ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

 

Актуальность.

     

       В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.

      Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивныйсловарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания.     Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения.Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.

     В результате недоразвития лексического строя речи у детей страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно,снижается потребность в общении, проявляется  незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

     Нарушения вразвитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.

     Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

     Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

     Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

     Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».

     Виды упражнений логопедической ритмики:

- ходьба, прыжки;

- упражнения на развитие дыхания, голоса;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание и память;

- счетные упражнения;

- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;

- речевые подвижные и пальчиковые игры.

      Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу   развивается активный словарный запас.

     Такой вид работы способствует:

- созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;

- преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

      Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.

     Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.   

     Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

    Логопедическая ритмика наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

      Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта:развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи благодаря использованию элементов логопедической ритмики.

   В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.

2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.

4. Преодолеть речевой негативизм.

5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.

6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.

7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Целевая группа:

дети младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Участниками проекта являются:

- логопед;

- воспитатели;

- родители.

Срок реализации – один год.

Этапы реализации.

Проект будет реализован в три этапа.

I.Подготовительный:

- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;

- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

II. Основной.

1. Содержание деятельности логопеда:

- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;

- составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;

- проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логоритмики;

- консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;

- проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

2. Содержание деятельности воспитателей:

- проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;

- закрепление изученного материала.

3. Содержание деятельности родителей:

- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;

- закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;

- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

III. Заключительный:

- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;

- подведение итогов реализации проекта;

- презентация проекта.

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД  - диски.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.

Методическое обеспечение:

1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики.

2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Новизна проекта.

      В ходе реализации данного проекта используются новые технологии:

логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

Практическая значимость. 

      Работа над проектом велась на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

      Данный проект может быть реализован в ДОУ.

Ожидаемые результаты.

Проект будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

7. Развитию личности в целом.

Литература:

1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». М., 2004.

2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия

Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья"  у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Проект для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «От движения – к слову».

Актуальность.Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и разв...