ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме
Актуальность.
В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивныйсловарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения.Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.
В результате недоразвития лексического строя речи у детей страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно,снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Нарушения вразвитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.
Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».
Виды упражнений логопедической ритмики:
- ходьба, прыжки;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения;
- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
- речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
- созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
- преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Логопедическая ритмика наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта:развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи благодаря использованию элементов логопедической ритмики.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
4. Преодолеть речевой негативизм.
5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целевая группа:
дети младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Участниками проекта являются:
- логопед;
- воспитатели;
- родители.
Срок реализации – один год.
Этапы реализации.
Проект будет реализован в три этапа.
I.Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
II. Основной.
1. Содержание деятельности логопеда:
- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;
- составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;
- проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логоритмики;
- консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;
- проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
2. Содержание деятельности воспитателей:
- проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
- закрепление изученного материала.
3. Содержание деятельности родителей:
- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
- закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
III. Заключительный:
- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.
Ресурсное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии:
логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Практическая значимость.
Работа над проектом велась на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.
Данный проект может быть реализован в ДОУ.
Ожидаемые результаты.
Проект будет способствовать:
1. Развитию коммуникативной функции речи.
2. Преодолению речевого негативизма.
3. Активизации словарного запаса детей.
4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
7. Развитию личности в целом.
Литература:
1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». М., 2004.
2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.
4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.
5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.
6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать как в среднем,так в стар...
Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия
Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья" у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...
Конспект подгруппового логоритмического занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Лексиеская тема: "Семья"...
Конспект подгруппового занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....
Проект для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «От движения – к слову».
Актуальность.Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и разв...