Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Скрипникова Татьяна Викторовна

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать        вспомогательные    средства,     облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа)

Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».                                                                             Цель:                                                                                                                                      1. Закрепить навык различения и правильного произношения звука [х], [х’] в слогах, словах, фразах (с использованием моделей).                                                                                     2. Развивать фонематический слух.                                                                                      3. Учить выделять звук [х] в начале и в конце слова.                                                 4. Работать над предложением (с использованием моделей).                                                                                    5. Познакомить с буквой Х.                                                                                                 6. Развивать память, внимание, мышление.                                                                                               План:

Организационный момент: садится сначала тот, кто узнает и назовет букву (буквы напечатаны не полностью).

1.Знакомство со звуками [х], [х’].

Логопед выставляет картинки:  хобот, хоккеист, холодильник, хвост, духи, петухи, мухи.

Задает вопрос:

— Какой звук чаще всего слышится в названиях картинок? (Звук [х]и звук [х’])

2.Артикуляция звука.

Логопед объясняет, что при произнесении звука [х] выдыхается теплая струя воздуха.

3.Характеристика звука.

Логопед объясняет: звук [х] - согласный, твердый, глухой, [х’] — согласный, мягкий, глухой.(На панно выставляются модели данных звуков.)                

          Headphones Clip Art Png - Viewing Gallery                                       Headphones Clip Art Png - Viewing Gallery

4.Выделение звука на слух. Игра «Светофор».

Дети должны выделить звук  [х] из ряда слогов: ка-то-ху-мы- по-ти-ха-мо-ху-ат-ик-ух-ок-ох-ым-ых.  (Показать сигнальную карточку-модель.)             5.Игра «Добавь звук».

Логопед произносит слова без последнего звука. Дети добавляют звук [х] и называют слово полностью.

пету...        отды...        мо...

пасту...        коню...        пу...

лопу...        запа...        сме...

горо...        шоро...        стра...

6.Игра «Где живет картинка?». Логопед предлагает детям картинки (хомяк, хорек, халат, хлеб, халва, петух, горох, пастух, мох, пух, муха ) «расселить» в домики-модели, где есть три квартиры – местонахождение звука [х] (в начале слова, в середине или в конце слова).

   Х

   х

   х

7. Игра «Собери слово» - выкладывание схемы слова мухи  и пух. Упражнение в звуковом анализе слов, составление цветной схемы данных слов.

МУХИ                                                              ПУХ

8.Дидактическая игра «Запомни и назови» (по картинкам).

9.Рассказ «Поздняя осень». Дети слушают рассказ, затем называют слова со звуком [х] и составляют схемы предложений.                                                                                  «Поздняя осень».                                                        Поздняя осень. Наступили холода. Небо хмурится. Трава в лесу высохла. Только хвоя на елках по-прежнему зеленая. Хрустит под ногами хворост.

 

10.Физкультминутка.  

Раз – подняться, потянуться,                                                                                           Два – нагнуться, разогнуться,                                                                                Три – в ладоши, три хлопка,                                                                                                Головою три кивка.                                                                                             На четыре – руки шире,                                                                                      Пять – руками помахать,                                                                                  Шесть – на место тихо сесть.


11.Знакомство с буквой Х.

  • Логопед показывает букву х.
  • Дети находят букву в кассе.
  • Отвечают на вопрос, из скольких элементов состоит буква.
  • Выкладывают букву из палочек.
  • Прорисовывают букву в воздухе.
  • Печатают букву в тетрадях.

Логопед проводит анализ и синтез слогов: ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.

  • Печатают слоги в тетрадях.

12.Итог. С какими  звуками сегодня познакомились? Вспомните и повторите слова со звуком [х] и звуком [х’].

Литература:

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями реи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Логопед в ДОУ)

Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.   Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС  по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Конспект открытого занятия по ФЭМП (образовательная обл. Познание) в подготовительной к школе группе. Тема : «Поможем Элли вернуться домой».

Программное содержание. Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Закреплять умение ориенти...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....

Конспект открытого занятия по ФЭМП (образовательная обл. Познание) в подготовительной к школе группе Тема :«Поможем Элли вернуться домой».

Тема :«Поможем Элли вернуться домой».Подготовила и провела воспитатель: Программное содержание. Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепи...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...