Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР. Тема: Звуки ф - в (ф, - в,). Буквы Ф – В.
план-конспект занятия по логопедии

Хрулёва Светлана Борисовна

Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости;

- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.

- уточнение и активизация словаря;

- формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;

- развитие учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование: электронная презентация, картинки, изображающие лица с разным настроением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatia_s.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: Звуки [ф] - [в] ([ф,] - [в,]). Буквы Ф – В.

Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости;

- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.

- уточнение и активизация словаря;

- формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;

- развитие учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование: электронная презентация, картинки, изображающие лица с разным настроением.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)

А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)

Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)

По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)

Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

2. Повторение ранее пройденного материала

Повторим звуки и буквы, которые мы изучили.

На какие две группы делятся все речевые звуки по способу образования?

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Назовите, пожалуйста, каждый по гласному звуку, а теперь любой согласный звук.

3. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия

- Отгадайте загадки.

Братья маленькие в дом поселились вчетвером.

Пятый брат не согласился, рядом в домик поселился. (Варежка)

Зеленая, кудрявая, в саду однажды летом

Она надела бусинки рубинового цвета. (Вишня)

Захотела река улететь под облака.

Целый день летит, летит,

В небо поднимается,

Но обратно о гранит

В брызги разбивается. (Фонтан)

Звездной ночью меж стволов

Кружит в роще мышелов.

Крючконосый и глазастый,

Потревожив криком тишь, вертит головой ушастой:

- Не шуршит ли в листьях мышь? (Филин)

Какой первый звук в словах-отгадках?

Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Сегодня познакомимся с новыми звуками [в],[в,] и [ф],[ф,], буквами В-Ф, которые обозначают их на письме.

Сравнительная характеристика звуков [в],[в,] и [ф],[ф,].

Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало. Обратите внимание: при их произношении нижняя губа смыкается с верхними зубами, выдыхаемый воздух проходит через эту щель, звук тянется, при этом в, в произносятся при помощи голоса, а ф, ф без помощи голоса.

Что общего у этих звуков?

Чем они отличатся?

4. Дифференциация звуков [ф],[ф,] и [в],[в,] в слогах, словах, словосочетаниях

- Знакомство с героями занятия

Сегодня на занятие пришли герои из сказок. Давайте отгадаем их имена.

Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитайте слова.

4 5 1 3 2 7 8 6      

в о д о р е к с   (Дровосек)

6 5 1 2 4 3

а р ф е о д  (Федора)

Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.

- Тестовые задания.

1. В какой группе картинок все названия со звуком  [в]?

(1. волк, корова, свитер;

2. слива, вагон, трава;

3. лист, вафли, вата;

4.  диван, кресло, кровать)

2. В какой группе картинок все названия со звуком  [ф]?

(1. фонарик, телефон, фотоаппарат;

2. филин, жираф, карандаши;

3. флаг, картофель, портфель;

4.  трава, грибы, шкаф)

3. Какая картинка лишняя?

(1. Конфеты. 2. Весы. 3. Велосипед. 4. Ведро.

1. Фонарик. 2. Портфель. 3. Картофель. 4. Конфеты.)

- Прочитайте слоги.

ВА-ФА-ВА

ВО-ВО-ФО

ВЫ-ФЫ-ВЫ

ВИ-ВИ-ФИ-ФИ

ВЫ-ФЫ-ФЫ-ВЫ

ФЁ-ВЁ-ВЁ-ФЁ

- Распределите слова на две части: с буквой В для Дровосека и Ф для Федоры.

Ворона, весна, фиалка, фабрика, сова, телефон, портфель, туфельки, коврик, шкаф, вечер, занавес.

- Федора и Дровосек записали слова, но перепутали буквы В и Ф. Помогите им навести порядок.

Офраг

Кузофок

Шкавы

Вонарь

Форы

Феер

Вокус

Феник

Ифа

Софёнок

Аврика

Солофей

Запишите слова верно и обозначьте изучаемые звуки в словах.

- «Расшифруйте» слова.

шка…

бро…

рука…

шар…

вет…ь

ле…

дро…а

- Дровосек принес с собой слова-действия, а Федора – слова-предметы. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Выделите буквы В-Ф.

вить

ловить

полоть

махать

наливать

светить

флажок

вода

волк

морковка

гнездо

фонарик

5. Физминутка

- Физминутка для глаз

- Подвижная физминутка

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

6. Дифференциация звуков [ф],[ф,] и [в],[в,] в предложениях

- Работа со скороговоркой.

Соберите скороговорку по стрелочкам.

(Наш Филат не бывает виноват).

- Закончите предложения, вставьте подходящее слово.

фаза-ваза

На столе стоит … .

Новолуние – это … Луны.

влаги – флаги

На домах развивались … .

На полях достаточно … .

(Объяснение значения слов фаза и влага)

- Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В-Ф.

В огороде выросла….

В саду у старой яблони сломана….

В зоопарке мы видели красивого …

За нашими розами ухаживает….

павлин

морковь

садовник

ветка

- Составьте предложения.

Вова-флажок

Валя-шарф

Вася-фотоаппарат

Иван-футбол

Вася-фабрика

Витя-фокус.

III. Подведение итогов занятия.

Дровосеку и Федоре пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо за то, что он принес такие интересные задания.

С какими звуками мы сегодня работали?

Какими буквами эти звуки обозначаются?

Что у них общего?

В чем различия?

Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.

БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Список литературы

  1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – м.: ВАКО, 2007.
  2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  4. Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз («Снеговик»)

Разуваева Наталья Евгеньевна, учитель-логопед МОУ СОШ № 72, Нижний Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква Р".

Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепление образа буквы Р....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ФФНР. Тема: "Звуки З, Зь"

Цель: дифференциация звуков З, Зь по акустико-артикуляционным признакам.Коррекционно-образовательные задачи:формировать умение давать сравнительную характеристику звукам З, Зь.Коррекционно-развивающие...

Конспект открытого занятия для родителей в группе детей дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Звуки (В), (В,). Буква В»

Конспект образовательной деятельности в группе детей дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Звуки (В), (В,). Буква В»...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, ТНР:ОНР Тема: «Буква Б, звуки б-б’»

Конспект логопедическогозанятия по обучению грамоте.Тема: «Буква Б, звуки б-б’»Целью занятия ставилось закрепление знаний детей о звуках [ б], [б’] и буквы [Б]В ...