ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

для воспитателей и логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_razminki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ


               Тема: «Овощи»

1.Развитие речевого дыхания.

«Приятный запах»

Дети по очереди подходят к вазочке с овощами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразу: «Ах, какой приятный запах» и др. Первоначально детям предлагается предложение. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

2.Артикуляционная гимнастика.

В огород пойдём,

Урожай соберём.

За забор зайдём,               (упр –ие «Заборчик»)

И лопаточки  возьмём.    (упр –ие «Лопаточка»)

Мы морковки натаскаем (упр –ие «Иголочка»)

И картошки  накопаем. (упр – ие «Киска лакает молоко» (лакательные

                                            движения языком) )

Срежем мы качан капусты,  (надуть щёки)

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.  (упр –ие «Лошадка»)

3.Пальчиковая гимнастика.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим     (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),

Мы морковку трём

                          (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим

                         (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки),

Мы капусту жмём                  (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

4.Координация движений с речью.  «Урожай»

В огород пойдём,                               (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем                   («Таскают».)

И картошки  накопаем.                      («Копают».)

Срежем мы кочан капусты,               («Срезают».)

Круглый, сочный, очень  вкусный,    (Показывают круг руками-3раза)

Щавеля нарвём немножко                  («Рвут».)

И вернёмся по дорожке.                     (Идут по кругу

Тема "Формирование представления о звуках"

В мире звуков.

 

        Задачи: Формировать представления о звуках. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". Произношение отдельных звуков. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

        Материал: ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, маски зверей.

        Ход занятия:

            1. Организационный момент.

        Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

            (Проводится игра "Молчанка")

        Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

            (Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

        (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.)

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

        2. Знакомство с термином "Речевой звук"

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение "Разные звуки".

        Где-то собаки рычали:                  Листья на ветру шумели:

        -Р-р-р!                                           - Тсс!

        В стойле коровы мычали:             Змеи в лесу шипели:

        -Ммммуу!                                      -Шшшш!

        В комнате мухи жужжали:           А комары всё пели:

        -Жжж!                                            -Ззз!

        Мимо машины бежали:                 Непоседа мячик днём и ночью

        -Тррр!                                              Успокоиться не хочет:

        Гудели от ветра все провода:       -Пам! Пам!

        -Зззнь!                                              Куклы кашляют в постели-

        Капала в кухне из крана вода:      Днём мороженое ели!

          Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня ещё не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.Звуки издают животные, а мы с вами-говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

         3.Динамическая пауза. (См. Приложение "Физкультурные минутки от А до Я")

         4. Произношение отдельных звуков.

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк. белочка и ёжик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ёжик: э-э-э. Как пели звери? (Дети надевают маски. Повторение детьми "песенок" зверей с изменением силы и высоты голоса.)

За зверей мы пропели пропели разные звуки. Звуки речи звучат по разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

        5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Как вы думаете,что помогает нам произнисить звуки? (Язык,губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот-домик звуков.

                                                        В домике этом

 Красные двери,

    рядом с дверями-

                                                        Белые звери.

  Любят зверюшки

       Конфеты и плюшки.

        В каждом домике есть двери, и даже не одна. Первая дверь-губы, вторая-зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится губами. В домике есть потолок. Это-нёбо. Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался язычок к нёбу. Пощёлкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугаркам? Это альвеолы.

        Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живё голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, язык, нёбо, альвеолы.) Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твёрдые предметы.)

        6. Итог занятия.

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)                

Обучение грамоте

1.Развитие фонетико – фонематической системы языка.

- Звуковые символы (звуковечки, фишки)

2.Д/и «Красный – белый»

   Д/и «Где звук?»

   Д/и «Найди место для своей картинки»

   Д/и «Кто внимательнее?»

   Д/и «назови слово»

   Д/и «Фонематика»

3.Фишки

4.Схемы предложений

5.Касса букв

6.Д/и «Буквы»

Звукопроизношение

1. Предметные картинки (свистящие звуки)

2. Предметные картинки (шипящие звуки)

3. Предметные картинки (сонорные звуки)

4. Предметные картинки (звонкие звуки)

5. Предметные картинки (глухие звуки)

6. Дидактический материал по автоматизации  свистящих звуков

7. Дидактический материал по автоматизации шипящих звуков

8. Дидактический материал по автоматизации сонорных звуков

Тема: «Фрукты»

1.Развитие речевого дыхания.

«Приятный запах»

Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразу: «Ах, какой приятный запах» и др. Первоначально детям предлагается предложение. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

2.Артикуляционная гимнастика.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.        (упр – ие «Улыбка»)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.        (упр – ие «Пиалка»)

Мы в сад пойдём

И фруктов наберём.        (упр – ие «Лошадка»)

Варим, варим мы компот,        (упр – ие «Варенье»)

Угостим честной народ.

3.Пальчиковая гимнастика.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.        (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас,        (Показывают 10 пальцев.)

а он один.        (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.        (Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька – для стрижа.        (Загибают указательный палец.)

Эта долька – для утят.        (Загибают средний палец.)

Эта долька – для котят.        (Загибают безымянный палец.)

Эта долька – для бобра.        (Загибают мизинец.)

А для волка – кожура.        (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас -        (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Беда!!!

Разбегайтесь -        («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

4.Координация движений с речью. «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,        (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали        Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.)

Яблони белили мы        (Движение правой рукой вверх-вниз.)

Известью, белилами.

Починили мы забор,        (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор.        (Стоят лицом в круг, в центр выходит 1 ребёнок.)

- Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

- Дам в награду        (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу.)

Слив лиловых,

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам.


Тема: «Деревья»

1.Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Педагог говорит: «Пошли мы на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идём по лесу, дует лёгкий ветерок и колышет деревья». Педагог и дети останавливаются: «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносится звук в), вдруг подул сильный ветер: в-в-в (дети громко и длительно произносят звук в)».

2.Артикуляционная гимнастика.

Мы вокруг берёзы                       (упр-ие «Бублик»)

Весело пойдём,

Руки вверх поднимем,                 (упр-ие «Грибок»)

Покружимся слегка                     (упр-ие «Вкусное варенье»)

И подбросим листья                    (упр-ие «Лопаточка»)

Вверх под облака.                        (упр-ие «Качели»)

3.Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,                    (плавные, волнообразные движения

Ветер листики считал:                  ладонями.)

Вот дубовый,                                (загибают по одному пальчику на

Вот кленовый,                                на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки     (спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

4.Подвижная игра «Листики». Импровизация движений.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Логопедическая разминка в игровой форме

Вырастить детей умных, добрых, красиво сложенных – непростая задача. Дети в логопедической группе особые, и большое значение в их развитии имеет логопедическая разминка, а чтобы им было интересно, все...

Логопедические разминки для дошкольников

За основу взяла разработки   С.В. Коноваленко. Материал для практического использования сделала в виде картотеки. Упражнения  удобны тем, что не требуют специальной подготовки и сложного обо...

Логопедическая разминка на занятиях с заикающимися детьми

картотека упражнений для занятий с заикающимися...

КОНСПЕКТ логопедической разминки Тема. Путешествие в «Белую сказку».

КОНСПЕКТлогопедической разминки Тема. Путешествие в «Белую сказку»....

Презентация "Логопедическая разминка"

Логопедическая разминка - это комплекс игровых упражнений для развития мимики, артикуляции, дыхания и мелкой моторики. Дети группы "Почемучки" выполняют логопедическую разминку каждое утро....