Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Улюмджиева Делгр Эрдниевна

    Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx93.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

    Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах и словах.

    Задачи:

    1. Коррекционно - образовательные задачи: 
    • автоматизация произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);
    • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
    • закрепление знания графического изображения буквы Ш;
    • развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и  С в словах)
    1. Коррекционно - развивающие задачи:
    • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
    • развитие внимания, памяти, логического мышления.
    • Развитие правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
    1. Коррекционно – воспитательные  задачи:
    • Формирование навыков самостоятельности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям;

    Оборудование: кукла Язычок Вася, атрибут для зрительной гимнастики шмелёнок Шуня, дорожка «Следы», мячик су-джок, цветные карандаши, лист бумаги, мяч, предметные картинки со звуком Ш и без него, изображение мальчика, мишки и миски, карточка с шершавой буквой Ш.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

    - Сегодня на занятие к нам пришел Язычок Вася. Мы  покажем им, как правильно произносить звук Ш. Но сначала давайте поздороваемся.  

        - С добрым утром глазки! Вы проснулись? ( поглаживают веки глаз)

        - С добрым утром ушки! Вы проснулись ? (поглаживают уши)

        - С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

             - С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

             - С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

         2. Дыхательная гимнастика:

    А теперь выполним дыхательное упражнение «Шарик»

    Надуваем быстро шарик.

    Он становится большой.

    Вдруг он лопнул, воздух вышел,

    Стал он тонкий и худой.

    (вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)

        3. Артикуляционная гимнастика.

    Работа с настенным зеркалом.

    Упражнения для звука "Ш":

    1. Наказать непослушный язычок. 

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносит звуки пя-пя-пя... Теперь покусываем язык зубами, произносим та-та-та…  

    2. Сделать язык широким. 

    Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

    3. Вкусное варенье.

     Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

    4. Приклей конфетку. 

    Положить широкий кончик  языка на нижнюю губу. На самый край положить кусочек ириски, приклеить его к небу за верхними зубами.

        4. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука Ш.

    С Васей пришел шмеленок Шуня. Давай, познакомимся. Тебя зовут Алтуша, а его Шуня.

    Я тебе сейчас произнесу несколько слов, а ты скажешь, какой звук часто повторяется:

    Шкаф, шуба, машина, каштан, малыш, кошка, мышь.( Звук Ш)

    -Правильно.

    И сейчас мы расскажем Шуне об этом звуке Ш. Посмотри на картинку, что ты можешь рассказать об этом звуке.


    https://pp.userapi.com/c831108/v831108971/bcf55/zcJYNItqLek.jpg

    Когда мы произносим звук  [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Звук шипящий, глухой. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой. Звук [ш] согласный, потому, что встречается преграда – язык.

            5.  Автоматизация звука Ш изолированно.

    Песенка ветерка.

    Длительное произношение звука "Ш" по подражанию.

    Логопед:  Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.  

    Логопед называет слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

    6. Автоматизация звука Ш в слогах и слоговых сочетаний:

    Дорожка  «Следы» (дорожка с изображением следов с наклеенными на них элементами аппликатора Кузнецова).  

    Ребенок наступает на «следы» и произносит слоги:

    ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

    ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

    шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                                 шну-шна-шны

    Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:

    аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

           7.  Гимнастика для глаз.

    Посмотри, как летает Шуня.  ( упражнения слева  направо и обратно, вверх- вниз, по кругу)

    Автоматизация звука Ш в словах:

    Логопед: Давай поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

    Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит мальчику” картинки со звуком Ш.

        Дидактическая игра «Где спрятался звук»

    Выбери  картинки где звук «Ш»  стоит в начале, середине, конце слова.

    Картинки: шапка, шуба, шина, машина, кувшин, башня, душ, карандаш, ландыш.

            8. Знакомство с буквой Ш (элементы технологии М.Монтессори).

    Логопед: Давай познакомимся с буковкой Ш.  Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

    Звук Ш – мы обозначаем вот такой буквой, она похожа на расческу. Возьми карточку с шершавой буквой, обведи ее двумя пальцами (указательным и средним). А потом попробуй прописать букву на манке.  Буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но и написать на манке.

            9. Физминутка

    Каждый день по утрам делаем зарядку.

    Очень нравится нам делать по порядку.

    Весело шагать, руки поднимать,

    Приседать и вставать, прыгать и скакать.

            10. Дифференциация звуков С и Ш.

    Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

    Ребёнок: Миска – миска.

    Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

    Ребёнок показывает миску.

    Логопед: Что же получится?

    Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

    Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

    усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,

    сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

    миска - мишка, сесть - шесть…

           10. Развитие мелкой моторики.

    Логопед: Перед тобой картинки, возьми карандаш и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Ш, и назови их.

    Логопед: Какие предметы ты не раскрасил? Почему?

    Ребенок: Не раскрасил предметы: носок, санки, парус, потому что в этих словах звук С, а не Ш.

               11. Итог занятия.

    Логопед: Над каким звуком мы работали?

                    Как он произносится?

                    Какой это звук?

                    Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнала сегодня?

    Логопед: Молодец, сегодня ты замечательно позанималась. Язычок Вася и шмелёнок хотят подарить тебе медаль. Им сегодня очень понравилось, как ты занимаешься.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

    Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

    Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

    Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

    В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в слогах".

    Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.Задачи:Коррекционно - образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];- умение чётко произносить звук [Р] в слогах;-...

    Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

    Конспект индивидуального  логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах,  словах и предложениях....