Устранение смешения на письме букв и-у, л-м у младших школьников.
методическая разработка по логопедии по теме

Услугина Ольга Николаевна

 

За период работы со школьниками я активно изучала тему:  «Преодоление смешения на письме букв, имеющих кинетическое сходство, у младших школьников».В своей практике я стала отмечать всё больше детей, у которых были выявлены стойкие смешения букв по кинетическому сходству. В большинстве своём, это были буквыи-у, л-м, п-т. Смешения букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой – с одной стороны, и графемой и кинемой – с другой.

Мною были разработаны два метода коррекционной работы  по преодолению смешения на письме букв и-у  и  л-м,применение которых, показало через три месяца коррекционной логопедической работы резкое сокращение числа ошибок, а к концу года,  полное их устранение. Своим опытом и методами работы я поделилась - в научно-методическом журнале «Логопед»

 №8/ 2010г. Статья «Преодоление смешения на письме букв, имеющих кинетическое сходство» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устранение смешения на письме букв и-у, л-м

у младших школьников.

Учитель – логопед: О.Н.Услугина

ГОУ «Центр развития ребенка - детский сад»  №1607, г. Москва, ЮЗАО.

__________________________________________________________________

        За последние годы в начальных классах массовых  школ,  особую актуальность приобретает проблема оптической дисграфии. Она стоит как бы особняком среди других её видов и не зависит от состояния устной речи, может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно - пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

        Если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный) по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически-сходных букв. Это объясняется следующим.

        Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфических элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы,     по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки.

Исследователи традиционно объясняют любые смешения либо акустико-артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв – равно для чтения и письма. Включение в акт письма еще одного анализатора – двигательного – расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Между тем, было бы неправильно не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо - речедвигательных и зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. И. Н. Садовникова в своей книге для логопедов «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» выделяет новый тип специфических ошибок – смешение букв по кинетическому сходству.

В своей практике, за последнее время, я стала отмечать всё больше детей, у которых были выявлены стойкие смешения букв по кинетическому сходству. В большинстве своём, это были буквы и-у, л-м, п-т. Смешения букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой – с одной стороны, и графемой и кинемой – с другой.

Я хотела бы поделиться двумя своими методами по преодолению смешения букв и-у  и  л-м, (дифференциация букв п-т хорошо изложена в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов») которые я использовала в своей практике и  применение которых, показало через три месяца коррекционной логопедической работы резкое сокращение числа ошибок, а к концу года,  полное их устранение. В связи с этим, считаю их наиболее эффективными, т. к. в основе данных методов лежит опора на артикуляционный уклад, а также проговаривание звуков при написании слов.

1. Дифференциация букв и-у.

1 этап. Уточнение артикуляционного уклада.

( Логопед вместе с детьми уточняет положение органов артикуляции в момент произнесения звука.)

Звук и буква «у». Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук  и буква «и». Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.

 

2 этап. Соотнесение артикулемы с кинемой.

        После того, как дети произвели анализ артикуляционного уклада гласных звуков «и-у», им предлагается следующее сравнение:

  • при произнесении гласного «и» губы растягиваются в улыбке, точно

также буква «и» при написании растягивается по строчке, никуда «не съезжая»: 

  • при произнесении звука «у» губы вытягиваются трубочкой вперед, детям предлагается увидеть себя в профиль перед зеркалом, посмотреть на соседа, а затем обратить внимание, как буква «у» при написании точно также «вытягивает» свой «хвостик», съезжая с нижней рабочей строки.  

На данном этапе важно, чтобы дети увидели сходство артикуляции с написанием букв, научились чувствовать положение губ в момент  произнесения, а главное: поняли, что этим необходимо руководствоваться при написании этих гласных в словах.

Другими словами, ребенок, услышав слово, которое ему необходимо записать, проговаривает его, ощущая положение своих губ, и «переносит» это на бумагу.

3 этап. Графический диктант. Игра «Шифровка».

 Для закрепления навыка необходимо потренироваться на следующем упражнении. Дисграфику выдается карточка-бланк, в которой зашифрован набор букв, где

        «- » - обозначает букву «и», которая растягивается по строчке и губы также «расплываются» в улыбке. Так, ребенок, глядя на черточку, принимает нужный артикуляционный уклад, а под ней пишет букву.

        « / » - обозначает букву «у», у которой «хвостик» вытягивается, спускаясь ниже рабочей строки, как и губы в момент произнесения данного звука:

-  /  -  -  /  /  -  -  /  /  /  -  -  -  -    /  /  -  /  -   /  -  /  -  /

и у и и у у  и  и у у у  и  и и  и у у  и  у и  у  и у и  у

Дети с удовольствием выполняют задание, а после, один из них читает, что получилось, у всех ли совпала последовательность, а если нет, то разбирается почему, уточняется артикуляция, исправляют ошибки.

4 этап. Дифференциация «и-у» в слогах.

Задание1. Учитель-логопед диктует слоги, а дети должны записать только те, в которых слышится звук «и» (затем «у»).

Задание 2. Записать предлагаемые слоги в 2 столбика: кту, лки, лну, жшу, ржи, гси, дву, нпи, зру, шду, хби, фжи, фпу, пси, сви, кму, гбу.

и

у

Задание 3.Записать слоги под диктовку. В них выделить двумя разными цветными карандашами буквы «и» и «у».

Задание 4. Выпишите из каждой строчки только те «слова», в которых гласные стоят в следующем порядке.

уиу_______________________________________________________________ 

бизури, дузису, гимуви, дируну, рукури, луничу

иуи_______________________________________________________________

мурину, шикуди, пудилу, дигури, кисуму, гулити, визури

5 этап. Дифференциация букв «и-у» в словах.

Задания те же, что и со слогами. (Добавляются слова с пропущенной буквой «и» или «у», вставить нужную букву.)

6 этап. Дифференциация букв «и-у» в предложениях.

Задание 1. Вставить нужную букву «и» или «у», подходящую по смыслу.

Задание 2. Записать предложения под диктовку. Выделить двумя цветными карандашами буквы «и-у».

2. Дифференциация букв л-м.

1 этап. Уточнение артикуляционного уклада.

Звук и буква «л». Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Звук и буква «м».  Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2 этап. Соотнесение артикулемы с кинемой.

На этом этапе важно сравнить, что в произнесении звука «л» участвует язык, который поднимается вверх. Обращаем внимание детей на то, что язык у нас один, а значит и количество элементов (т.е. палочек) будет соответствовать одному (в написании буквы «л» - одна палочка):

( В з классе у меня один ученик опровергнул данное мнение, объяснив это тем, что «у нас во рту есть ещё один маленький язычок, так что их два!» Здесь важно уточнить, чтобы не возникло путаницы, что мы опираемся на артикуляцию, говоря «о том язычке», который принимает непосредственное участие в произнесении звука «л».)

 В з классе у меня один ученик опровергнул данное мнение, объяснив это тем, что «у нас во рту есть ещё один маленький язычок, так что их два!» Здесь важно уточнить, чтобы не возникло путаницы, что мы опираемся на артикуляцию, говоря «о том язычке», который принимает непосредственное участие в произнесении звука «л».

При произнесении звука «м» основными участницами являются губы, а т.к. у нас их две (нижняя и верхняя), то и количество элементов (палочек) будет соответствовать двум:

3 этап. Графический диктант.

        На данном этапе варианты упражнений я провожу по аналогии с дифференциацией букв «п-т», изложенной  в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Задание 1. Запишите названное логопедом количество палочек.

О б р а з е ц: Логопед: «Две, одна, одна, две, две…» и т. д.

( запись: //     /     /     //   //    /  )

Под палочками запишите соответствующие буквы: л-м.

Задание 2. Запишите цифры под диктовку логопеда: « Один, два. Два, один, один…» и т. д.

(запись: 2 1 1 2  1 2 1 1 2 2 1 2 1 2…)

Под цифрами запишите соответствующие буквы.

4 этап. Дифференциация «л-м» в слогах.

Задание 1. Игра «Шифровка».

Расшифруй слоги (вместо цифр пиши буквы).

 2а-1а                2у-2у-1у        и2-и1

2и-1и                2е-2е-1е        а2-а1

2о-1о                2а-2а-1а        о2-о1

Задание 2.

Расшифруй звуковые сочетания:

2о2                2о1                2и1

1о1                1а2                1е2

2е2                2и1                1я2

1и1                3ю1                1ё2

5 этап. Дифференциация «л-м» в словах.

Задание1.  Расшифруй слова:

2ера                же1ток        са1ют        па1ь2а

2олоко        г1оток        теп1ло        пав1ин

1одка                1и2он        програ22а        к1ад

1апка                г1ина                по1яна        стек1о

2ышь                2о1оток        с1оварь        са1ют

Задание 2. Вместо точек вставь букву «л-м»:

...адонь

с…елый

со…дат

…ак

к…оп

во…на

…ень

с…ола

…одка

…ожка

…ошадь

то…па

…оль

с…оварь

…ошадь

…оряк

ко…пак

…оргать

х…опать

…асло

…атрос

о…оса

…опата

…арка

Задание 3. Запиши слова в два столбика: в первый -  с буквой «л», во второй  с -  «м». (Предлагаются слова: лак, мак, лужа, мел, лодка, машина, клад, лейка, муха...)

6 этап. Дифференциация «л-м» в словосочетаниях.

Задание 1.  Расшифруй словосочетания, вставляя вместо точки нужную букву «л-м»

  Зо.отой ку.он

  .о.одежный ба.

 Тяже.ое одея.о

Ше.ковый п.аток

Подсо.нечное мас.о

У.ыбка м.аденца

7 этап. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.

Задание: Вставь буквы «л-м».

  • В до.гах – как в ше.ках.
  • .олчание – знак сог.асия.
  • По.ожить зубы на по.ку.
  • Го.ова седая, да душа .олодая.
  • У.ение – по.овина де.а.
  • Кто с.ел, тот и съе.
  • Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.
  • Где много с.ов, та. мало де.а.
  • У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.
  • С.ово сказа. – стре.у пос.ал, пись.о написа. – в западню попа. .

8 этап. Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант.

        Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.

Апробировав данные методики на своих учащихся 2 -3 классов в ГОУ №1607 г. Москвы, я имела возможность наблюдать за тем, как с каждым днем у них повышался уровень самоконтроля. При записи слов, предложений, я видела, как старательно они вытягивали губки (при проговаривании слов со звуком «у») или, наоборот, растягивали их (при звуке «и»), с каждым разом допуская все меньше и меньше ошибок. Интересно было заметить, как на первых порах дети приоткрывали рот, ощущая подъём языка вверх (при проговаривании слов со звуком «л»), или смыкали губки (при звуке «м») и записывали нужное количество элементов. Проводя работу с родителями, я также объясняла им, на что нужно обращать внимание. При выполнении письменных работ детьми дома, родители сначала напоминали им об этом, а позднее, стали отмечать самостоятельное выполнение ими этих «упражнений», достигая тем самым необходимых результатов. Таким образом, к концу года из 8 выявленных учеников с описываемым нарушением, у 7 были полностью устранены ошибки, а у 1 – резко сократилось их количество (остаточные явления связываю с редкой посещаемостью логопедических занятий по причине частой болезни ребенка.)

 

Литература.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению.»-М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

2.  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999.

4. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С.-Пб, изд. «СОЮЗ», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зеркальное письмо букв и цифр

Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребёнка 5-6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической (возрастной) нормой, они бывают неустойчивы и ...

Возрастная динамика специфических ошибок письма у младших школьников

Содержание. Введение.Глава 1. Нарушения письма у младших школьников: теоретический анализ.1.1.         Особенности русского алфавитного письма.1.2....

Система работы по коррекции нарушений процесса письма у младших школьников

Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Разными авторами высказываются несколько разл...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Изучение особенностей письма младших школьников. Зрительно-моторная дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. ...

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР. Тема: Звуки ф - в (ф, - в,). Буквы Ф – В.

Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.Задачи:- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопостав...

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...