Конспект индивидуального занятия с использованием  методики sand-play

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sand-play.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Индивидуальное логопедическое занятие по теме:  Автоматизация звука [c]

                                                           ( с использованием  методики sand-play)

                                                                                                                                    Выполнила:   Гилеа  Александра                                            

                                                                                                                                                                 Александровна,                  

                                                                                                                                                                 учитель-логопед

                                                                               

                                                                                г.Омск - 2010г.

Целостный подход при развитии формировании правильной речи детей используется при рисовании песком, манной крупой ( др. крупами) на индивидуальных занятиях. Это новое направление в дошкольном образовании и называется оно – sand-play («игра с песком»), создателем этого метода и этого направления, является Дора Клафф. Сегодня этот метод является полноценной  психоаналитической техникой. Признанной во всем мире и рекомендованной в применении логопедами, воспитателями.

Наряду с традиционными методиками логопедического воздействия мы предлагаем обратить внимание на методику sand-play ,как дополнительное средство, используемое в том числе для

  1. Развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, пространственного воображения, образно  - логического .
  2. Тренировки мелкой моторики.
  3. Развития диалогической и монологической речи.
  4. Формирования правильного диафрагмального дыхания.
  5. Формирования коммуникативных навыков.
  6. Развития сенсорно- перцептивной сферы.

Оборудование: ящик с песком, подсветка для работы в затемненной комнате. Палочки для рисования сюжетных рисунков, грабельки для выравнивания песка.

Оптимальные размеры песочницы позволяют удерживать в поле зрения всю картину из манной крупы и дают почувствовать границы. На занятиях с манной крупой возникает чувство безопасности, поскольку работа с крупой всегда находится под контролем. В данной работе важным является и проговаривание всех процессов .Не допускается прямого вмешательства в создающуюся картину ребенка. Для индивидуальных коррекционных занятий нами был выбран ящик с подсветкой. Через крупу с подсветкой можно лучше понять тон цвета, развивать воображение и последовательность мышления. Манная крупа высыпается на прозрачную поверхность. Ребенок ,сидя за таким столом, рисует руками, иногда двумя одновременно. Это способствует развитию двух полушарий, развитию речи, фантазии, мелкой моторики, письма, уверенности.

Тема: Автоматизация звука [ C ].

Цель : Автоматизировать  звук [ C ] в слогах, в словах и в предложениях.

Задачи :

- Образовательная.  

     Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Активизировать словарный запас на данный звук по лексической теме «Перелетные птицы». Упражнять в употреблении слов-антонимов. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая.

      Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная.

   Закрепление звука в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях). Учить определять наличие слов со звуком [ C ] в стихотворном  тексте. Продолжать учить определять место звука [ C ] в словах.

-Воспитательная.

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Ящик для рисования песком; песенка про песок; голоса птиц; «доски» - полоски картона с предметными изображениями на одной стороне; игрушка – человечек (житель песочной страны).

Занятие.

  1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.

  1. Массаж лица.   

Играет музыка (голоса птиц), логопед выполняет массаж лица, сопровождая стихотворной формой.

Скворцы.

Раз и два - звенят капели ( пробежаться пальчиками).

Три – четыре – мы запели ( погладить ладонью ).

Пять и шесть – летят скворцы ( пошлепать ладошкой ).

К нам летят скворцы-певцы (круговые движения кулачком).

Семь и восемь - песни льются (поколачивания кулачком).

Девять –десять -все смеются ( поглаживания ладонью).

  1.  Проводится артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика.

Логопед :Весеннее солнышко тебе улыбается. Нарисуй улыбку и сам улыбнись в ответ. Теперь грустно стало солнышку; удивилось. А сейчас построй заборчик (упражнение «заборчик»). Упражнение «лопатка»; упражнение «горка».(все упр. ребенок выполняет самостоятельно).

Логопед: Знаешь, Саша, летела птичка и обронила перышки. Давай сдуем с ладошки  а) на кончик языка.  б) язык «трубочкой».

  1. Закрепление звука в изолированном виде.

      Логопед: разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем звук…

Ребенок узнает звук [c] по беззвучной артикуляции и произносит его. Мы с тобой знаем песенку про наш звук.  Давай споем.

                                 ( играет музыка, ребенок поет звук [c] )

Сыпется, сыпется, сыпется, сыпется песок- сссссс

Слышится , слышится, слышится сыпучий голосок

Ветер песню напевает – ссссссссс

И песочек насыпает- ссссссс, сссссс, сссссссс…

  1. Развитие фонематического слуха.

Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышишь звук [ c ] в начале слова. Ребенок на каждое слово со звуком[c] шагает по песку пальцами.

                                               Почему скворец веселый.

Почему скворец                                                                              Что в скворечне

Так весел?                                                                                         У скворца

Почему?                                                                                             Появились новоселы-

Спел за утро.                                                                                     Три малюсеньких скворца.

Столько песен                                                                                   Был скворец                                                                          

Почему?                                                                                              Простым скворцом,

Потому скворец                                                                                А теперь он

Веселый,                                                                                             Стал отцом.

  1. Закрепление звука в слогах.

Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Помоги мне сделать, щипай песок пальчиками. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аста, асва, аска, анса, амса, акса.

                         (ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам.)

  1. Определение позиции звука в словах.

   Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. ( раскладывает на столе кучкой картинки). Давай разберем эти «доски», может, они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим ту картинку, в названии которых звук [c] в начале слова, в центре- если звук в середине, а справа ту картинку, в названии которых звук в конце слова.

          (ребенок раскладывает картинки «доски» в зависимости от места звука в слове.)

                                                      Аист, соловей, лес.

  1. Работа над словами-антонимами.

     Перешили по мосту. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова        «наоборот».

Большое солнце – маленькое солнце

Широкая полоска – узкая полоска

Высокое дерево – низкое дерево

Кислый лимон – садкая конфета

( все слова прорисовываются на песке ребенком )

  1. Закрепление звука в предложении. Работа над деформированной фразой.

      Вот мы и добрались, до песочной страны и нас встречает песочный житель. Он говорит на своем языке и нам не понять.  Давай ты будешь переводчиком и все расскажешь нам.

Саду в был Саша                                                           Саша был в саду.                                                

 На сидел суку скворец .                                             Скворец сидел на суку.

 Дереве скворечник на.                                                На дереве скворечник.

  1. Итог занятия.

     Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом                              путешествии?

Ребенок: сссс

Логопед: И на прощанье житель песочной страны дарит тебе песочное печенье. Можешь угостить своих друзей.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...